Актуальный педагогический опыт «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»
материал по конструированию, ручному труду ( группа) по теме

Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения и развития.

Творчество обогащает жизнь ребёнка. Работая над созданием художественного образа, ребёнок стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.
    В свете реализации ФГОС актуальной является проблема творческой самореализации личности дошкольника, так как развитие творческих умений – один из компонентов, отражающих готовность ребенка к школе.

    Дизайн-деятельность в детском саду является эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

    В ходе дизайна дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать окружающее их пространство.

    Интегративные возможности, энергетика и динамизм деятельности детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии неврозов, сколиоза, близорукости и т.д.)

    Появляются новые возможности экологического и нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье, решаются задачи преемственности образования детей в детском саду и в школе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»

                                                                                Автор опыта:
                                                                                  Шошолина Мария Сергеевна,
                                                                                  воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка –

детский сад № 55

«Радуга» г.Нарьян - Мара»

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

    "Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое", - писал Л.С.Выготский. Творческие способности начинают проявляться ещё в дошкольном детстве, а его атмосфера способствует к их дальнейшему развитию. Дошкольное детство-это пора игр, самостоятельного познания, исследования, творения.

    «Центр развития ребёнка – детский сад № 55 «Радуга» г.Нарьян-Мара» работает по образовательной программе, разработанной на основе примерной общеобразовательной  программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения по реализации программы является художественно-эстетическое воспитание.

    Беседы с родителями показали, что они заинтересованы в развитии творческого потенциала детей, в приобретении ими умений и навыков работы в различных изобразительных техниках и с различными материалами при создании оригинальных образов, но в силу современного ритма жизни, занятости на работе и дома, не всегда могут уделить должное внимание этой составляющей развития ребенка.

   Таким образом, возложенная на коллектив образовательного учреждения ответственность за художественно-эстетическое воспитание детей подвигла на поиск новых, более эффективных методов его реализации.

    В процессе наблюдений за изобразительной и продуктивной деятельностью детей, где анализировались продукты деятельности и процесс деятельности, было отмечено, что у них есть огромное желание и стремление к изобразительному творчеству, но многим не удаётся точно передать форму, строение, пропорции предметов. При самостоятельном оформлении окружающего пространства: групповой комнаты, зала, прогулочной площадки незатейливыми поделками, - по причине недостаточных творческих навыков и слаженных действий в воплощении замысла детей отсутствовала композиция и единая стилистика.

    Исходя из этого, сделан вывод, что решением проблемы развития творческих умений детей является использование такого вида творческой деятельности, как дизайн, который ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребёнка. Возможно, сам дизайн сложен пока для восприятия ребенка, но у него есть предрасположенность для проявления дизайнерских умений в совместной и самостоятельной деятельности.

    Работа над проблемой развития творческих умений детей через ознакомление дизайном ведётся в течении пяти лет. В поисках интересных методов и технологий используем программы: «Детский дизайн» Г.Н. Пантелеева, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Детский дизайн» Г.Н. Давыдовой, «Графический дизайн» А.И. Ярыгиной.

   

Факторами, послужившими к становлению данного опыта, являются:


- наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности;
-     анализ диагностических данных сформированности творческих умений прошлых лет, выявленных в ходе мониторинга по диагностической методике определения уровня развития творческих умений детей, разработанной Комаровой Т.С.:

Средняя группа

2009-2010 учебный год


высокий


средний


низкий

Уровень развития творческих умений, %

(анализ продуктов деятельности:

передача формы, строение предмета, передача пропорции, композиция, передача движения, цвет;

анализ процесса деятельности: характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности, оригинальность изображения, устойчивость интереса, обогащение замысла, использование изобразительных техник)

15

55

30

- желание взрослого находиться в поиске и постоянно предлагать ребенку какие-то «изюминки», новинки, стимулировать его к познанию и исследованию окружающего мира, применению своих умений и навыков для создания новых творческих образов.

Актуальность опыта

Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения и развития.

Творчество обогащает жизнь ребёнка. Работая над созданием художественного образа, ребёнок стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.
   В свете реализации ФГОС актуальной является проблема творческой самореализации личности дошкольника, так как развитие творческих умений – один из компонентов, отражающих готовность ребенка к школе.
  Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Одной из таких деятельностей и является детский дизайн.  

    Дизайн-деятельность в детском саду является эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

    В ходе дизайна дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать окружающее их пространство.

    Интегративные возможности, энергетика и динамизм деятельности детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии неврозов, сколиоза, близорукости и т.д.)

    Появляются новые возможности экологического и нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье, решаются задачи преемственности образования детей в детском саду и в школе.
   Однако, подходя к изучению данной темы, возникла проблема недостаточного объёма литературы по данному вопросу. Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Давыдова Г.Н., Кузнецова О.В., Ярыгина А.И., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях.
   Таким образом, обнаруживается противоречие между готовностью педагога стимулировать дошкольников к развитию их творческих умений и недостаточным использованием дизайн-деятельности для решения задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Ведущая педагогическая идея опыта

Повышение уровня развития творческих умений детей дошкольного возраста, предполагает создание условий, следовательно, ведущая педагогическая идея заключается в определении форм и методов обучения дизайн-деятельности, использовании разнообразных техник.

Длительность работы над опытом

    Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важно не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
   Поэтому работа была обозначена как реализация цикличной системы решения проблемы и соответственно разделенная на три цикла:
I цикл – срок реализации 2009-2010 год (5-й год жизни) - обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности навыков изобразительной деятельности, творческих умений.
II цикл –2010-2011, 2011-2012 учебные годы, (6, 7 год жизни) - решение противоречия, разработка тематического плана занятий и организация дизайн-деятельности в условиях детского сада.
III цикл – 2011-2012 учебный год - результативность решения противоречия, диагностика развития творческих умений детей.

   Данные диагностики подтверждают успешность используемого вида детской деятельности для решения обозначенной педагогической проблемы и определяют дальнейшую работу на перспективу. В настоящее время произведён новый набор детей для работы по дизайнерской деятельности на 2015-2017г.г.

   
 

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя дошкольного учреждения по обучению элементам детской дизайн-деятельности, способствующей развитию творческих умений.

Теоретическая база опыта

Свою историю слово «Дизайн» берёт от итальянского «disegno» - понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в 16 веке в Англии появляется понятие «disegno», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор, а также – проектировать и конструировать. В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно – художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально – культурной.

Г.Н. Пантелеев даёт своё определение этого понятия: дизайн – это «конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». А.И. Ярыгина определяет дизайн как «вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом».

Профессиональный дизайн, создаваемый взрослыми, направленный на благоустройство материально-культурного пространства, окружающего ребёнка, определяется понятием «дизайн для детей».

Педагогу необходимо овладевать культурой дизайна, поскольку одно из важных условий педагогической работы - это создание для ребёнка предметной развивающей среды.

Проблема организации предметно - развивающей среды освещается рядом психологов и педагогов: Т.Н. Дороновой, О.В. Артамоновой, В.И. Логиновой, Г.Н. Пантелеевым, обращается внимание на важность приобщения детей к непосредственному участию детей в эстетизации окружающего их пространства, что определяется понятием «детский дизайн»

В содержание понятия «детский дизайн» Г.Н. Пантелеев включает понятия «дизайн – рукоделие» и «дизайн – проект». Дизайн – рукоделие – это небольшие украшения – аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн – проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно – художественный, декоративно – пространственный дизайн).

Основными принципами детского дизайна являются:

- принцип эстетизации предметно-пространственной среды и быта;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства.

Изучением вопроса детского дизайна и внедрением его в практику работы дошкольных учреждений занимаются такие педагоги, как Г.Н Давыдова («Детский дизайн. Пластилинография. Бумагопластика»), А.И. Ярыгина («Графический дизайн»), а также Г.Н. Пантелеев – автор книги «Детский дизайн», в которой раскрывается технология дизайн-деятельности представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через организацию различных типов детского творчества и направлений деятельности. Г. Н. Пантелеев выделяет типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объёмный (предметно-декоративный, пространственный (архитектурно-художественный). Каждый тип включает в себя виды деятельности: аранжировка, моделирование одежды, декоративно-пространственное моделирование.

 

Данная технология была адаптирована к условиям нашего детского сада в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста, с целью повышения эффективности работы по развитию их творческих умений.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в адаптации технологии «Детский дизайн», разработанной Георгием Николаевичем Пантелеевым, и разработке блочной системы, включающей типы дизайна, направления деятельности и формы организации, направленные на развитие творческих умений дошкольников.

Технология описания опыта

Цель: развитие творческих умений, воспитание личности дошкольника, способной к воплощению собственных оригинальных идей с помощью основ дизайна.

     Задачи:

      1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми дошкольного возраста, обучение детей элементам дизайн-деятельности.

2. Развитие созидательных возможностей детей в процессе дизайн – деятельности через организацию различных форм сотрудничества всех участников образовательного процесса.

      3. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками, развитие художественного творчества.

    Для решения этих задач в детском саду организована студия дизайнерской деятельности, где созданы все условия для динамики и творческого роста и пытливого стремления ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Планировка студии отвечает существующим нормам. Она разделена на две зоны: рабочую и игровую. Рабочая зона оборудована столами причудливой формы, которая не только интересна взору детей, но и удобна в обращении. На специальных стеллажах располагается библиотека педагога, художественная литература для проведения занятий, грамотная экспозиция полезной информации, настольные игры, стимулирующие детский дизайн, материалы, пособия, доступные для использования детьми, выставки детских работ. Кроме того, в кабинете находятся все необходимые для работы материалы: цветная бумага и картон, пластилин, разнообразный природный и бросовый материал, конструкторы, карандаши, фломастеры, краски и т.д. Игровая зона предназначена для проведения подвижных игр, игр с изготовленными поделками, с настольным и напольным конструктором, физкультминуток. Даже красочные ковры на полу часто становятся объектом для творчества, оставляя на своем приятном ворсе рисунки талантливых детских ручонок. Стимулируют детский дизайн настольные игры и пособия художественного содержания: силуэты теневого театра, плоскостные конструкторы, мозаики и лото, разрезные картинки и альбомы для раскрашивания, комплекты «бумажной пластики» и лоскуты для рукоделия.

      Работа по дизайнерской деятельности ДОУ ведётся в двух направлениях: «Детский дизайн» и «Дизайн для детей».

Направление «Детского дизайна» раскрывается в кружковой работе с группой детей старшего дошкольного возраста (приложение 1), «Дизайн для детей» во взаимосвязи с педагогическим коллективом (консультации: «Дизайн для детей и детский дизайн»; семинары-практикумы: «Эстетическая организация развивающей среды»; мастер-классы: «Картинки под копирку», «Тестопластика», «Народная игрушка», «Мастерская Деда Мороза»;  творческие проекты; творческие выставки; творческие конкурсы) и в сотрудничестве с родителями (консультации: «Дизайн в семье», «Как оформить детскую комнату», «Портфель поделок»; конкурсы семейного творчества; дни открытых дверей; выставки семейного творчества; привлечение родителей к оформлению ДОУ; участие в творческих проектах; творческие мастерские; творческие конкурсы).  

 Кружковая работа по дизайн - деятельности объединяет и развивает детей с большим творческим потенциалом, совершенствуя их умения в рисовании, лепке, конструировании, аппликации и ручном труде.

 Работа по дизайн - деятельности ведется в соответствии со структурой детского дизайна, которая определяет три типа:

1. Дизайн плоскостной (аппликативно – графический).

2. Объёмный (предметно – декоративный).

3. Пространственный (архитектурно – художественный).

 Каждый тип детского дизайна подразделяется на виды деятельности:

1.        Художественная аранжировка.

2.        Моделирование одежды.

3.        Декоративно - пространственный дизайн.

    Программа кружка содержит темы занятий, предлагаемые автором технологии "Детский дизайн" Г.Н. Пантелеевым, также темы занятий дизайн-деятельности, разработанные автором представленного опыта, содержащие региональный компонент, который способствует формированию системы ценностей и творческих способностей детей.

    Работу по дизайн – деятельности начинаем со знакомства детей с плоскостным дизайном. Дети выполняют различные графичные и аппликативные образы, размещая их на плоскости (бумаге, картоне). Затем предлагаем детям поработать с объемными трёхмерными изображениями, знакомим с объёмным дизайном. Знакомство с пространственным дизайном предполагает приобщение детей к украшению окружающего пространства продуктами плоскостного и объёмного дизайна.

    Первое направление - "аранжировки" - это композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, изделия бумажной пластики, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, орнаментальных композиций и др.

    Занимаясь рукоделием, конструируя из различных материалов, сочетая их с лепкой и рисованием, дети моделируют изделия для игр, одежды и интерьера.

    Организуя прогулки в лес, обращаем внимание на красоту и особенности северной природы в разное время года. Осенью рассматриваем неповторимую яркую окраску листвы, ягод, почвенного покрова, мха и ягеля; зимой любуемся заиндевелыми ветками деревьев, сумраком полярного дня, снежной поземкой; весной наблюдаем за таянием снега и половодьем, а лето - пора скромного северного разнотравья и цветов. Общение с родной природой, несомненно, воспитывает в детях любовь и эстетическое отношение к природному окружению.

   Организуем мастер - классы с художниками и мастерами нашего края, где дети на пленере и в студии имеют возможность понаблюдать за процессом создания картины, изделия и попробовать себя в роли художника, дизайнера.

    В результате таких экскурсий, наблюдений и встреч детьми были созданы многочисленные индивидуальные и коллективные аранжировки, выполненные различными средствами: акварель, гуашь, акрил, тушь, восковые мелки, цветные карандаши, различными способами: графика, граттаж, набрызг и т.д., из различного материала. Так, например, в аранжировке "Осень на Печоре" дети изобразили раскидистые берёзы на берегу северной реки, используя скрученные из бумаги трубочки и вырезанные и подобранные в тон осенней листвы кусочки обоев; "Гроздья рябины" выполнены аппликативным способом из флиса; "Брусничные поля" - из бросового материала (половинки контейнеров шоколадных яиц), гофрированной и бархатной бумаги.

    Также во время прогулок по лесу приобщаем детей к с бору природного материала: шишек, листьев, веточек, мха, ягеля, коряг и т.д., рассказываем о его поделочных возможностях.

    На занятиях фито-дизайна показываем, как могут быть красивы поделки из коры, веточек, сухих цветов, шишек, ягод, листьев, мха.

    Для развития наблюдательности и осознания взаимосвязей объектов природы и продукта работы художника-дизайнера предлагаем детям посмотреть вокруг глазами фотохудожника. Для этого используем игровой прием "фотоаппарата". Дети наблюдают, выбирают "самое красивое" сквозь рамку видоискателя, как бы, приближая и отодвигая "фотоаппарат" от глаза. После наблюдения дети по памяти воспроизводят то, что им понравилось, было "сфотографировано".

    В результате знакомства с таким видом дизайн-деятельности, как фито-аранжировки, дети изготовили различные композиции: букеты, которые использовали для сервировки стола и оформления праздничного зала; гербарии-картины "Золотой листопад", "Осенний ковёр", "Осенние этюды"; бижутерия (бусы, браслеты) для игр в уголке "ряжения" и т.д.

    Орнаментальные композиции являются одним из примеров дизайнерского направления "аранжировки". Орнамент является отличительной особенностью предметов этнического дизайна. Знакомство с ненецким орнаментом неотделимо от знакомства с культурой, бытом, традициями ненецкого народа, на земле которого живут дети.

     Для этого организуем экскурсии в краеведческий музей, где в ходе занимательной беседы, дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством ненецкого народа, с творчеством отдельных мастеров ненецкой земли. Дети имеют возможность увидеть процесс создания и украшения изделий. При ознакомлении детей с ненецким орнаментом обращаем внимание на его графичное построение, на его разнообразие и своеобразие его названий.

    Для лучшего запоминания изображения и названия орнаментов используем придуманные головоломки (ребусы). Такой прием развивает логическое мышление и интерес к такому виду аранжировок.

    Дети охотно играют в дидактические игры "Собери орнамент", где они учатся выкладывать орнамент, следуя определённой схеме; "Разрезные картинки", где они находят необходимые части и собирают их воедино, образуя орнаментальную композицию.

    Используя метод "Наглядного ориентира", дети учатся мозаичным способом выкладывать орнаменты на бумаге. Такой метод используем также в деятельностях: "моделирование одежды" и "декоративно-пространственный дизайн.

    Занятия детей дизайн-аранжировками развивают у них творческие способности, эстетический вкус. Дети знакомятся с самыми доступными подручными материалами, и, прежде всего, с бумагой (картоном) разных сортов. Практически они осваивают сорта бумаги разной фактуры, плотности и окраски (рисовальная, чертёжная, ватман, гофрированная, копировальная, калька, обёрточная и др.).

    Занятия бумажной пластикой являются доступным, наглядным, эстетически выразительным и результативным видом дизайн-рукоделия; развивают творческую самодостаточность ребёнка, готовят его к более увлекательным и смелым поискам в детском дизайне.

    На занятиях дети осваивают различные способы работы: разрывание, разрезание, выгибание, сминание, скручивание, складывание, а также тиснение, гофрирование, склеивание, нанесение покрытий, плетение, коллажирование и т.п. Сочетая эти приёмы между собой, а также с рисованием, лепкой и конструированием, мы учим детей создавать забавные игрушки, сувениры, детали костюмов и декораций к праздничным представлениям и развлечениям.

    Работа с разнофактурными материалами, как известно, развивает мелкую моторику руки, обогащает сенсорный опыт и интеллект ребёнка

    При изготовлении мягких игрушек используются старые вещи: детские варежки и перчатки можно превратить в забавных зверей.

    Совместно с педагогами дети выполняют аранжировки и для украшения участка: декоративные гирлянды, флажки, декор к праздникам и развлечениям.

     По направлению "Моделирование одежды" знакомим детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков, фасонов, декоративной отделки платья и аксессуаров. Работа по этому направлению формирует у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому и театральному гардеробу. Дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, одежды повседневной и праздничной.

    Дети обучаются ремеслу "кутюрье", создавая фасоны современного платья, русского сарафана, кокошника, ненецкой национальной одежды и аксессуаров (зонтики, галстуки, сумочки, веера и т.д.), фантазируя на темы: "Платье для матрёшки", "Моя модная одежда", "Праздничное платье", "Чудеса тучейки", "Тундровые модницы", "Головной убор с ненецким орнаментом", "Девочка в панице" и т.д.

    Так, например, одним из методов знакомства детей с национальной одеждой ненцев было посещение экспозиции, где представлены подлинные образцы малиц, паниц, головных уборов и сумок-тучеек.

    На занятии дети знакомились с предназначением тучейки. Играя в дидактическую игру "Секреты тучейки", дети поочерёдно вынимали из тучейки предметы: нитки, иголки, кусочки меха и кожи, тесьму и т.д., называли их и приходили к выводу, что все эти предметы необходимы для шитья и рукоделия, а тучейка - это своеобразная шкатулка, в которой ненецкая мастерица хранит швейные принадлежности. Далее, следуя заданной схеме, дети конструировали подобную тучейку из бумаги и картона, украшая выбранными ими орнаментами, готовые тучейки использовали в играх.

    Предлагаемые детям игры художественного содержания побуждали их к поиску гардероба для кукол. Играя, дети пробовали себя в роли дизайнера-модельера и по своему вкусу подбирали комплекты одежды и аксессуаров, как с традиционным, так и с этническим характером.

   Для моделирования одежды предлагаем детям различный поделочный материал. Так, например, создавая коллективное панно "Тундровые модницы", дети с помощью гороха, разноцветной фасоли и семян украшали силуэты одежды, раннее покрытые слоем пластилина, создавая образцы ненецкой одежды. Также предлагали детям пуговицы, бусины, бисер, пряжу, лоскуты, мех, кожу и т.д.

   Третье направление - "декоративно-пространственный дизайн"- ориентирует внимание детей на декоративное оформление облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада и т.д. Дети знакомятся с прошлым и настоящим отечественного зодчества, с градостроительством, с внутренним убранством дома и жилья.

Декоративно-пространственный дизайн детей начинается с элементарного ознакомления их с ролью и способами изготовления несложных макетов.

Успешности архитектурно-художественного моделирования способствует ознакомление старших дошкольников с доступными и яркими образцами зодчества (старинного, сказочного, современного). Мы знакомим детей с русской избой и шатровым теремом; дворцом и рыцарским замком, башней - высоткой, мостами, с национальным жилищем ненцев - чумом.

 Так, например, авторское пособие в форме чума, который преобразуется в большое треугольное панно с изображением внутреннего убранства чума, привлекает внимание детей, знакомит и развивает интерес к предметам ненецкого быта.

Дети с помощью взрослого рисуют и конструируют по образцам и по воображению доступные им макеты зданий и архитектурные ансамбли.

Особое внимание уделяем разработке заданий «с продолжением». Выясняем, что бы дети построили по заданию «Дом», предлагаем им нарисовать на черновике, как они представляют свою постройку. Затем вместе отбираем интересные варианты и на нескольких занятиях их реализуем.

Метод «Наглядного ориентира» помогает нам успешнее организовать выполнение детьми заданий по декоративно-пространственному дизайну. Мы знакомим детей с характером будущего оформления домика куклы или помещения, выполняем изобразительную основу – «каркас» убранства, оставляя недооформленные места, предоставляя это сделать детям. Дети дорисовывают элементы убранства, доклеивают силуэты, достраивают постройку в единой стилистике с наглядным ориентиром.

    Так, например, детям было предложено украсить орнаментом плоскостные макеты чумов, которые затем скреплялись между собой тесьмой и образовывали объёмный макет чума. Наполняя внутреннее пространство чума предметами-заместителями (шкуры - кусочки меха, стол - кубик и т.д.), дети использовали эту коллективную поделку в своих играх.

Мы помогаем им использовать пустые коробки, флаконы и другой «бросовый» материал.

Играя, трансформируя формы и композиции, ребёнок быстрее осваивает пространство, развивает воображение, успешнее создаёт несложные постройки (домики, транспорт). Из отдельных форм (кубы, пирамиды, конусы, цилиндры, призмы, сферы и др.) дети моделируют архитектурно-строительные ансамбли.

Дети, обустраивая кукольно-игровое хозяйство, далеко не всегда могут сделать «быт» своей куклы удобнее и красивее, а игру комфортнее. Поэтому планируем и организуем занятия с детьми по эстетике кукольно-игровой среды, на которых они учатся благоустраивать кукольно - игровое пространство, а позднее приобщаются к дизайн-деятельности в помещениях (групповая комната, зал) и на детских площадках. Используя свой опыт, дети на занятиях под руководством взрослого подготавливают инвентарь для создания бытового и праздничного убранства. Вырезают, лепят, конструируют и расписывают несложные элементы обстановки для кукольно-игровых интерьеров: обои, занавеси, мебель, скатерти.

Детское творчество важно грамотно и красиво представить. Для этого организуются различные тематические выставки, на которых экспонируются «шедевры» юных талантов.

Развитие старших дошкольников ДОУ в среде декоративного дизайна рассматривается в единстве формирования их эстетического отношения к окружающему и развития творческих умений. Исходя из этого, работа педагогов с детьми строится таким образом, чтобы ребенок получал яркие впечатления, стремился и мог выражать свое видение художественно-выразительными средствами, приобретал многоаспектный опыт художественно-эстетической деятельности, научился творчески применять его в своей жизни.

   Результативность опыта

Для проведения промежуточного и итогового мониторинга использовалась диагностическая методика Т.С. Комаровой (приложение 2).

      Анализировались данные сформированности творческих умений дошкольников на начало и окончание данного опыта.

Возрастная группа

Уровень развития творческих умений, %

(анализ продуктов деятельности:

передача формы, строение предмета, передача пропорции, композиция, передача движения, цвет;

анализ процесса деятельности: характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности, оригинальность изображения, устойчивость интереса, обогащение замысла, использование изобразительных техник)

высокий

средний

низкий

Средняя

(2009 – 2010 уч.год)

       15

       55

       30

Старшая

(2010 – 2011 уч.год)

25

65

10

Подготовительная

(2011 – 2012 уч.год)

45

55

-

Исследования, проведённые в начале опыта с детьми пятого года жизни показали, что 30% детей имеют низкий уровень сформированности изобразительных навыков, что явилось причиной беспокойства и толчком для поиска новых путей для поддержания их творческих умений и интереса.

Промежуточный мониторинг позволил оценить результаты работы по приобщению детей шестого года жизни к дизайн – деятельности, где 90% (25% высокий и 65% средний) детей показали хороший результат. Продукты изобразительной деятельности у многих детей характеризовались полнотой изображения, разнообразием компонентов с чёткой и пропорциональной передачей форм и широкой цветовой гаммой. Отмечался устойчивый интерес на протяжении всего процесса изображения. Даже дети, которые в самом начале освоения с дизайн - деятельностью неохотно рисовали, так как изобразительные навыки малоразвиты, сейчас проявляли интерес и творчество. Этот цикл занятий позволил сделать следующий вывод: дизайн-деятельность способствует развитию не только творческой активности, но личностных качеств ребенка.

 Мониторинг детей седьмого года жизни показал, что 100 % детей (45% высокий уровень и 55 % средний уровень) имеют представления: об основных понятиях дизайна: композиции (замысел, гармония), элементах (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) и технологии выполнения из различных материалов, правилах оформления готового изделия; о различных техниках рисования кистью на различных материалах.

 У детей наблюдался высокий уровень развития изобразительного творчества, они верно передают форму и строение предметов, интересно составляют композицию, подбирают цветовую гамму и материал, обогащают свой замысел новым содержанием, владеют техникой бумагопластики, нетрадиционными техниками рисования (примакивание, набрызг, печать, монотипия и др). Сюжетный замысел выполняют самостоятельно.

Дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образы, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

      В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения, удовлетворенность от творческой деятельности. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Положительные результаты данного опыта подтвердили правильность и целесообразность выбора направления в развитии творческих умений дошкольников посредством дизайн - деятельности и определили всю дальнейшую работу.

Определенные знания и навыки, а также творческие плоды маленьких дизайнеров неоднократно были представлены на конкурсах различного уровня, по результатам большинства из которых, были отмечены самыми высокими наградами, что, несомненно, является ярким показателем творческого потенциала детей:

-        победители городского конкурса «Юный дизайнер-2011» в номинациях: «Дизайн интерьера», «Дизайн одежды», приз зрительских симпатий

-        победители городского конкурса снежных скульптур «Влюбленный снеговик» (2013)

-        победители и обладатели специального приза Уполномоченного по правам ребенка в НАО городского конкурса детского рисунка «Доброта спасет мир»; работа одного из воспитанников признана эмблемой данного конкурса (2013)

-        победители окружного конкурса детского творчества «Дом БЕЗопасности» в номинации «Оригинальность идеи» (2014)

-        призеры 2 тура «Маленький художник» Всероссийского детского конкурса «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» (2014)

-        победители в номинации «Спорт без границ» окружного смотра - конкурса «Олимпиада глазами дошкольников» (2014)

-        обладатели Гран-при в номинации «Дизайн интерьера»; победители, призеры и обладатели специального приза жюри в номинации «Дизайн одежды»; победители в номинации «Дизайн окружающей среды» в городском конкурсе «Юный дизайнер-2014».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и  общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера...

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте"  Платон  Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками -...

Театрально - игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческие способности у детей необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Театрально - игровая деятельность самая доступная для детей дошкольного возраста и она лучше всего развивает твор...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...