Главные вкладки

    «Осуществление деятельностного подхода в технике оригами»
    статья (старшая группа) по теме

    Тураева Татьяна Олеговна

     

    Цель современного дошкольного образования - формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

    Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) - это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

    Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения. Именно на этой основе у детей формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Педагог в своей практике для активизации и развития у дошкольников познавательного интереса к содержанию обучения использует деятельностный подход. Это подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок  учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Однако  она сохраняет для ребенка такие качества как привлекательность, интерес и  активность. Это и обуславливает значение игры в развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание в педагогической деятельности следует уделять дидактическим играм.

    Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. (К.Н.Поливанова).

    По мнению Л.С. Выготского, дидактическая игра предназначена для реализации целей обучения и обладает специфическими признаками: преднамеренностью, планируемостью, целеполаганием,  структурой и результатом.

    Ведущие деятели сферы образования пришли к тому, что именно дидактическая игра является основой деятельностного подхода в обучении детей дошкольного возраста.

     Для успешного осуществления деятельностного подхода, необходимо использовать различные типы дидактических игр.

    По виду деятельности детей дидактические игры можно сгруппировать в следующие типы:

    Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное  - через преодолимое, необходимое - через интересное.

    Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

    Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

    В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

    Таким образом, нельзя усомниться в том, что дидактическая игра является основой деятельностного подхода в обучении и играет далеко не последнюю роль в воспитании необходимых в современном мире качеств человека.

    В настоящее время я работаю воспитателем в логопедической группе. Дети, с которыми я работаю, имеют нарушения развития речи. Для комплексного решения коррекционных задач необходимо использовать методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей. Поэтому я решила применить оригами в работе с детьми логопедической группы.

    Во - первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а  не по истечении длительного времени. Это очень важно, т.к. у детей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.

    Во - вторых, результат, полученное изделие, всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений , игрушки или дидактического материала .

    В третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка . Все мы знаем ,насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе ,особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. В.А. Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок.

    Занятия оригами способствуют  развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения. Без внимания невозможно сложить изделие. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога:

     - на занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов ,т к .в оригами все взаимосвязано .Складывание фигурок основано на освоении базовых форм ,которые нужно знать и уметь выполнять желательно по памяти.

    - при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: зачем, почему, как, что будет, т.е. мыслить.

    - в развитии творческих задатков можно выделить развитие конструктивных способностей . У некоторых воспитанников появляется желание создать что то свое это огромный шаг вперед, это плод его воображения.

    Основные направления оригами:

    - создание фигур;

     - применение фигур в оформление помещений, подарков, аппликации;  

    - развитие речи ребенка, выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений;

     - расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;

     - информация экологического характера: изготовление фигурок животных, насекомых, растений;

    - сведения о геометрических понятиях: дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы ,получают геометрические фигуры в ходе складывания.

    Цель обучения детей оригами:

    Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    Детям старшего дошкольного возраста в начале обучения технике оригами было  сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги я использую  в работе следующие дидактические приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисую бабочку и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагаю аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и             « посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она « не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги.

    Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

    Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. При обучении детей старшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В последствии эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности. Изготовленные детьми и совместно с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию экспериментальной, театральной, игровой деятельности.

    Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию я знакомлю их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки я использую цветную бумагу. Часто создаю проблемную ситуацию «ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…) а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить.

    Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В опытно-экспериментальном центре собрана целая флотилия из бумажных лодочек и корабликов. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного «берега» тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для корабликов дети используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер я предлагаю им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.

    Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

    Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения сказок: «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра: театр на палочках, с использованием фланелеграфа, театр на магнитах. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

    Также неотъемлемой частью каждого занятия по оригами являются «пальчиковые игры», разнообразные игры и действия с предметами, такие как:

    - игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);

    - игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);

    - игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

    - игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);

    - игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

    - игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же »);

    - рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

    - аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

    - лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание);

    - игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

    - Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

    Таким образом, с помощью занятий оригами решается большое количество воспитательно-образовательных задач. Поэтому организация деятельности детей дошкольного возраста в технике оригами актуальна на современном этапе. Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в комплексном применении складывания из бумаги  и рекомендую использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в разных видах деятельности.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведение мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»

    Проведение мастер-класса для родителей «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»....

    Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»

    Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей» ...

    «Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

    laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....

    Семинар- практикум для педагогов «Осуществление деятельностного подхода в работе с детьми раннего возраста»

    Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов групп раннего возраста.Задачи:1) Формировать  навыки  работы  воспитателей  с  документами,  регламентирующих их де...

    Конспект проведения мастер-класса "Осуществление деятельностного подхода в работе с семьёй"

    Конспект проведения мастер-класса "Осуществление деятельностного подхода в работе с семьёй"....