Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Танзиля Дусмухаметова

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kukly_nashih_babushek.docx64.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6»

г. Магнитогорска

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

МДОУ «ЦРР -д/с № 6 »

 г. Магнитогорска

Протокол от 01.08.2014 г. № 2

           УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ «ЦРР- д/с№6.» г. Магнитогорска

_____________Н.М. Палей

Приказ № 57 – П от 01.08.2014 г.

                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Куклы наших бабушек»

Составитель:

Воспитатель: Сидоренко С.В

Воспитатель: Дусмухаметова Т.М.

Воспитатель: Сегеда Е.В.

                 

2014

СОДЕРЖАНИЕ

I

Пояснительная записка

3

II

Учебно-тематический план Программы

7

III

Методическое обеспечение Программы

11

IV

Список литературы

13

V

Приложения

14

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.

Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.  Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.  Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.  Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

 В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

 - сам процесс изготовления приносит радость;

 - работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

 - при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,  что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

 - изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли;

- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Актуальность программы. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.  Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования на наш взгляд, недостаточно использован потенциал народной педагогики художественной  направленности. Таким образом, актуальным направлением является разработка программы основанной на традициях художественно - творческой деятельности русского народа в рамках дополнительного образования.

В рамках такой программы дети будут иметь возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Новизна программы.  Программа разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы и собственного опыта. Новизна заключается в форме проведения занятий. Говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

В основу программы заложены следующие принципы:

Принцип природосообразности базируется на том, что обучение и воспитание должны соответствовать закономерностям развития природы, особенностям ребенка. С позиции принципа природосообразности в образовательном процессе необходимо учитывать естественное состояние детей, а также создавать условия для раскрытия их потенциальных возможностей, формирования чувства ответственности и сопричастности к природе.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной)

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

Принцип проектности — предполагает ориентирование педагога, на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие.  Ребенок может программировать свои шаги, составлять план исполнения и анализировать свою деятельность.

Принцип добровольности — это предоставление возможности любому участнику образовательного процесса принять участие в проектировании. А так же все, что ученик делает, он делает добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.

Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности воспитанника.

Цель программы – формирование практических навыков художественно-творческой деятельности в процессе познания русских народных традиций, носителем которых является древнейших игрушка – тряпичная кукла.

Задачи программы:

Обучающая:   Изучить народные традиции, быт, обычаи, связанные с русской тряпичной куклой. Освоить приемы работы с различными видами ткани.

Развивающая: Развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление.

Воспитательная: Воспитание духовной культуры обучающихся через художественное творчество.

Реализация содержания в кружке «Куклы наших бабушек» осуществляется в течении учебного года, во второй половине дня, 1 раз в неделю. В месяц – 4 занятия. Количество занятий у учебном году-36. Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-7 лет.  Количественный состав кружковцев 10-12 человек.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Структура занятия:

1.Вводная часть.

    Педагог демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

2.Процесс изготовление.

  Педагог поэтапно показывает, как создается изделие, либо представляет модель (алгоритм) деятельности. Самостоятельная деятельность. Педагог после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3.Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самооценки, взаимооценки. Запись последовательности изготовления в форме схемы и зарисовки (при необходимости). Получение готового продукта.

Планируемые результаты освоения программы:

  • у детей возникает интерес к искусству изготовления кукол, формируется желание научиться этому искусству;
  • усваивают  бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту                          национальной истории и культуры.

Знать:

  •  правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами
  • классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
  • основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол;

Уметь:

  •  самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;
  • создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;

Формы оценки результативности освоения программы:

Формами подведения итогов реализации программы «Куклы наших бабушек»являются выставки, проведение конкурсов или викторины. Проведение итоговых выставок имеет большое воспитательное значение. На выставки приглашаются гости, педагоги, родители. Выставки позволяют рассмотреть творческое продвижение всего коллектива.

II. Учебно-тематический план Программы

Модуль

Количество часов

Общее

количество

часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Лоскуты. Нитки

3

10

13

Пряжа. Нитки

1

10

11

Коллективные работы

5

7

12

Всего

9

27

36

Содержание Программы

Модуль

Тема

Содержание

Лоскуты. Нитки

Цветные лоскутки

Вводная беседа.

Знакомство  русским народным фольклором посредством народной игрушки.

Краткий обзор представленных вариантов в экспозиции музея

«Куклы-кувадки»

Знакомство с самобытной традиционной самой первой куклой в жизни ребенка – кувадкой.

 Скручивание, заворачивание ткани, завязывание узелов.

Формирование интереса и желание изготавливать кукол своими руками

«Куклы-кувадки»

Завязывание крепкие узлы, стягивание ткани.

Стимулирование желание достигнуть качественного результата.

«Куклы-кувадки»

 Оформление и дополнение образа декоративными деталями, элементами одежды.

Развивать чувство цветовой гармонии в сочетании разных тканей.

Вызывать эмоциональный отклик, радость при достижении результата.

«Пеленашка» (или «Сонница - Бессоница»)

Рассказ о значении второй в жизни ребенка кукле, которую мать клала в колыбельку.

 Приемы пеленания, сворачивания, завязывания бантиком ленты.

Воспитывать родительские чувства с пониманием ответственности, заботы и нежного отношения к младенцам.

«Домашняя масленица»

Знакомство  со знанием оберега в жизни семьи.

 Создания куклы.

 Завязывание крепких узлов.

«Домашняя масленица»

 Создание формы туловища, головы и рук из квадратного лоскута, надетого на объемную основу.

 Придание выразительность образу с помощью косынки повязанной разными способами.

Вызывать чувства радости от достигнутого результата.

«Неразлучники»

На примере куклы дать представление о семейных ценностях.

Приемы сворачивания, завязывания.

Воспитывать желание иметь в будущем крепкую дружную семью.

«Неразлучники»

 Декорирование кукол, прибавляя большую выразительную половую принадлежность.

Полюбоваться готовыми изделиями и побеседовать на тему: «Какая должна быть семья».

«Десятиручница»

  Раскрашивание модели куклы и ее символики

 Изготовление бесшовным способом и создавать игровое пространство

Воспитание художественного вкуса, чувство гармонии, интерес к народной культуре

Воспитание трудолюбие, понимание пользы трудовых навыков и культуры желаний в перечке 10 дел на каждую ручку.

«Каркуша»

 Назначение и прием изготовления скрутки

квадрат, диагональ, треугольник

 Работа с нитью

Кукла «Рождественский ангел»

 Назначение сувенирной игрушки

 Крепления крестообразным способом, складывания ткани гармошкой

  Работа с нитью

Кукла «Отдарок за подарок»

Изготовление тряпичной куклы бесшовным способом

Развить навыки конструирования узловым способом

Формировать представления о цвете, форме, величине

Воспитывать благодарность своим родителям за их заботу и подарки

«Зайчик на пальчик»

 Формировать понятие о вершине, середине, краях, длине, ширине.

 Различать фигуры: квадрат и прямоугольник

Работа с нитками

Выполнение алгоритма действий.

   «Столбушка»

 Накручивание ткани на березовый столбик( на картон, трубку)

Работа с нитью

Воспитывать художественный вкус в подборе цветной гаммы

«Плодородие»

(«Мамочка с детьми»)

Техника изготовления «пеленашки» (младенца) бесшовным способом, используя скрутку.

Совершенствование трудовых навыков

Сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание

Создание игрового пространства

Кукла-мальчик

«Малышок-голышок»

Изготовление   куклу из единого лоскута ткани

Изготовление куклы с помощью узловой конструкции

Обрядовая кукла, оберегающая сон ребенка – «Бессоница»

Содействие углублению интереса к традициям народной игрушки

 Изготовление тряпичной куклы.

Формирования трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Экспериментирование.

 Пение колыбельной, убаюкивание.

«День и ночь»

 Изготовление узловой конструкции

 Крепления крестообразным способом, складывания ткани гармошкой для образования юбки

 Формирование навыков нахождения аналогии с ранее изготовленными куклами (Рождественский ангел, Бессоница).

Пряжа. Нитки

«Мартинички»

Знакомство с назначением куклы

Изготовление  парной куклы из ниток

Развитие  умение аккуратно, ровно наматывать нитки на картон

Развитие тактильного восприятия, ловкость, координацию в системе «глаз-рука»

Умение восполнять алгоритм действий.

«Солнечный конь»

Знакомство  с назначением куклы

Формирование математических понятий: вершина, середина, длина, ширина

Развитие чувства пропорций

 Работа с соломой и нитками (*мочалом * плотной тканью - бортовка)

«Веснянка»

Развитие навыков различения лицевой и изнаночной сторон

Развитие навыков соблюдения пропорции тела куклы

  Работа с нитью при крестообразном способе крепления

«Желанница»

Работа с  пряжей и нитками

Развитие умение аккуратно, ровно наматывать нитки на картон.

Выполнение алгоритма действий

«Бабочка»

Работа с тканью и нитками: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание

Развитие тактильного восприятие, ловкость, чувство цвета

«Помощница»

 Формирование фигуры на жесткой основе (жгут, трубка, плотная веточка)

 Работа с нитками

 Плетение косички

 Распределение складки юбки вокруг формы

Кукла - колокольчик «Добрая – вестница»

 Работа с ниткам

 Изготовление узловой конструкции, равномерном распределении складок ткани.

«Симеон – столпник»

Знакомство с назначением куклы

  Работа с тканью и нитками

Узловая конструкция изготовления куклы

«Берегиня». «Кормалка»

«Вепсская кукла»

 Изготовление куклы узловым способом Складывание, скручивание, обматывание, завязывание

Воспитание художественного вкуса, чувство гармонии

 

Коллективные работы

«Девкина забавка»

Изготовление  куклы бесшовным способом, соблюдая традиции

История игрушечного ремесла

 Обыгрывание различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам

«Крупеничка» («Зерновушка»)

 Сотворчество взрослого и детей.

Формирование смысла и назначение куклы.

Побуждать к поиску гармоничных решений в облике куклы.

Осуществление цветовых сочетаний,  мотивируя свой выбор.

Личная кукла-оберег.

Выставка

 Изготовлении традиционной куклы – закрутки

Игровая ситуация – хоровод кукол. Воспитывать интерес к народной культуре, самостоятельность, чувство гармонии  

Выставка самостоятельно сделанных кукол (или с помощью членов семьи)

Формирование навыков  планирования

Развитие самостоятельности

Воспитывать ответственность в выполнении задания

Демонстрация и награждение всех кто проявил инициативу и выполнил изделие.

  1. Методическое обеспечение Программы

   Для организации грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет

   Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают дошкольники, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, фотоальбомы по результатам работ и различных выставок

Оборудование: швейная машинка, утюг.

Основные инструменты и приспособления: иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, колесико-резец, пластиковая подложка, линейка, карандаши.

Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы, ленты, кружева, бусины разных размеров.

   Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы.

Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

  Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов; на показ таблиц-коллекций, образцов изделий; на использование видео-фильмов и картин, таблиц по культуре и охране труда, технологических карт, самодельных пособий.

В качестве дидактического материала необходимо иметь хорошо оформленные схемы изделий и образцы этих изделий для показа.

   Практические методы направлены на овладение общетрудовыми умениями.        

    Умение — знание, примененное на практике.

   Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит, выполнит дошкольникам, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. В процессе занятий дети постоянно работают со схемами выполнения изделий от простейших до сложных. Для полного представления изделия педагог предлагает ребенку самостоятельно разукрасить схемы , что помогает ребенку подобрать правильную цветовую гамму изделия и правильно выполнить изготовление куклы по схеме.

 Приёмы и методы организации  непосредственно образовательного процесса соответствуют возрастным особенностям, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, дополнительной общеобразовательной программы  является принцип единства воспитания и обучения.

Необходимым условием реализации программы является также посещение музеев, выставок по народному творчеству.

 

IV.         Список литературы

  1. М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
  2. В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
  3. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
  4. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
  5. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год

      6.    И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200

V. Литература для детей

  1. 1.В. Феррари «Игрушка своими руками»
  2. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

МДОУ «ЦРР -д/с № 6 » г. Магнитогорска

Протокол от 01.08.2014 г. № 1

     УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ «ЦРР- д/с№6.» г. Магнитогорска

_____________Н.М. Палей

Приказ № 57 – П от 01.08.2014 г.

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования  художественно-эстетической направленности «Куклы наших бабушек»

на 2014/2015 учебный год

Продолжительность учебного года

с 01.09.2014 г. по 29.05.2015 г.

Продолжительность образовательного процесса

36 недель  

Режим работы

1 раз в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Педагогическая диагностика образовательных результатов.

В начале года: 08.09.2014 г. – 12.09.2015г.

В конце года: 18.05.2015 г. – 22.05.2015г.

Отчетные занятия

26 мая 2015 года

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования художественно- эстетической направленности «Куклы наших бабушек»

на 2014/2015 учебный год

Максимальное количество НОД в течение недели

От 6-7лет

Продолжительность НОД согласно возраста

30 минут

Продолжительность НОД согласно возраста в день

30 минут – вторая

половина дня;

Объём недельной нагрузки по образовательной деятельности

30  минут

Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155); Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.; Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида» города Магнитогорска , дополнительной общеразвивающей программой дошкольного образования художественной направленности «Весёлые топотушки» на 2015/2016 учебный год.

Приложение 2.

Педагогическая диагностика

п/п

Ф. И. ребенка

 Специальная

ручная умелости

Самостоятельность в достижении цели

Эмоциональное отношения к деятельности

Характер деятельности (творчества)

 Овладение

культурой труда

Общетрудовые

умения

Сводная таблица

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

I.Определение уровня специальной ручной умелости

- высокий уровень – ребенок правильно использует в работе ножницы, иголку,  аккуратно разрезает ткань по нанесенным меткам; уверенно вдевает нитку в иголку; твердо знает технологию и выполняет скручивание, завязывание; ориентируется в задании, придает своему изделию индивидуальность.

- средний уровень – ребенок использует в работе ножницы, иголку, (иногда делает это неуверенно), разрезает ткань по нанесенным меткам; неуверенно вдевает нитку в иголку и завязывает узелок; не всегда твердо владеет технологией скручивания, завязывания,  активно использует для этого подсказку, изделие в целом выполнено по образцу.

- низкий уровень – ребенок неправильно держит в руках ножницы, затрудняется работать с ножницами, иголкой; не ориентируется в разрезании  ткани по нанесенным меткам; не может самостоятельно вдеть нитку в иголку; не владеет технологией выполнения скручивания, завязывания; может выполнить задание только благодаря совместным действиям с взрослым.

II.Определение уровня самостоятельности в достижении цели

- высокий уровень – ребенок  действует самостоятельно в достижении результата высокого качества, иногда небольшая  словесная подсказка (косвенная) взрослого;

- средний уровень – ребенок действует, опираясь на небольшую помощь действием взрослого, либо используя словесные подсказки;

- низкий уровень – ребенок действует, опираясь полностью на помощь взрослого, помощь выражается в показе с объяснением, совместных действиях.

III. Определение эмоционального отношения к деятельности

- высокий уровень – удовольствие и радость в процессе труда и при достижении результатов;

- средний уровень – ребенок действует увлеченно, но может отвлекаться; может быстро переключиться на другой вид деятельности; может проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия отдельных трудовых умений;

 - низкий уровень – ребенок действует без явного стремления к достижению результата, в процессе деятельности часто отвлекается, равнодушен, иногда отказывается от деятельности.

VI.Определение характера  деятельности (творчества)

- высокий уровень – отмечаются развитые комбинаторные способности в процессе работы над изделием; творческий подход к возникновению замысла, результат оригинален, с элементами новизны;

- средний уровень – комбинаторные умения для реализации творческого замысла развиты недостаточно (требуются советы, включение взрослого в трудовой процесс), качество результата высокое, но без элементов новизны;

- низкий уровень – результат не получается или отмечается репродуктивный характер деятельности.

 VII.Определение уровня овладения культурой труда

- высокий уровень – отмечаются экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы;

- средний уровень – неустойчивый характер показателей общей культуры;

-низкий уровень – хаотичное использование материалов, отсутствие аккуратности на рабочем месте, уборка рабочего места после неоднократного напоминания педагога.

 VIII.Определение уровня общетрудовых умений

Высокий уровень. Ребенок проектирует свои трудовые действия, направленные на достижение результата. В процессе трудовой деятельности возникающие трудности стремится преодолевать без помощи взрослого. В условиях помех выполняет задание с минимальной отвлекаемостью на посторонние раздражители (бросает взгляд и возвращается к работе), доводя начатое дело до конца и добиваясь результата с определенным качеством. Объективно оценивает результаты выполненной работы, имея контрольно-оценочные умения.

Средний уровень. При планировании  и выполнении изделия часто упускаются отдельные этапы работы. В процессе трудовой деятельности возникающие трудности ребенок пытается преодолеть самостоятельно, но это не всегда удается, поэтому прибегает к помощи сверстников, взрослого. В условиях помех работу завершает формально и приступает к играм. Соподчинение мотивов ситуативно (отвлекается на действующие раздражители, бросая начатое дело и затем возвращаясь к нему). Волевые проявления ситуативны. Предвосхищаемая самооценка своих умений не всегда соответствует самооценке по результату (заниженная или завышенная).

Низкий уровень. Ребенок проектирует свои трудовые действия по принципу приоритета более интересной деятельности. Не соблюдает последовательности трудовых действий, хотя в словесной форме выражает свой замысел. Преобладает замедленный темп работы, часто отмечается небрежность в выполнении задания. Нуждается в постоянном контроле и помощи взрослого. В процессе трудовой деятельности возникающие трудности препятствуют дальнейшему выполнению работы, попытки к их преодолению отсутствуют. Для качественного выполнения изделия  требуются напоминания взрослого. Начатое дело не доводит до конца. Действующий раздражитель заставляет прекратить выполнение задания и приступить к играм. Не может объективно оценить результаты труда. Волевые проявления сформированы слабо, ситуативны, либо отсутствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая программа "Наши любимые животные"

Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте, в последнее время стало особенно актуальным. Немалую роль играют в этом занятия, на которых детям дают ...