Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
    рабочая программа по рисованию на тему

    Полякова Наталья Валерьевна

    Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_izo_tsvetnaya_palitra.docx483.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Комп1\Pictures\2016-08-24\001.jpg

    Оглавление                                                                                                                              

    Стр.

    I. Пояснительная записка …………………………………………………………...…………..3

    II. Учебно-тематические планы дополнительной образовательной программы на 2 года обучения…………………………………....................................................................................8

    III. Содержание дополнительной образовательной программы на 2 года обучения …..….11

    IY. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ..…………14

    Список литературы……………………………………………………………...……………...21

    Приложение

    1. Пояснительная записка

    Направленность дополнительной образовательной программы – художественная.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

    Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его.

    Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути малыша присутствует стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.

    На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании) и применении нетрадиционных художественных техник. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных  и интересных образцов.

    Программа «Цветная палитра» разработана на основе программы И.А.Лыковой «Изобразительное творчество в детском саду»1 и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет.

    Программа «Цветная палитра» призвана помочь детям реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека.

    _____________________________________________________________________________

    1 И.А.Лыковой «Изобразительное творчество в детском саду»: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: «Карапуз», 2008.

    Цель и задачи программы

    Цель – становление эстетического отношения у дошкольников к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы на основе практического интереса в развивающей деятельности и активном участии.

    Задачи:

    • в рисовании: совершенствовать технику рисования гуашевыми  и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью и восковыми мелками; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно или орнамента – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш); познакомить с нетрадиционными художественными техниками;
    • в лепке: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал (глина, пластилин, соленое тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приемы декорирования образа;
    • в аппликации: инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или  сминание  бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки, салфетки для кафе, ажурные цветы, эмблемы, символы, гербы, эксклибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (караван верблюдов, стайка рыбок, хоровод елочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звездочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки, бересты).

    Задачи 2-х летнего обучения составлены на дидактическом принципе «от простого к сложному».

    Отличительные особенности программы от уже существующих в данной области программ

    Влияние изобразительной деятельности на общее и творческое развитие ребенка считается общепризнанным в отечественной педагогике и психологии. В исследованиях и методических разработках (Г.Г. Григорьева,  А. И. Савенков, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Р.Г. Казакова, Н.А. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) выявлены различные аспекты творчески развивающегося потенциала данной дисциплины на разных ступенях дошкольного детства. Задачи и психолого-педагогические условия их успешного формирования представлены во всех программах дошкольного образования – комплексных («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.) и ряде специализированных («Калейдоскоп», «Природа и художник», «Цветные ладошки» и др.)

    Во всех современных программах, так или иначе представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие – исполнительство – творчество. Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребенка.

     Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно-выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области – графика, живопись, скульптура, коллаж и др.). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям.

    Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны  требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

    Программа «Цветная палитра» включает в себя занятия по аппликации, лепке, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

    Возраст детей, на которых рассчитана программа -  5-7 лет.

    Продолжительность реализации образовательной программы «Цветная палитра» 2 года.

    Формы и режим занятий:

    • подгрупповые занятия;
    • индивидуальные занятия;
    • выставки;
    • тематические развлечения.

    Возраст детей

    Продолжительность одного занятия

    Периодичность в неделю

    Кол-во академических часов в неделю

    Кол-во академических часов в год

    5-6 лет

    25 мин.

    1 раз

    1 час

    32 часа

    6-7 лет

    30 мин.

    1 раз

    1 час

    32 часа

    Ожидаемые результаты и способы их отслеживания:

    В результате обучения по программе дети приобретают умение создавать выразительный образ с помощью разных изобразительных техник, средств и способов.

    Результатом обучения считается также освоение детьми знаний, умений и навыков, предусмотренных программой; развитие интересов детей, их общих и специальных способностей; формирование мотивов к познавательной деятельности; достижения детей.

    Для отслеживания результатов обучения могут быть использованы как общенаучные методы (наблюдение и т. п.), так и специфические методы педагогической диагностики, характерные для дополнительного образования детей: выставка, творческий отчет, конкурс и др.

    В конце первого года обучения дети приобретут знания и умения:

    В рисовании:

    • знать особенности изобразительных материалов;
    • различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, дизайн);
    • выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
    • создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения;
    • использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
    • использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

    В лепке:

    • лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
    • создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции,  позы и движения фигур.

    В аппликации:

    • изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.

    В конце второго года обучения дети приобретут знания и умения:

              В рисовании:

    • знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство;
    • называть основные выразительные средства;
    • высказывать эстетические суждения о произведениях искусства;
    • создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы;
    • использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

    В лепке:

    • выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

    В аппликации:

    • создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать с их помощью сюжетные и декоративные композиции.

    Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

    • организация выставок детского творчества;
    • участие в конкурсах детского рисунка.

    Кадровое обеспечение образовательного процесса: педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

    Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

    -изобразительная студия;

    -мольберты;

    -индивидуальные столы;

    -стулья;

    -изобразительные материалы;

    -наглядные материалы;

    -музыкальный центр.

    1. Учебно-тематический план

    1 год обучения (для обучающихся 5-6 лет)

    Содержание темы

    Общее кол-во  часов

    В том числе:

    теоретических

    практических

    1

    Путешествие босиком «Мир детства»

    • Рисование с элементами аппликации: «Картинки для наших шкафчиков»
    • Рисование с натуры: «Что-то рядом с нами растет? (комнатные растения)»

    3

    1

    2

    -

    -

    3

    1

    2

    2

    Путешествие в тапочках «Мир дома»

    • Рисование по представлению: «Вечерний свет в окошках»
    • Аппликация силуэтная: «Башмак в луже»
    • Рисование декоративное с элементами аппликации: «Перчатки и котятки»
    • Рисование декоративное: «Красивые салфетки для кафе»

    6

    2

    1

    2

    1

    -

    -

    -

    -

    6

    2

    1

    2

    1

    3

    Путешествие в сандалиях и панамке «Жаркие страны»

    • Аппликация: «Полосатая зебра»
    • Аппликация: «Черепахи и змеи ползают в пустыне»

    3

    1

    2

    -

    -

    3

    1

    2

    4

    Путешествие в валенках и шапке «Холодные страны»

    • Рисование пастелью: «Полярное сияние»

    2

    2

    -

    2

    2

    5

    Путешествие в ластах и бескозырке «Мир моря»

    • Рисование-экспериментирование: «Крошки - осьминожки»
    • Аппликация: «Стайка дельфинов»
    • Аппликация: «По морям, по волнам…»  

    6

    2

    2

    2

    -

    -

    -

    6

    2

    2

    2

    6

    Путешествие в ботинках и скафандре «Мир космоса»

    • Аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги: «Звезды и кометы»

    2

    2

    -

    2

    2

    7

    Путешествие в машине времени

    «Древний мир»

    • Аппликация силуэтная: «Динозавры и динозаврики»

    2

    2

    -

    2

    2

    8

    Путешествие на ковре самолете «Мир сказки»

    • Аппликация-мозаика: «Лужи-тучи для веселых поросят»
    • Рисование по замыслу: «Фантастические цветы»
    • Рисование с элементами рисования и письма: «Перо жар-птицы»
    • Аппликация сюжетная: «Избушка на курьих ножках»
    • Рисование по замыслу: «Радуга-дуга

    8

    1

    2

    2

    2

    1

    -

    -

    -

    -

    -

    8

    1

    2

    2

    2

    1

    Итого часов:

    32

    -

    32

    2 год обучения (для обучающихся 6-7 лет)

    Содержание темы

    Общее кол-во  часов

    В том числе:

    теоретических

    практических

    1

    Путешествие босиком «Мир детства»

    • Аппликация с элементами бумажной пластики: «Веселые портреты»
    • Рисование по замыслу: «Посмотри в свое окно»

    4

    2

    2

    -

    -

    -

    4

    2

    2

    2

    Путешествие в тапочках «Мир дома»

    • Аппликация из ткани (по выкройке): «Красивые светильники»
    • Рисование декоративное: «Узорчатые полотенца»

    3

    2

    1

    -

    -

    3

    2

    1

    3

    Путешествие в сандалиях и панамке «Жаркие страны»

    • Рисование: «Корабли пустыни (караван идет)»
    • Рисование: «Пестрые попугаи на дереве»

    4

    2

    2

    -

    -

    4

    2

    2

    4

    Путешествие в валенках и шапке «Холодные страны»

    • Аппликация (коллаж): «Белый медведь любуется полярным сиянием»

    2

    2

    -

    -

    2

    2

    5

    Путешествие в ластах и бескозырке «Мир моря»

    • Рисование: «Я рисую море – голубые дали…»
    • Рисование декоративное с элементами аппликации и письма: «Рыбки играют, рыбки сверкают»
    • Лепка рельефная (пластилиновая живопись): «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

    7

    2

    2

    3

    -

    -

    -

    7

    2

    2

    3

    6

    Путешествие в ботинках и скафандре «Мир космоса»

    • Лепка, рисование или аппликация: «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

    2

    2

    -

    2

    2

    7

    Путешествие в машине времени

    «Древний мир»

    • Художественное экспериментирование: «Наскальная живопись (мамонты и папонты)»
    • Аппликация с элементами бумажной пластики: «Папоротниковый лес»

    2

    1

    1

    -

    -

    2

    1

    1

    8

    Путешествие на ковре самолете «Мир сказки»

    • Знакомство с книжной графикой: «Оформление книжки-самоделки»
    • Аппликация с элементами рисования и письма: «Жар-птица»
    • Экспериментирование в изодеятельности: «Оттиски и отпечатки (завершение оформления книжек-малышек)»
    • Рисование с элементами аппликации: «Русалочки в подводном царстве»

    8

    2

    2

    2

    2

    -

    -

    -

    -

    8

    2

    2

    2

    2

    Итого часов:

    32

    -

    32

    1. Содержание дополнительной образовательной программы

    1 год обучения (32 часа)

    Тема № 1 (3 часа)

    Практика:

    • Создание картинок в смешанной технике (рисование + аппликация) для интерьера детского сада. (1 час)
    • Знакомство со спецификой реалистичного рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия. (2 часа)

    Тема № 2 (6 часов)

    Практика:

    • Самостоятельный поиск выразительно-изобразительных средств для передачи впечатлений о вечерних окнах. (2 часа)
    • Знакомство с явлением отражения и «открытие» художественных возможностей симметричной аппликации. (1 час)
    • Создание оригинальных образов на основе силуэта своей руки (по мотивам литературного произведения). (2 часа)
    • Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции. (1 час)

    Тема № 3 (3 часа)

    Практика:

    • Творческое применение разных аппликативных техник. (1 час)
    • Создание оригинальных образов зебры в полосатой «тельняшке». (2 часа)

    Тема № 4 (2 часа)

    Практика:

    • Освоение нового художественного материала (пастель), создание колористических нефигуративных композиций. (2 часа)

    Тема № 5 (6 часов)

    Практика:

    • Создание сюжетной композиции по замыслу, свободное сочетание художественных техник (аппликация и рисование). (2 часа)
    • Рисование пластичных обитателей моря на основе волнистой линии (осьминоги, медузы, водоросли). (2 часа)
    • Освоение новой техники аппликации – симметричное вырезывание по нарисованному или изображаемому контуру. (2 часа)

    Тема № 6 (2 часа)

    Практика:

    • Создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов, вырезывание  звезд по опорной схеме. (2 часа)

    Тема № 7 (2 часа)

    Практика:

    • Вырезывание фигурок разных динозавров с помощью шаблона или трафарета, создание сюжетных композиций. (2 часа)

    Тема № 8 (8 часов)

    Практика:

    • Свободное сочетание аппликативных техник: вырезывание по контуру, обрывная и модульная (мозаика). (1 час)
    • Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник. (2 часа)
    • Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы. (2 часа)
    • Создание образа сказочной избушки, самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств. (2 часа)
    • Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору), развитие творческого воображения. (1 час)

    2 год обучения (32 часа)

    Тема № 1 (4 часа)

    Практика:

    • Знакомство с портретным жанром и освоение изобразительно-выразительных средств бумажной пластики. (2 часа)
    • Поиск «видов» за окном и самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа. (2 часа)

    Тема № 2 (3 часа)

    Практика:

    • Освоение техники «коллаж» для создания образов бытовых предметов из фактурной бумаги, ткани, ниток. (2 часа)
    • Создание образа красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции. (1 час)

    Тема № 3 (4 часа)

    Практика:

    • Знакомство с явлением контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных. (2 часа)
    • Создание коллективного панно «Тропическое дерево» с разноцветными попугаями в разных позах. (2 часа)

    Тема № 4 (2 часа)

    Практика:

    • Создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможностей бумажной пластики. (2 часа)

    Тема № 5 (7 часов)

    Практика:

    • Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн (моря) разными способами. (2 часа)
    • Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление рыбок. (2 часа)
    • Освоение техники пластилиновой живописи (рельефной лепки), передача пластики и колорита морских волн. (3 часа)

    Тема № 6 (2 часа)

    Практика:

    • Создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков сотворчества. (2 часа)

    Тема № 7 (2 часа)

    Практика:

    • Создание оригинальных контурных рисунков в большом масштабе, развитие творческого воображения. (1 час)
    • Создание многоплановой коллективной композиции. (1 час)

    Тема № 8 (8 часов)

    Практика:

    • Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой ее оформления. (2часа)
    • Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник. (2 часа)
    • Экспериментирование с разными художественными материалами, знакомство с техникой «принт». (2 часа)
    • Экспериментирование с художественными техниками на основе аппликативной детали (хвост). (2 часа)

    1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    1 год обучения

    Перечень разделов (блоков) занятий

    Используемые формы, приемы и методы

    Дидактическое и техническое оснащение

    Формы подведения итогов

    1

    Путешествие босиком «Мир детства»

    Создание картинок в смешанной технике (рисование+аппликация) для интерьера детского сада.

    Знакомство со спецификой реалистичного рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия.

    Подгрупповые занятия. 

    -чтение стихотворения;

    -беседа;

    -показ готовых образцов, оформленных в рамки;

    -рассказ педагога;

    -индивидуальные советы.

    Цветная бумага, клей, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, клеевые кисти, кисти разных размеров, банки с водой, матерчатые салфетки, клеенки, три-четыре предметные картинки для показа детям (н - р: яблоко, бабочка, воздушный шар, машина), четыре варианта рамочек, листы белого и светло-голубого цвета, комнатные растения (натура).

    Диагностика.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    2

    Путешествие в тапочках «Мир дома»

    Самостоятельный поиск выразительно-изобразительных средств для передачи впечатлений о вечерних окнах.

    Знакомство с явлением отражения и «открытие» художественных возможностей симметричной аппликации. Создание оригинальных образов на основе силуэта своей руки (по мотивам литературного произведения). Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -пояснение плана

    действий;

    -показ;

     -напоминание последовательности работы;

    -дидактическая игра;

    -советы;

    -чтение стихотворения;

    -рассказ педагога.

    Белая и цветная бумага разного размера и формы, ножницы, клей, клеевые кисточки, фломастеры и цветные и простые  карандаши, ластики, гуашь,   салфетки бумажные и матерчатые, варианты формы занавесок и узоров, мольберт, бумажные силуэты (сапожок, башмак, кроссовка, туфелька), вырезанные воспитателем для показа техники вырезания и вариантов формы, альбом для детского творчества «Золотая Хохлома».

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    3

    Путешествие в сандалиях и панамке «Жаркие страны»

    Творческое применение разных аппликативных техник. Создание оригинальных образов зебры в полосатой «тельняшке».

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -Рассматривание иллюстраций;

    -рассматривание формы панциря на примере игрушки или живой черепахи;

    -чтение стихотворения;

    -рассматривание картинки или игрушки зебры;

    -показ готовой аппликации;

    -показ способов вырезания;

    -уточнение, напоминание.

    Цветная и белая бумага, клей, ножницы, салфетки бумажные и матерчатые,  тонированная бумага для фона, цветные карандаши или фломастеры, гуашь, банки с водой, кисти,  клеевые кисточки, картинка с изображение зебры, игрушка зебра.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    4

    Путешествие в валенках и шапке «Холодные страны»

    Освоение нового художественного материала (пастель), создание колористических нефигуративных композиций.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций;

    -показ способов рисования;

    -рассказ.

    Бумага формата А-2 или А-3-на выбор детям, цветная бумага, клей, салфетки бумажные и матерчатые, ватные диски, ножницы, клеевые кисточки, наборы пастели на каждого ребенка.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    5

    Путешествие в ластах и бескозырке «Мир моря»

    Создание сюжетной композиции по замыслу, свободное сочетание художественных техник (аппликация и рисование).

    Рисование пластичных обитателей моря на основе волнистой линии (осьминоги, медузы, водоросли). Освоение новой техники аппликации – симметричное вырезывание по нарисованному или изображаемому контуру.

    Подгрупповые занятия.

    -чтение стихотворения;

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций, репродукций;

    -показ способов рисования;

    -экспериментиро-вание детьми с отпечатками ладошек, линиями и цветом;

    -создание коллективной композиции «Осьминожки играют в прятки»;

    -прослушивание аудио записи;

    -показ вариантов аппликативных изображений дельфинов;

    -объяснение с наглядным показом.

    Листы бумаги формата А-3, листы тонированной бумаги формата А-4,  гуашь, блюдца, кисти, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, картины с изображением морского дна,  цветная бумага,  ножницы, клей, клеевые кисти, варианты силуэтов дельфинов в движении.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    6

    Путешествие в ботинках и скафандре «Мир космоса»

    Создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов, вырезывание  звезд по опорной схеме.

    Подгрупповые занятия.

    -чтение стихотворения;

    -рассматривание иллюстраций;

    -беседа;

    -показ способа вырезания.

    Фольга серебристая и золотистая, цветная и фактурная бумага, лоскутки ткани, текстильные и декоративные бумажные ленты, серпантин, ножницы, клей, клеящие карандаши, схема изготовления пятилучевой звезды, контурные схемы созвездий, листы бумаги черного или темно-фиолетового цвета.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    7

    Путешествие в машине времени «Древний мир»

    Вырезывание фигурок разных динозавров с помощью шаблона или трафарета, создание сюжетных композиций.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций;

    -рассматривание силуэтов динозавров;

    -показ техники создания силуэта при помощи шаблона и трафарета.

    Бумага цветная и фактурная, картонные силуэты разного размера (шаблоны и трафареты – по одному на каждую пару детей), ножницы, карандаши простые и цветные, клей, фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    8

    Путешествие на ковре-самолете «Мир сказки»

    Свободное сочетание аппликативных техник: вырезывание по контуру, обрывная и модульная (мозаика).

    Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

    Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы. Создание образа сказочной избушки, самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств. Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору), развитие творческого воображения.

    Подгрупповые занятия.

    -чтение стихотворения;

    -беседа;

    -показ вариантов обрывной аппликации;

    -пояснение нового способа аппликации;

    -рассматривание иллюстраций;

    -показ оригинальных приемов оформления готовых рисунков блестками;

    -пояснение отдельных художественных приемов изображения.

    Бумага белая и цветная, клей, ножницы, клеевые кисти, салфетки бумажные и матерчатые, несколько бумажных силуэтов для показа детям вариантов очертаний луж, гуашь, пастель, акварель,  фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки, ватные палочки, перышки, клей с блестками.

    Диагностика.

    Выставка рисунков. Участие в детских, творческих конкурсах.

    2 год обучения

    Перечень разделов (блоков) занятий

    Используемые формы, приемы и методы

    Дидактическое и техническое оснащение

    Формы подведения итогов

    1

    Путешествие босиком «Мир детства»

    Знакомство с портретным жанром и освоение изобразительно-выразительных средств бумажной пластики. Поиск «видов» за окном и самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -показ вариантов выполнения работы;

    -пояснение плана действий;

    -чтение рассказа;

    -обыгрывание с детьми разных вариантов оформления выставки.

    Цветная бумага, белый и цветной картон, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, клеенки, серпантин, фантики, матерчатые салфетки, листы белой и тонированной бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

    Диагностика.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    2

    Путешествие в тапочках «Мир дома»

    Освоение техники «коллаж» для создания образов бытовых предметов из фактурной бумаги, ткани, ниток.

    Создание образа красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -показ образцов;

    -объяснение последовательности выполнения работы;

    -оформление выставки и проведение конкурса «Красивые светильники»;

    -рассказ.

    Кусочки ткани разного размера, различной расцветки, ножницы, бумага для выкроек, мелки, бумага цветная плотная или картон (для фона), клей, салфетки бумажные и матерчатые, формы светильников из однотонной бумаги, два-три светильника разной формы, выполненные в технике аппликации из ткани, бумажные прямоугольники разного цвета (2-3 разных размера).

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    3

    Путешествие в сандалиях и панамке «Жаркие страны»

    Знакомство с явлением контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных.

    Создание коллективного панно «Тропическое дерево» с разноцветными попугаями в разных позах.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций;

    -показ рационального способа изготовления шаблона;

    -разучивание скороговорки;

    -рассказ;

    -показ техники рисования,

    -уточнение последовательности выполнения работы;

    -составление коллективной композиции.

    Удлиненные листы бумаги одного размера желтого или оранжевого цвета, бумажные прямоугольники для вырезания верблюдов, простые карандаши, гуашь, фломастеры, кисти, банки с водой, салфетки, листы бумаги белого цвета формата А-3 и А-4, восковые мелки.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    4

    Путешествие в валенках и шапке «Холодные страны»

    Создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможностей бумажной пластики.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -чтение стихотворения;

    -обсуждение последовательности выполнения работы.

    Бумага большого формата белого цвета для фона, пастель, цветная бумага, салфетки бумажные, куски белого поролона или пенопласта, ватные диски, ножницы, клей.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    5

    Путешествие в ластах и бескозырке «Мир моря»

    Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн (моря) разными способами.

    Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление рыбок. Освоение техники пластилиновой живописи (рельефной лепки), передача пластики и колорита морских волн.

    Подгрупповые занятия.

    -чтение отрывка из истории, из стихотворения;

    -эксперименти-рование детьми с художественными материалами;

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций и репродукций;

    -показ нового приема лепки.

    Листы бумаги белого цвета разного размера, кисточки, поролоновые губки, старые зубные щетки, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, пластилин, стеки, бисер, мелкие пуговички или бусинки, ватные палочки, варианты декоративного оформления рыбок, картон.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    6

    Путешествие в ботинках и скафандре «Мир космоса»

    Создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков сотворчества.

    Подгрупповые занятия.

    -просмотр методической презентации;

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций.

    Цветная бумага, фольга, ножницы, клей, кисточки, салфетки, листы бумаги большого формата, гуашь, кисти разного размера, баночки с водой.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    7

    Путешествие в машине времени «Древний мир»

    Создание оригинальных контурных рисунков в большом масштабе, развитие творческого воображения. Создание многоплановой коллективной композиции.

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций;

    -обсуждение последовательности выполнения работы;

    -показ педагогом нескольких способов создания сложной формы листа папоротника;

    -чтение стихотворения.

    Сухие материалы (на выбор детям) – уголь, сангина, мел, соус, пастель, карандаши большого размера, фломастеры, куски обоев серого, бежевого, терракотового или мраморного цвета, склеенные между собой и вырезанные в форме скалы или пещеры, цветная бумага, ножницы, клей, бумага большого формата для фона.

    Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    8

    Путешествие на ковре-самолете «Мир сказки»

    Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой ее оформления.

    Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

    Экспериментирование с разными художественными материалами, знакомство с техникой «принт». Экспериментирование с художественными техниками на основе аппликативной детали (хвост).

    Подгрупповые занятия.

    -беседа;

    -рассматривание иллюстраций;

    -показ и пояснение способов создания аппликативного образа;

    -рассказ;

    -показ педагогом нескольких способов получения отпечатков;

    -эксперименти-рование детьми с различными художественными материалами и бытовыми предметами;

    -чтение отрывка из сказки.

    Книжки с иллюстрациями И. Я. Билибина: «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Фениста Ясна-Сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», книжки-самоделки, подготовленные воспитателем, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, краски (на выбор), салфетки, цветная тушь, кисти разных размеров, старые зубные щетки, срезы овощей, тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки, фабричные штампы, пробки, трубочки для коктейля, баночки с водой, ватные палочки, листы бумаги голубого цвета, варианты декоративного оформления рыбок.

    Диагностика.

    Выставка рисунков. Участие в детских, творческих конкурсах и выставках.

    Список литературы

    1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: «Сфера», 2000.
    2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003.
    3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. Методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2002.
    4. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развивать творческие способности ребенка. – СПб.: «Сфера», 2010.
    5. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: «Просвещение», 1985.
    6. Казакова Т.Г.Цветные пейзажи. – М.: «Карапуз», 2002.
    7. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4/2005.
    8. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. М.: «Педагогическое общество России», 2005.
    9. Корнилова С. Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. – М.: «Айрис Пресс», 2000.
    10. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников). – М.: «Карапуз», 2010.
    11. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: «Карапуз», 2008.
    12. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7  лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз – дидактика», 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

    Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (дополнительная общеразвивающая программа) ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ «СВЕТЕЛКА» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) срок реализации 1 год

       Рабочая программа «Светелка» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художе...

    ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

    Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

    Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

    Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

    Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...