Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Деревянко Елена Олеговна

Дополнительная образовательная программа «Мастерилка» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Принято

Педагогическим советом

Протокол №

от «____»_________   20   г.

Утверждаю

Директор МАДОУ

«Детский сад №104»            

  _______________Сабинская О.А.

от «____»_________   20   г.

приказ №

Дополнительная общеобразовательная программа -

дополнительная общеразвивающая программа

Кружок ручного труда

«Мастерилка»

Для обучающихся 3 - 4 лет

Срок обучения: 1 год                                                              

Составитель: Деревянко Елена Олеговна,

воспитатель

Сыктывкар

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка        3

Цель и задачи программы        4

Ожидаемые результаты ……………………………………………………….   9

Методическое обеспечение программы …………………………………….  10

Организационный раздел программы.        8

Содержание программы        12

Календарно – тематическое планирование        15

Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами        22

Заключение        23

Список рекомендуемой литературы        24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Мастерилка» разработана с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29  августа  2013  г.  №  1008  «Об  утверждении  порядка  организации  и осуществления   образовательной   деятельности   по   дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований   к   условиям   и организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»,  утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006  N  06-1844  «О  примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;муниципальных правовых актов; Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» (МАДОУ «Детский сад № 104) и нормативных документах лицензирования; примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Новизной и отличительной особенностью программы  является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эти эмоционально-познавательные и  творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики.  

«Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

5. Формировать художественный вкус.

6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

Принципы:

- Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

 - Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

- Принцип поэтапности - от простого к сложному .

 - Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение художественно - эстетического восприятия конкретного изделия, и желания его сотворить.

 - Принцип доступности и индивидуальности. Учитывает гендерные и возрастные различия, различные способности у детей одного возраста.

Продолжительность образовательного процесса

        Продолжительность реализации программы 1 год.

        Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (, 30 занятия в год) по подгруппам .

         Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий с каждой группой : - 20 минут- в группе среднего возраста(1 год обучения) .

        В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Формы организации детей на педагогических мероприятиях: Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1.Изложение учебного материала.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

         В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.

Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

2.Практическая работа детей.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

3. Обсуждение.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

4. Ожидаемые результаты.

  • Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
  • Научатся видеть необычное в обычном предмете;
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Итогом в реализации программы является  выставки детских работ в детском саду, составление фото альбома лучших работ.

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Для успешной реализации программы «Мастерилка» (ручной труд) предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию различных материалов, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, памятки, буклеты, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер - классы, выставки детского творчества, выставки совместных работ (родители, дети) и анкетирование по вопросам творческого развития детей.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Формы организации детей на занятиях: Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

В программе используются различные методы и приемы:

Метод обследования, наглядности (рассматривание поделок, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельное выполнение детьми работ в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для работы);

Эвристический (развитие находчивости и активности);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Метод сотворчества (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Структура занятий:

  • Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы зайченок Кузя, с помощью которого ребята попадают в удивительную страну Мастерилию и знакомятся с чудесами необычных поделок. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступает в роли мастера, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

  • Пальчиковая гимнастика.

В начале занятия и для снятия усталости предусмотрено проведение специальной пальчиковой гимнастики с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

  • Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально - образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников к импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности.

  • Выставка - презентация детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского творчества, индивидуальные работы, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Методическое обеспечение программы.

Материал для работы с детьми

  1. Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
  2. Картон (однослойный и многослойный).
  3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
  4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
  5. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
  6. Леска, проволока.
  7. Пуговицы.
  8. Скотч.
  9. Ткань.
  10.  Цветной бисер, бусы, стразы.
  11.  Киндер– сюрпризы.
  12. Семечки. Крупа.
  13. Вата.
  14. Обертки от конфет и шоколада.
  15. Цветные иллюстрации.
  16. Клей. Пластилин.
  17. Соленое тесто

Оборудование:

•        Учебные столы;

•        Доска (с возможностью магнитного крепления);

•        Краски (акварель, гуашь), карандаши, фломастеры, стека, бумага (разной текстуры), бросовый материал, пластилин, кисти, ластики, ножницы и др.

Технические средства обучения – ноутбук.

Дидактический материал.

Журналы, плакаты, картины, фотографии, карточки, раздаточный материал, публикация с описанием изготовления изделия из различного материала, схемы, эскизы будущих изделий.

Формы подведения итогов работы   самые разнообразные:

  • Выставка детских поделок;
  • Коллекция собранных «даров природы»;
  • Икебаны;
  • Гербарий растений;
  • «Фруктово-овощная сказка» (поделки из овощей и фруктов);
  • Подарки мамам (бусы из макаронных изделий);
  • Коллекции природных камней;  и т.д.

А также, такие интересные формы, как:

  • Конкурс «Талантливая семья»,
  • Конкурс – выставка: «Мамины умелые ручки»;
  • Гость группы: «Папа может всё что угодно»;
  • Посиделки «Учимся творить»;
  • Уголок «Самоделкина»;
  • Обмен опытом:  «Что умею, не скажу, а как сделать покажу» и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Виды деятельности:

 Работа с бумагой и картоном.

1.Работа в технике «Оригами».

        Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой  интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями  влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук , внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.

        Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности,

самостоятельности, целеустремлённости.

2. Работа с мятой бумагой.

        Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное  упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3. Квилинг и художественное моделирование.

        Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях

аппликацией, оригами : складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

 4.Изготовление объёмных картинок.

         Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

        Используя бумагу разной  фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

6. Работа с бросовым материалом.

         Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда,

конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами,

учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации

движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,

приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.

        Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

        Так как материал для работы относится к категории бросового , при его

подборе предъявляется определённые требования: должен быть безопасным для детей ( не токсичным, не вызывать аллергию );тщательно промытым и высушенным;доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )

        При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности

детей:

        Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии ,

например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо , чтобы эту

предварительную работу выполнял педагог.

 

7.Работа с тканью и нитками.

        Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как

учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей

к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить

правильной , даже точной координации движений пальчиков детской руки.

Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя , предлагать детям новые

затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка.

         Даже изготовление самой простой поделки- трудовой подвиг для ребёнка.

8.Работа с природным материалом.

        Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к

художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их

структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают

их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

        Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного

материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе

этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует

развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на

наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные

представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

3

4

5

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материала

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон и другие материалы

Октябрь

1

Осенний лес

Отпечатки листьев, рисование пальчиками

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приемы получения точек.

Лист формата А4, зеленая и красная, желтая гуашь, салфетки, блюдца, листья для игры.

2

«Ягодка за ягодкой»

Рисование пластилином

Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики  поверх зеленых.

Незавершённая композиция  «Ягодки на веточках», пластилин

 желтого, красного, оранжевого, синего и зеленого цветов.

3

Листопад

Аппликация из сухих листьев. Коллективная работа.

Учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Ватман, сухие листья, клей, кисточки, салфетки.

4

«Под дождем»

Отрывная аппликация из салфеток

Познакомить с отрывной аппликацией. Учить отрывать салфетку на мелкие кусочки и наносить  равномерно на всю поверхность бумаги.

Синие салфетки, лист бумаги с изображением тучки и лужиц, клей, кисточки, салфетки для вытирания

Ноябрь

5

Колючая семейка

Поделка из пластилина и семечек

Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму.

Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки.

6

«Цветы для мамы» (объемная аппликация) – сувенир ко дню матери

Аппликация из бумаги

Учить  наклеивать бумажные цветы на поверхность бумаги.

Лист бумаги с изображением вазы, бумажные цветы, клей, кисточки, салфетки.

7

«Веселые зверушки»

Поделка из бумаги оригами

Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость

Бумага разного цвета

8

Воробей

Аппликация из крупы

Понакомить с техникой наклеивания крупы на бумажную основу.

Картонный шаблон дерева, шаблон воробья, гречка, рис, красный пластилин, глазки, клей, кисточки , салфетки.

Декабрь

9

«Снеговик»

(с элементами рисование)

Пластилинография

Закреплять умение  детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

  Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур.

Заготовки снеговиков по кол-ву детей, пластилин белого цвета и гуашь голубого цвета.

10

Зимний лес

Отрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Лист голубого цвета с изображением дерева, белые салфетки, клей, кисточки.

11

Рукавичка Деда Мороза

Аппликация

Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички

Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки.

12

Гирлянда

Конструирование из полосок бумаги

Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать...

Разноцветные полоски бумаги, клей, кисточки, пластилин

Январь

13

«Сказка «Колобок»

(изготовление кукол из стаканчиков от йогурта кукол для настольного театра)

Развивать фантазию детей, формировать умение работать в коллективе. Прививать интерес к художественной литературе.

Самоклеющаяся цветная бумага, пластиковые стаканчики, шаблоны для вырезания головы, лап и т.д., ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка.

14

«Медвежонок Умка

Поделка из ватных дисков

Развивать эстетический вкус, творческое воображение. Познакомить детей с приемами работы с ватным диском. Закрепить навыки работы с ножницами.

Ватный диск, картон синего цвета, клей ПВА, кисть, салфетка, шаблоны, ножницы.

15

Медали

Лепка из соленого теста и рисование на нем.

Учим лепить из соленого теста круг, расплющивать его, проделывать вверху дырочку, , а затем украшать гуашью.

Соленое тесто, гуашь, кисточки

Февраль

16

«Валентинка»

Лепка из соленого теста

Закреплять умения и навыки, полученные ранее.

Познакомить детей с праздником Святого Валентина. Развивать мелкую моторику рук, фантазию.

Воспитывать любовь к близким.

Соленое тесто, окрашенное в красный цвет, бисер, атласные ленточки, влажные салфетки.

17

«Самолет для папы»

Аппликация из бросового материала

Закреплять умение пользоваться шаблонами, ножницами. Развивать эстетический вкус.

Пластиковая бутылка, цветной картон, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка.

18

«Самолет для папы»

Аппликация из бросового материала

Продолжить работу по изготовлению самолета.

Пластиковая бутылка, цветной картон, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка.

19

Солнышко

Коллективная аппликация из ладошек

Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон.

Ватман, желтый картон, желтая бумага разных тонов, клей, кисточки, салфетки.

Март

20

«Открытка для мамы»

Поделка из полосок бумаги

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые полоски, соединять их и приклеивать на кружки цветные.

Цветные полоски из бумаги, цветной картон, кружки желтого цвета.

20

Веточка мимозы

Скатывание бумаги

Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

Салфетки желтого цвета, клей ПВА, картон.

21

День рождение Куклы Маши( угощенье для гостей)

Лепка из соленого теста

Учить детей лепить угощение для гостей из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Соленое тесто (крашенное), зубочистки, старые фломастеры.

22

Фоторамка

Аппликация кофейными зернами

Учить приклеивать зерна кофе на заготовленный шаблон

Картон, вырезанный в  форме рамки для фотографии, кофейные зерна, клей, кисточки, салфетки.

Апрель

23

Началась капель

Коллективная отрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон..

Картон, с изображением весны, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки.

24

Пасхальное яйцо

Аппликация крупой

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой.

Шаблон яйца с узором, клей, кисти, крупы (крашеный рис, горох).

25

Платье для куклы

Аппликация из кусочков ткани

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки.

26

Бусы для куклы

Моделирование из макарон и соломинок

Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку), развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Разные виды макарон, крашеные макароны, нарезанные соломинки от сока, леска, нитка, проволока.

Май

27

Салют к 9 мая

Коллективная аппликация из конфетти

Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист  бумаги.

Ватман, разноцветное конфетти, клей, кисточки, салфетки.

28

Лебединое озеро

Конструирование из природного материала

Продолжать обучать разным приемам работы с природным материалам, пластилином.  

Шишка, белый, черный и красный пластилин, голубой картон, камешки для украшения.

29

«Чудо-дерево»

Модульная аппликация

Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист.

Лист бумаги, заготовка ствола дерева, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки.

30

Подсолнухи

Аппликация из бумаги и гречки

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон

Картон синего цвета, заготовка стебелька, листика, желтых лепестков, гречка, клей, кисти, салфетка.

Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами

  • Работай за своим рабочим местом.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
  • Нельзя брать в рот мелкие детали.
  • При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
  • При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
  • Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
  • При работе не держи ножницы концами вверх.
  • При вырезании детали поворачивай бумагу.
  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  • Береги инструменты, экономь материалы.
  • Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».  Таким образом,  в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира.

Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

 В заключении хочется сказать, что творческая работа,  направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано.

 Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ

Литература:

  1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.
  2. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.
  1. 5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.
  2. 6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
  3. 7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.
  4. 8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» , Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.
  5. 9.  . «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.
  6. Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  7. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
  8. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание. М, «Просвещение»,1991г.
  9. Жакова О., Данкевич Е. «Игрушки своими руками», М., «Аст - Пресс», 1996г.
  10. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  11. Кузнецова М. «Украшение блюд. Цветы из овощей», М., 2003г.
  12. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  13. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
  14. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
  15. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...