Как организовать работу, руководить трудом детей
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Кондратьева Наталья Сергеевна

Методика организации детей с природным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kondrateva_n.s.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Как организовать работу, руководить трудом детей»

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит от:

  1. Грамотного методического руководства со стороны воспитателя

( взрослого);

  1. Уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т.);
  2. Степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;
  3. Развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.                                                              

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать воспитателям вначале выяснить, как дети в группе относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Одновременно следует пробуждать интерес воспитанников к природному материалу, желание действовать с ним, учить видеть в знакомых его формах новые сочетания. Нужно иметь в виду, что интерес ребенка к данному виду ручного труда является основой формирования положительного отношения к нему.

Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: " Центр Самоделкина", " Умелые ручки", " Природа и мы" и т. п.

У ребенка, который  видит, как трудятся его родители, другие взрослые( воспитатель, няня), возникает естественное желание тоже сделать что-то полезное для других, доставить людям радость своим трудом                ( например, сделать подарок маме бабушке на 8 Марта, смастерить игрушки для малышей, гирлянды для украшения группы и т. п.)

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему радость,  поддерживает интерес к труду. Этому способствует и совместная работа нескольких детей над изготовлением одной поделки (например, композиции).

Здесь особенно важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого. И если воспитатель покажет им преимущества коллективного труда, ребята будут с большим интересом учиться работать сообща, распределять обязанности между собой, уступать товарищу ради общего дела.

Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого небыло навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и так же, как и всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело. В таком случае советы воспитателя не будут восприниматься детьми как приказ, а общение станет непосредственнее и доверительнее. Когда у ребят появится некоторый опыт работы в коллективе, воспитатель может не принимать участия в ней. Он помогает детям объединится в бригады с учетом их индивидуальных особенностей и организует соревнование между ними: " Какая бригада изготовит самую красивую игрушку?"  В  дальнейшем  детям предоставляется возможность самим распределять обязанности между  участниками работы.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например природный материал ( различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др.) можно использовать на занятиях по лепке. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место,  куда она будет прикладываться. С удовольствием накладывают мозаичные узоры из семян, окрашенных тушью в разные цвета, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения  о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке и т.д.) в детском саду с этой целью можно использовать прогулки. На таких экскурсиях воспитатель учит детей замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии детям можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут разнообразные породы деревьев, многие из которых используют в народном хозяйстве. Спиленные деревья сплавляют по воде, перевозят по железной дороге, они идут на переработку древесины (древесиной называют материал, получаемый из спиленных и очищенных от сучков и коры деревьев). А из древесины строят дома, делают мебель и множество вещей, необходимых людям. Но вырастить дерево непросто: для этого требуется много лет. Значит, лес нужно беречь, защищать его от пожаров, сажать новые деревья.

Лес- наш зеленый друг, он очищает воздух, задерживает таяние снегов и спасает от наводнения жилища людей, расположенные на побережье рек; лес делает мягче климат и сохраняет влагу наших полей. Если погиб лес, то погибнут животные, которые обитают в нем, исчезнут лесные ягоды, грибы, земля наша превратиться в пустыню.

Во время экскурсии в природу весной и осенью можно организовать наблюдение за обрезкой деревьев и кустарников, объяснить детям ее оздоровительную и эстетическую цель и напомнить, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев (сосен, берез), а также опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог делает 1-2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку), вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые могут быть необходимы для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как нужно собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, не помятыми. Предлагает сортировать материал по виду, цвету, размеру, помещая его в корзины или коробки большого размера.

Собранные сухие корни, ветки, шишки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», пробуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядывается в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц и т .п.), какие интересные сценки ( например, трех поросят, лисицу, петуха и т .п) организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его форму, цвет)

Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах, ребята видят забавных человечков, животных, птиц. Так, например, рассматривая на прогулке крылатки клена, воспитатель спрашивает у детей, на что они похожи; дети вспоминают: такой формы крылышки кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая изогнута так же, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель помогает ребятам, поощряет тех, кто оказывает помощь сверстникам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, какова у них форма тела, сколько ног.

В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления крыльев стрекозы использовать   крылатки липы, для головы-вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного колоска пырея. Во время таких бесед у детей развиваются смекалка, сообразительность, расширяются представления об окружающем мире, обогащается речь.

Когда дети узнают, где и как растут желуди, научаться видеть в них части предполагаемых игрушек, можно предлагать им задания. При этом в начале работы не следует стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, целесообразно учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.

Экскурсии в природу будут предшествовать работе, по изготовлению игрушек и в подготовительной к школе группе. Каждая экскурсия- встреча с природой, и задача воспитателяучить детей видеть красоту природы, любить ее и воспитывать желание ее беречь.

В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала.

Указанный вид работы характеризуется двумя основными этапами: предварительным, или ориентировочным и исполнительным (А.В.Запорожец).на первом этапе ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.

На втором этапе ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. При этом он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребенка определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

В обычных условиях организации ручного труда деятельность ребенка направлена преимущественно на результат, а способы его достижения оказываются вне внимания. Такая организация работы затрудняет формирование устойчивых и эффективных трудовых навыков и важна правильная организация не только второй (исполнительной), но и предварительной (ориентировочной) части работы над поделкой.

Уже на первом занятии рекомендуется обращать внимание детей на специфику работы с данным материалом: наличие определенного оборудования, использование инструментов. Воспитатель следит, чтобы инструменты соответствовали эстетическим и гигиеническим требованиям, были удобны в пользовании и отвечали не только возрастным, но и индивидуальным возможностям детей.

Детям объясняют, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила; на столе должен быть порядок: аккуратно разложен материал, инструменты; к материалу нужно относиться экономно, бережно.

Прежде всего ребенка учат тщательно анализировать образец будущей поделки. В качестве образца вначале используют игрушку, изготовленную воспитателем заранее. В дальнейшем ее заменяют рисунком, фотографией или схемой-моделью.

В ходе анализа поделки внимание ребенка направляют на ее внешние характерные особенности (цвет, форма, величина), части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из какого она еще может быть изготовлена

При рассматривании образца используют вопросы типа: «Из каких частей состоит поделка?  Из какого материала изготовлена поделка? Какой еще материал можно использовать для изготовления данной игрушки? Из какого другого материала можно смастерить отдельные детали поделки?»

Правильный и разносторонний   анализ структуры готовой поделки является важным звеном в работе.

Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Уточняются основные этапы работы: в какой последовательности изготавливают части и детали поделки (что за чем); из какого материала; как создают части игрушки (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Воспитатель демонстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца. Показывает как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяснением. При это педагог должен заботиться о том, чтобы его действия были точными, и чтобы их могли видеть все дети.

Если после этого ребята все же не могут приступить к работе, воспитатель вторично объясняет и демонстрирует на образце последовательность изготовления игрушки. Следует предусмотреть повторение работы с показом хода труда, чтобы поупражнять детей в выполнении действий в определенной последовательности.

Во время работы не следует без надобности опекать детей, приучать их выполнять задание под диктовку воспитателя. Хороших результатов можно достигнуть, если ребята будут поставлены в такие условия, когда требуется самим подумать, как сделать ту или иную деталь, пофантазировать. Вот почему с первых занятий так важно приобщить ребят к анализу предстоящей  работы. Воспитатель при этом использует показ, объяснение, вопросы к детям, ответы на которые помогают выявить или уточнитьпоследовательность изготовления поделки, например, «Как вы думаете, что нужно сделать сначала, чтобы смастерить игрушку? Что потом? Как можно отобразить на доске, что за чем надо делать, чтобы получилась игрушка?»

По мере накопления у детей определенных трудовых навыков и умений воспитатель переходит к обучению их приему схематической зарисовки игрушки и созданию наглядного плана-схемы ее пооперационного изготовления. Овладение ребенком данным приемом работы в значительной   степени повлияет на уровень развития конкретно- образного мышления умения намечать цель, обдумывать трудовой процесс и подчинять свое поведение его осуществлению.

Работа со схематической зарисовкой поделки и планом-схемой пооперационного ее изготовления может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют.

Затем взрослый объясняет и показывает, как на доске можно изобразить поэтапное изготовление, поделки. Для этого схему поделки как бы растягивают в пространстве, последовательно рисуя одну за другой каждую часть, деталь игрушки в таком порядке, в каком они затем будут соединяться. На первых порах воспитатель помогает детям делать модели с помощью готового схематического рисунка и плана-схемы последовательности ее изготовления, в дальнейшем дети смогут самостоятельно делать такие схемы.

Одним из интересных вариантов работы с природным материалом является создание игрушки по условию воспитателя и по собственному замыслу. Такие занятия имеют большое воспитательно-образовательное значение, так как детей учат самостоятельно планировать свою деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, их последовательность что сделать сначала, как соединить части игрушки, детали и т.п.

Наличие у детей умения создавать наглядную схему у последовательности действий служит той основой, которая помогает ребенку видеть работу от начала до конца, а также пути воплощения замысла.

Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами.  Воспитатель учит их пользоваться этими же приемами, способами работы при изготовлении новых поделок. Важно соблюдать приемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Обучение таким обобщенным способам работы способствует развитию интереса к ручному труду, формированию умения мастерить.

При создании игрушек воспитатель предлагает детям комбинировать природный материал. Например, чтобы смастерить забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого желудя, шею-из ветки, лапки – из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных используются семена различных растений (рябина, арбузные семечки) для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева. Рога оленя-это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева может служить подставкой для игрушек. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца.

Обучать таким приемам детей целесообразней, когда делают игрушки по замыслу. Так, при изготовлении путника используют шиповник, но на данном занятии его не оказалось. Воспитатель спрашивает ребят, каким материалом можно заменить шиповник и что из него можно сделать.

Можно наметить общую характерную схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы
  3. Выбор способа соединения частей игрушки
  4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно)
  5. Изготовление игрушки
  6. Анализ и оценка поделок

Предложенная последовательность работы по изготовлению игрушек не является обязательной. Воспитатель может найти более удачные педагогические приемы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей, повысит их умственную активность в процессе изготовления игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями «Как организовать труд детей дома»

Беседа с родителями «Как организовать труд детей дома»...

"Как организовать труд детей дома"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Как организовать труд детей дома"

Консультация для родителей "Как организовать труд детей дома". Овладение навыками самостоятельности, формирование привычки работать по собственному желанию, воспитание личности дошкольника....

консультация для родителей "как организовать труд детей дома"

Консультация для родителей. «Как организовать труд детей дома?»...

Консультация для родителей на тему "Как организовать труд детей дома?"

Как приучить ребёнка к труду, к тому, чтобы он начал помогать взрослым по дому?...

консультация для родителей "Как организовать труд детей"

Эта консультация поможет родителям приучить детей к труду так, чтобы дети трудились с удовольствием, учились радоватья результатам своего труда....

Рекомендации для родителей «Трудовое воспитание детей или как организовать труд детей дома»

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам нужно научить. Данный материал поможет Вам  понять, ка...