Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Фокина Светлана Валерьевна

программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок оригами23.49 КБ

Предварительный просмотр:

                           Рабочая программа кружка «Фантазии оригами»

                             для детей старшего дошкольного возраста.

 Пояснительная записка

Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду.

Для реализации вышеуказанных целей разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10. 2013 г. №1155. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, вышеперечисленные документы являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Занятия в кружке «Фантазии оригами» - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5 – 7 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:

- развитие мелких мышц пальцев;

- сбалансированное развитие логического и образного мышления;

- формирование пространственных представлений;

- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;

- расширение кругозора;

- удовлетворение познавательных интересов.

Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Актуальность программы кружка «Модульное оригами» в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.

Педагогическая целесообразность программы кружка «Модульное оригами» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;

- включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;

- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.

Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.

Для реализации цели программы предполагается выполнить в процессе обучения такие

 задачи программы:

- обучение детей работе в технике модульного оригами;

- усвоение первоначального опыта самореализации;

- развитие воображения, художественного вкуса, чувства прекрасного;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду;

- формирование представлений о творческих идеалах.

Работа над освоением программы проводится поэтапно (в течение двух полугодий), поэтому мы считаем целесообразным выделить учебные задачи для каждого полугодия:.

Задачи для первого полугодия:

1. Знакомство с искусством оригами, его историей, базовыми принципами.

2. Знакомство с базовыми фигурами оригами.

3. Развитие умения работать с ножницами и бумагой, воспитание аккуратности, усидчивости, терпеливости.

4. Усвоение и запоминание детьми необходимых терминов и понятий.

5. Обучение созданию оригами, выполненного путем многократного складывания углов.

6. Формирование желания самостоятельно складывать фигуры в технике оригами, практикуя уже изученные приемы.

7. Развитие произвольного внимания, интереса к ручному труду, творчеству.

8. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).

Задачи для второго полугодия:

1. Развитие умения свободно оперировать основными терминами моделирования оригами.

2. Обучение вкладыванию внутрь боковых треугольников и сторон.

3. Закрепление умения складывания «складкой».

4. Создание осознанного интереса к занятию оригами.

5. Развитие самоконтроля и самооценки.

6. Закрепление умения оперировать основными понятиями техники оригами.

7. Знакомство с модульным оригами.

8. Создание изделий из модулей (лебедь, тюльпан, ананас, заяц).

9. Развитие чувства прекрасного, эстетических интересов.

10. Формирование желания самостоятельного создания изделий в технике «модульное оригами».

11. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).

В ходе реализации задач программы предполагается использовать такие 

методы обучения как:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);

- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);

- репродуктивные методы  (воспроизведение дошкольниками полученных знаний и освоенных способов деятельности);

- частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);

- исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);

- индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются);

- групповые методы (организованная работа детей в группах);

- индивидуальные методы (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).

 Содержание программы.

Сентябрь

Неделя 1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).

Неделя 2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.

Неделя 3. Практическое занятие. Волшебные превращения бумажного квадрата.

Неделя 4. . Практическое занятие. Волшебные превращения бумажного квадрата.

Октябрь

Неделя 1. Практическое занятие «Книжка».

Неделя 2. Практическое занятие «Стрела», «Превращение стрелы».

Неделя 3. Практическое занятие «Воздушный змей».

Неделя 4. Практическое занятие «Лист клена».

Ноябрь

Неделя 1. Практическое занятие «Стаканчик». 

Неделя 2. Практическое занятие «Голубая кошка». Оформление изделия. Выставка работ.

Неделя 3. Практическое занятие «Грач». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.

Неделя 4. Практическое занятие «Птицы нашего края». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.

Декабрь

Неделя 1. Практическое занятие «Праздник ветерка».

Неделя 2. Практическое занятие «Елочка».

Неделя3. Практическое занятие «Заюшкина избушка»(лиса,заяц)

Неделя 4. Практическое занятие «Дед Мороз».

Январь

Неделя 1. Создание композиции «Как заяц, лиса и волк встречали Новый год». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Неделя 2. . Практическое занятие «Снеговик».

Неделя 3. Практическое занятие «Снежинки».  Декоративное оформление изделия.

Неделя 4. Создание композиции «Снегурочка». Организация выставки работ детей.

Февраль

Неделя 1. Практическое занятие «Муха-цокотуха». 

Неделя 2.  Практическое занятие «Котенок».

Неделя 3.  Практическое занятие «Колобок».

Неделя 4. . Практическое занятие «Ежик».

Март

Неделя 1.  Практическое занятие «Мышка-норушка».

Неделя 2. Практическое занятие «Лягушка».

Неделя 3. Практическое занятие «Звездочки».

Неделя 4. Практическое занятие «Бабочка»

Апрель

Неделя 1. . Практическое занятие «Щенок».

Неделя 2. . Практическое занятие «Рыба»

Неделя 3. . Практическое занятие  «Футляр для ножа и вилки».

Неделя 4. . Практическое занятие  «Ракета».

Май

Неделя 1. . Практическое занятие «Цыпленок».

Неделя 2. Практическое занятие «Мишка».

Неделя 3. Выставка всех работ.

 .

Методическое обеспечение программы

1. Дидактический материал: карточки с заданиями для детей, тестовые задания, иллюстрационные материалы, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.

2. Техническое оснащение: видеомат ериалы, Интернет.

3. Литература для педагога.

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами – СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты - СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995.
  5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели - М.: Первое сентября, 2002.
  6. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами М.: Айрис-пресс, 2007.
  7. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами - СПб.: Нева, 2007.
  8. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки. - СПб: Химия, 2001.

4. Литература для детей:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами– СПб: Кристалл, 2005
  2. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. - СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Оригами"

Программа интеллектуально - творческого развития детей  рассчитана на старший дошкольный возраст с учетом возрастных особенностей детей этого возраста....

Рабочая программа кружка "Оригами"

Содержание программы направлено на  достижение цели ознакомления  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладен...

Рабочая программа по оригами "Волшебный листик"

Рабочая программа по оригами "Волшебный листик"...

Рабочая программа кружка "Оригами"

Позволяет познакомить детей с основами оригами....