Методическая разработка:программа кружковой деятельности "Славные ладошки"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Кирсанова Наталья Викторовна

Обучаясь в кружке «Славные ладошки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Славные ладожки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

Программа кружковой деятельности разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012 №273-ФЗ),Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. в соответствии с «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях. Конституция РФ, ст. 43, 72;Конвенция о правах ребенка,

Скачать:


Предварительный просмотр:

осударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 64

Приморского района Санкт-Петербурга

                                                                                     

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Славные ладошки »

воспитателя

группы « Пчелки »    возраста « старшего »

Кирсановой Натальи Викторовны

ПРИНЯТО

решением Педагогического совета

ГБДОУ детского сада № 64

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от 29.08.2016 № 1

Санкт-Петербург

2016год

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
  2. 1.Пояснительная записка.

Обучаясь в кружке «Славные ладошки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Славные ладожки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы. 

Программа кружковой деятельности разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012 №273-ФЗ),Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. в соответствии с «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях. Конституция РФ, ст. 43, 72;Конвенция о правах ребенка,

1.1.1.Цели и задачи реализации программы.

Цельазвить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

Задачи :

  - развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей. 

  -развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников. 
 -в
ызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними .

  -воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству. 

  -учить самостоятельному изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги и картона, ткани; 

  -учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;

  -закреплять умение работать по схеме;

  -развивать сенсорное восприятие;

  -развивать речевую активность;

  -развивать тонкую моторику рук;

  -укреплять мышцы пальцев и кистей;

  -способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук

  -воспитывать желание достигать поставленные цели.

1.1.2.Педагогические принципы и подходы:

  1. Уважения личности ребёнка;
  2. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
  3.  Создание условий для творческой активности детей.
  4.  Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.
  5. .От простого к сложному.

6. Системность работ.

7. Принцип тематических циклов.

8 Индивидуального подхода.

1.2.Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1года (старший дошкольный возраст )  

1.3.Планируемые результаты освоения воспитанниками программы.

-Уметь организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

-знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;

-уметь находить новые способы для художественного изображения;

-передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

-участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,

способность добывать новую информацию из различных источников.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

  1. Содержание работы.

1.Вводное занятие .Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком .

2.Композиция «Птица».Составление аппликации из осенних листьев. Предварительно раскрашивается птица красками,а хвост собирается из осенних высушенных листьев.

Материал к занятию: листья деревьев, кустарников, кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.

3.Экибано «Осень» Составление букета из осенних цветов. Предварительно рисуются осенние цветы,вырезаются и составляется букет.

4.Панно «Ягоды»

Изготовление панно-мозаики из пластилиновых шариков.

Материал к занятию:пластилин,доска,салфетки.
5
.«Золотая осень». Беседа. Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа: Коллективная работа «Осенний лес» (поделка из природного материала)

Материал к занятию: семена и листья деревьев, кустарников, мох, коряги, шишки. Кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.

6. «Удивительный мир тестопластики». Беседа. История создания тестопластики. Знакомство с тестопластикой. Экспериментирование с приготовлением теста. Основы и технология замешивания соленого теста. Рассматривание репродукций с использованием тестопластики. Изготовление заготовок. Естественная сушка при комнатной температуре. Расположение композиции на основе. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Коллективная работа: панно «Зимовье зверей».

Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто.

7 .«Здравствуй, Зимушка-зима». Беседа. Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информационно зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).

Материал к занятию: Картон(синий, чёрный, белый) ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек, открытки с изображением зверей, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт, вата, картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.

8. «Крупинка». В гости к Крупинке. Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Веселая крупинка». Приемы работы. Демонстрация презентации «В мире крупы». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы).

Материал к занятию: Различные крупы (не менее 4видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки.

9. «День защитника Отечества». Знакомство с праздником «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации «Папин праздник». Изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок из соленого теста. Сушка материалов. Игровая ситуация с сопровождением музыкальной композиции «Папа может…». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.

Практическая работа: Изготовление подарка папе из соленого теста. По технологии тестопластика изготовления военной техники.

Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст. ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто, картинки по теме, атрибуты к игровой ситуации.

10. «Весенние красоты». Встреча весны. Знакомство с признаками весны. Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.

Практическая работа: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).

Материал к занятию: ткань разных цветов, веточки, листочки, кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.

11. « В мире прекрасного». Знакомство детей с видовым разнообразием комнатных культур. Изучение морфологии растений. Презентация комнатные растения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение. Изучение техники оригами. Проведение конкурсной программы «Мои любимые цветы».

Практическая работа: Изготовление цветов по технике оригами из цветной бумаги. Рисование «Мои любимые цветы», Объемная аппликация (коллективное панно) из подручных средств «Волшебный цветок».

Материал к занятию: кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон, шишки, камешки, пух, перья, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, бобы, горох, комнатные растения, листы А4.

12.Сказочная страна. Учить детей коллективно создавать аппликации из ткани. Закреплять умение по-разному располагать в пространстве листа изображения зданий «6казочной страны». Учить красиво подбирать цвет изображений, дополнять композицию характерными деталями (деревья, скамья и т.д.).

13.Аппликация с элементами бумажной пластики. Весёлые портреты. Учить составлять портрет из отдельных частей (овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска).Цветная бумага для причесок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов.

14.Аппликация коллективная Наша группа (панорама детского сада с окошками для фотографий)Продолжать учить детей создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей (окно с закрывающимся ставнями, часть фундамента и крыши) Подготовка основы для коллективной композиции - листы бумаги разного цвета для подготовки «осеннего», «зимнего», «весеннего» и «летнего» этажей; клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, салфетки; карточки с именами детей; заготовки для деталей: 

15.Лепка миниатюр в спичечном коробке Колыбелька. Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках - лепить младенцев (пеленашек) в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы - пеленашкой, пояснить значение нового слова (маленький ребёнок или кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обобщённый смысл.Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, пустые спичечные коробки или другие мелкие упаковки, стеки, пуговицы, ленточки. Рассказ воспитателя о том, что все люди, когда рождаются, некоторое время бывают совершенно беспомощными, поэтому родители ухаживают за младенцами - кормят, купают, пеленают, гуляют.

2.2.Перспективное планирование.

СЕНТЯБРЬ

Раздел

Тема

Водный,

ознакомительный

1

Первичный инструктаж на рабочем месте.

2

Композиция «Птица»

3

Экибано «Осень»

4

Панно «Ягоды»

О К Т Я Б Р Ь

Раздел

Тема

«Золотая осень»

1

«Путешествие в мир природного и бросового материала»

2

«В гости к стране Листопандии»

3

«Отбор и подготовка материалов к поделке

«Осенний лес»

4

Коллективная работа «Осенний лес»

(поделка из природного материала)

Н О Я Б Р Ь

«Удивительный мир тестопластики»

1

«Знакомство с тестопластикой»

2

«Приготовление теста»

3

Коллективная работа: панно «Зимовье зверей»)

4

Коллективная работа: панно «Зимовье зверей» (и приклеивание к основе)

Д Е К А Б Р Ь

«Здравствуй, Зимушка-зима»

1

«Разговоры зимним вечером»

2

Пейзаж «Зимушка-зима» (подготовка, подбор и к изготовлению

объемной аппликации, воплощение задумки)

3

4

Оформление пейзажа «Зимушка-зима»

Я Н В А Р Ь

«Крупинка»

1

«В гости к Крупинке»

2

Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы)

Ф Е В Р А Л Ь

«День защитника Отечества»

1

«Праздник День защитника Отечества »

2

«Подарок папе»

(изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок

3

4

Коллективная работа «Военная техника» (объемная аппликация)

М А Р Т

«Весенние красоты»

1

«Подарок маме к празднику»

2

Музыкально-игровая беседа «Королева Весна»

3

Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка к коллективному панно из ткани)

4

Коллективное панно «Разноцветные розы»

А П Р Е Л Ь

« В мире прекрасного»

1

«Наши соседи - комнатные растения» (беседа с использованием музыкального сопровождения)

2

«Цветочное оригами»

3

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

4

Коллективное панно «Волшебный цветок»

МАЙ

Сказочная страна.

1

 «Сказочной страны». Учить красиво подбирать цвет из кусочков ткани.

2

Аппликация с элементами бумажной пластики Весёлые портреты

3

Аппликация коллективная Наша группа (панорама детского сада с окошками для фотографий)

4

Лепка миниатюр в спичечном коробке Колыбелька

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ.

3.1.1.Формы работы с детьми.

1.Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).

  1. Повторение правил рабочего человека.
  2. Выполнение творческой работы.
  3. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему)

3.1.2.Реализуемые образовательные технологии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

здоровьесберегающие технологии;

  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология
  • технологии предметно – развивающей среды.

3.1.3.Образовательная нагрузка.

 Проведение совместной деятельности с детьми один раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год, )во 2-ой половине дня продолжительностью старшая группа 25 минут,  (в соответствии с «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях).

3.2.Условия реализации программы кружковой деятельности.

   

3.2.1.Методические обеспечение программы.

  1. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». - М., Просвещение, 1992

  1. 2. Выготский Л.Н. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте». - СПб.: Союз, 1997
  2. 3. Дьяченко О.М., «Чего на свете не бывает».- М.: Знание, 1994
  3. 4. Дошкольное воспитание № 2, «О развитии творческого потенциала дошкольников». 2006
  4. 5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 1995
  5. 6. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет». – М., 2006
  6. 7. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005
  7. 8. Крулехт М.В. «Ребенок и рукотворный мир».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  8. 9. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», - М: ТЦ Сфера, 2006

3.2.2.Создание развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, трансформируемой,  доступной и безопасной.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках. 

Таким образом, для работы необходимы: 

- Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

-Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем. 

-Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски,

ИГРЫ,ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.

  ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ .

                 Этюды на имитацию разных явлений природы.

Этюд «Дует ветер» Педагог . Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки. Он дует тихо, вот так: «У-у-у». Дети (повторяют). «У-у-у». Педагог. Пришли в лес, набрали ягод. Собрались обратно идти. Вдруг подул сильный ветер. Он громко загудел: «У-у-у». Дети(повторяют). «У-у-у». Этюд «Дождик» Педагог. Набежали на небо тучи, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как капли закапали? Вспомним стихотворение: Капля раз, капля два, Капли медленно сперва – Кап, кап, кап, кап. (дети сопровождают эти слова медленными хлопками) Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять – Кап, кап, кап, кап. (хлопки учащаются). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем.

Этюд «Вьюга» Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу «вьюга начинается» дети тихо говорят «у-у-у…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «У-у-у…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише: «у-у-у…»; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

Этюд – имитация «Лес шумит» Педагог вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «ш-ш-ш…» Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь как деревья, когда на них дует ветерок: «ш-ш-ш…».

Упражнение «Запомни движение» Цель. Упражнение развивает зрительно-моторную память и внимание. Ход упражнения. Педагог выходит на середину комнаты. Дети внимательно следят за движением его рук и запоминают их. Затем педагог останавливается, а дети должны повторить те движения, которые он им показал.

Упражнение «Узнай предмет»

Цель. Упражнение развивает зрительно – моторную память, крупную моторику рук, внимание.

Ход упражнения. Педагог предлагает одному из детей показать с помощью рук какой-нибудь предмет. Остальные дети внимательно смотрят и пытаются узнать в движениях знакомый предмет.

Упражнение «Рисуем в воздухе»

Цель. Развивать крупную моторику рук, зрительную память.

Ход упражнения. Дети по очереди выходят в центр круга и показывают какой-либо предмет используя жесты. Остальные сидят за столами и схематично изображают этот предмет на листке бумаги. Затем все рисунки сравниваются, а ведущий говорит, какой предмет он загадывал.

Упражнение «Что рассказало море» 

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.

Ход упражнения. Данное упражнение проводиться как упражнение «Разговор с лесом». Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают настроения, какой берег, кто обитает в море. Дети закрывают глаза и представляют себя на берегу моря: слушают, как «разговаривают» песок, волны, ветер. Затем педагог просит рассказать о том, что каждому изх них рассказало море, ветер, волны. (Можно использовать музыкальное сопровождение).

Упражнение «На берегу»

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.

Ход упражнения. Педагог предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря, реки. Для проведения упражнения дети ложатся на ковер. Педагог просит представить, что вокруг них теплый, ласковый песок. Дети лежат на спине. Им предлагается почувствовать, как тепло и приятно их головам. Они могут протянуть руки и ощутить в ладонях теплоту песка, пропустить его сквозь пальцы. Дети могут представить его ласковое и приятное прикосновение. Затем они вместе с педагогом расслабляют тело, ноги. Они нежатся как, в кроватке, на теплом песке, ощутив его всем телом. Представляет, как ласково греет солнце. Полное расслабление проводится в абсолютной тишине не более 1 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"

Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"...

Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

Методическая разработка программы по изодеятельности

Методическая разработка программы по изодеятельности, может быть использованна как программа по дополнительному образованию....

Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....

Методическая разработка.Программа изодеятельности "Цветные ладошки"

Цель программы – познакомить  детей с различными нетрадиционными техниками рисования;  ввести ребенка в мир цвета и формы, живописной образно...