Конструктивная деятельность дошкольников
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Колодина Ольга Анатольевна

 

 Модельно-конструктивная деятельность с детьми  старшего дошкольного возраста                               

Особенности конструктивной деятельности старших дошкольников Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов)  разнообразные игровые поделки  (игрушки, постройки). Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно – технической деятельностью взрослых.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребёнка с игрушками- материалами, из которых он конструирует, « ближе всего стоят к  нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру»

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

-Конструирование из бумаги, картона, и других материалов;

- Конструирование из природного материала.

Каждый вид конструирования в детском саду имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в  каждой ребёнок  отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности  предназначается в основном для практического применения.

 Задачи конструирования  в подготовительной  группе:  

  1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
  2. Дать детям знания о предметах, отражаемых в конструктивной  деятельности их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме,  пространственном расположении, относительной величине, о материалах с которыми они работают.
  3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
  4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
  5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения  задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей, ранее усвоенному способу, который в данном случаи не может быть применен.
  6. Необходимо также использовать  богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания.

Обучение детей коллективному труду- одна  из важных задач воспитание у детей чувства товарищества.  Для этого педагог предлагает детям вместе обсудить замысел, подобрать материал подобрать работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять  воспитанию организованности    в работе, трудолюбию. Дети привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают всё на место после  окончания работы.

Основные приемы обучения

  1. Показ воспитателем приёмов изготовления конструкции или  игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции  но и построение занятий, общий порядок работы.
  2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнять без показа приёмов работы.
  3. Показ отдельных приёмов конструирования или технических приёмов работы которыми дети овладевают для последующего использования их при построек, конструкций, поделок.
  4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими  нужно ещё овладеть.
  5.  Помощь и взаимопомощь.

Значение конструктивной деятельности:

*Способствует развитию сенсорных и мыслительных  способностей детей;

*развивает  планируемую мыслительную деятельность;

*способствует  практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений;

*играет большую роль в воспитании первоначальных навыков в коллективе;

*воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать что- приятное;

*Имеет большое значение для воспитания эстетических качеств: формируется не только технические умения и навыки, но  и особое отношение к окружающему миру- дети начинают чувствовать красоту природы.  

Условия для реализации конструктивной деятельности.

Обучение конструированию требует особого внимание в организации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать материал соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Материал должен быть разнообразным: напольным и настольным, различные виды конструкторов, различные наборы. Материал должен быть также  привлекательно оформленным и соответствовать возможностям детей.

В подготовительной группе занятия конструированием тесно связанны с игрой. Игра возникает по инициативе детей, часто продолжаются в течении нескольких дней; в ходе их дети совершенствуют  свои постройки, игрушки. Поэтому очень важно, чтобы в группе были созданы условия для сохранения игрушек и построек, сделанных дошкольниками.  Важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса  к технике,  обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку. Дети старшего возраста более самостоятельны, по собственной инициативе  подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность  строительно-конструктивной игры и осуществлять  предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по  наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, модулям. В подготовительной группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить её; обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: чётко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки: видеть последовательность операций, необходимых для изготовления подделки, конструкции.

Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес  к приобретению знаний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности конструктивной деятельности дошкольников.

В данной статье раскрывается значимость детского конструирования....

Конструктивная деятельность дошкольников

Конструктивная деятельность детей в средней группе....

Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"

Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"...

Художественно – конструктивная деятельность дошкольников

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Конструктивная деятельность дошкольников

Конструктивная деятельность дошкольников...

Развитие конструктивной деятельности дошкольников: педагогический опыт дошкольного отделения №3 ГБОУ Школа №777 Г. Москвы

В презентации размещен опыт работы педагогов дошкольного отделения №3 ГБОУ Школа №777 г. Москвы по обучению  дошкольников конструированию из строительного материала на основе системы, разработанн...

Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников

Метод моделирования в  конструктивной деятельности дошкольников...