Художественно – конструктивная деятельность дошкольников
статья на тему

Власова Елена Александровна

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно – конструктивная деятельность дошкольников.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно – конструктивная деятельность для ребёнка – это возможность выразить свой взгляд на мир, и в то же время – способ освоения мира, так как она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Однако несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в работах задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, например, сложной для младших дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.

Ещё одним не ориентированным на столь юный возраст приёмом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду при традиционном рисовании, ребёнок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопится – рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, а также может привести к потере у детей интереса к изобразительной деятельности.

Как же поддержать интерес малышей к рисованию и ручному труду? В этом поможет знакомство ребёнка с нетрадиционными формами художественной деятельности.

Одним из нетрадиционных методов рисования является метод тычка, который не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причём необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более похожими на реальные. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Малыши по достоинству оценили преимущества этой техники, работы получались понятными, в них стали проявляться образы, но вопросы ещё оставались.

Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Бумагопластика менее трудоёмкая, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма, поэтому картины, выполненные детьми, смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию. Даже при незначительном усилии со стороны детей работа привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает ребёнка и вызывает желание создать что – то красивое. Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвёт, мнёт, сгибает, образует пластичные формы.

Развивать творчество детей можно по – разному. Не менее интересна работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства. Возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги ткани, листьев, коробок, бутылок, манки, ниток и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребёнка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. С удовольствием дети играют с игрушками, изготовленными ими самими. Просто не передать их восторг и сияние счастливых глаз. В такие моменты понимаешь, что нужно двигаться дальше, открывать для себя новые техники, чтобы сделать творчество детей более ярким, насыщенным, более интересным.

Список использованной литературы:

  1. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  2. Соколова С. Школа оригами. – М.: Эксмо, 2007.
  3. Утробина К. К., Утробина Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет. – М.: Гном и Д, 2007.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей дошкольного возраста в процессе художественно-конструктивной деятельности.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природн...

"Художественно-конструктивная деятельность с детьми 6-7 лет в детском саду."

Как сделать так, чтобы дети с удовольствием мастерили поделки? В статье я хочу поделиться опытом своей работы....

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

«Развитие мелкой моторики у детей через художественно-конструктивную деятельность».

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»...

Эмоционально практический путь дошкольника в художественно-конструктивную деятельность

Эмоционально-практический путь дошкольника в художественно-конструктивную деятельность. Парфилова Ольга Петровна, МАДОУ №33, г. Казань Р.Т. Воспитатель. В художественно-конструктивной деятел...

"Развитие художественно-конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста элементами дизайна"

Детский дизайн как вид творчества у детей старшего дошкольного возраста.На  современном  этапе,  когда   и  жизнь  и  цивилизация  развиваютсяв быстр...

Консультация для воспитателей на тему: «Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность»

Консультация для воспитателей на тему:«Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность»Слайд 1.Теоретические основы  дизайн деятельности.Слайд 2.В связи с активны...