«Развитие мелкой моторики у детей через художественно-конструктивную деятельность».
консультация на тему

Квашина Татьяна Борисовна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский

 

     Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?

     Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

     Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык,  с помощью которого проходило общение первобытных людей. Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга.

     Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда     (карандашом, ручкой…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерская в детской руке, тем ребенок умнее.

     К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих  зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести углубленную работу в этом направлении.

 

 

 

 

 

Свою работу разделила на несколько этапов:

1.            Изучение и анализ методической литературы, проводила отбор методов и средств для дальнейшего исследования.

2.            Исследовалось состояние мелкой моторики. В методику обследования тонкой моторики рук включены проблемы Н.И.Озерецкого, методики модифицирования  с учеником возраста и особенностей исследуемого мною контингента детей.

3.            Обобщающий – проверялась диагностическая эффективность работы.

     Учитывая важность проблемы по развитию мелкой  моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с помощником воспитателя, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со средней группы)

     Цель предстоящей работы: «Развитие мелкой моторики у детей через художественно – конструктивную деятельность»

     Поставила следующие цели и задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2.Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3.Развивать наглядно – образное пространство, композиционность, колористическое мышление;

4.Развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.

     Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что один из них отдал предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных, учитель г.Москва),  другие – теневому театру (А.В.Мельникова г. Краснодар), третьи – лепке, конструированию (З.И. Богатеева, г.Ульяновск).

     Я уже использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

     Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Пальчиковый игротренинг». Что же сюда вошло:

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

3. Пальчиковые игры со скороговорками.

4. Пальчиковые игры со стихами.

5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

6. Пальчиковый театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_cherez_hudozhestvenno.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей через художественно-конструктивную деятельность».

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский

 

     Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?

     Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

     Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык,  с помощью которого проходило общение первобытных людей. Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга.

     Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда     (карандашом, ручкой…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерская в детской руке, тем ребенок умнее.

     К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих  зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести углубленную работу в этом направлении.

Свою работу разделила на несколько этапов:

1.            Изучение и анализ методической литературы, проводила отбор методов и средств для дальнейшего исследования.

2.            Исследовалось состояние мелкой моторики. В методику обследования тонкой моторики рук включены проблемы Н.И.Озерецкого, методики модифицирования  с учеником возраста и особенностей исследуемого мною контингента детей.

3.            Обобщающий – проверялась диагностическая эффективность работы.

     Учитывая важность проблемы по развитию мелкой  моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с помощником воспитателя, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со средней группы)

     Цель предстоящей работы: «Развитие мелкой моторики у детей через художественно – конструктивную деятельность»

     Поставила следующие цели и задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2.Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3.Развивать наглядно – образное пространство, композиционность, колористическое мышление;

4.Развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.

     Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что один из них отдал предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных, учитель г.Москва),  другие – теневому театру (А.В.Мельникова г. Краснодар), третьи – лепке, конструированию (З.И. Богатеева, г.Ульяновск).

     Я уже использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

     Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Пальчиковый игротренинг». Что же сюда вошло:

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

3. Пальчиковые игры со скороговорками.

4. Пальчиковые игры со стихами.

5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

6. Пальчиковый театр.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

"Развитие мелкой моторики у детей через все виды деятельности" План по самообразованию

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пал...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...