Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
проект (младшая группа) на тему

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_mm.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему:

«Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности»

Проект разработали воспитатели МАДОУ «Детский сад №36»:

                                                                   Ермакова Лариса Асхатовна

                                                                  Кокшарова Раиса Петровна

2016г.

Проблема: слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания.

У детей возникают  сложности в продуктивной деятельности: в рисовании, в работе с ножницами, лепке. Рисунки выполняют нетвердыми штрихами, которые выходят за контур предмета. Недостаточное развитие мелкой моторики проявляется  в походке, ручной деятельности, развитии речи.

Актуальность.

         Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие,  воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук  является  использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека  центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.    

По мнению итальянского педагога  Марии Монтессори, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Формирование  мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка. https://lh4.googleusercontent.com/uET1TbMNOXFa97XpwdWnfb8v7YGp3xe7QrP_1c7uWRLxyWtYhUP8KFFFyEkx_5PliaGtba6PAY4LeVBq6leENiZLZNhQR6jRNOtTSrwhQZnZA97ibEGPN6um9YQwKkZE2yQ

           От того, насколько ловко ребенок  научиться  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Гипотеза: систематизированная  планомерная работа будет способствовать развитию мелкой моторики.

 Цель: развитие мелкой моторики детей, необходимой для формирования навыков самообслуживания.

Задачи:

  1. Подобрать картотеку пальчиковых игр, практических заданий, настольных игр, подготовить дидактический материал.
  2. Разучить с детьми пальчиковые игры, ввести их в систематическую практическую деятельность детей.
  3. Формировать навыки предметной деятельности детей, самообслуживания.
  4. Обогатить развивающую среду пособиями по развитию мелкой моторики; привлечь родителей к  изготовлению.

Ожидаемый результат:

 1. Разработан комплекс  игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.

2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

3. Сформированы  навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.

4. Обогащена  предметно - пространственная развивающая среда по теме проекта.

5. К реализации проекта привлечено 29 семей  воспитанников.

Этапы и сроки реализации проекта:

  1. Организационный(01.10.2016 по15.10.2016)
  2. Реализация проекта (16.10.2016 по 30.04.2017)
  3. Обобщающий (01.05.2017 по 31.05.2017)

План реализации

Этапы, сроки реализации

Мероприятия в детском саду

Мероприятия с родителями

Организационный, сентябрь.

Диагностика детей по методике «Перебор пальцев»,

 разработанный Е.И.Роговым

 

Анкетирование  родителей

Реализация проекта, октябрь

1.Подбор литературы.

2.Разработка  практических мероприятий для проекта

3.Разработка игр и пособий  на застегивание и расстегивание молний, пуговиц, липучек, крючков, кнопок.

 4.Изготовление схем одевания и раздевания.

 

  1.   Наглядная консультация для родителей «Чем же можно

позаниматься  с малышами, чтобы   развить мелкую моторику?»

2.Фото - выставка «Игры  на            вит   развитие   ручной умелости»

3.Изготовление пособий

Родителями: по застёгиванию пуговиц

Кнопок

Крючков

Липучек

Молний

       

Ноябрь

  • 1.Пополнить картотеку пальчиковых игр.
  • 2.Проведениепальчиковых игр в разных видах деятельности

Консультация для родителей «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?»

Декабрь, январь

Проведение с детьми  дидактических игр: мозаика, пирамидки, матрёшки, цветные клубочки ниток для перематывания, картинки половинки, пальчиковый  театр, набор колечек для нанизывания на шнурок, пазлы, коробочки для собирания камушков.  

Совместный  детско-родительский досуг «Умелые пальчики»

Февраль

1.Подбор картотеки игр с песком и водой.

2.Разработка  алгоритмов и схем рисования песком (манкой).

3.Проведение игр с песком и водой

4.Пополнить уголок экспериментирования:   формочками

совочками

стаканчиками.

Фото – выставка «Наши песочные картины»

Март

Проведение развлечения «Мамины помощники»

Мастер класс по лепке из соленого теста  

Апрель

1.Подбор картотеки игр с су-джоками

2.Выполнение упражнений с су-джоками в разных видах деятельности.

Консультация для родителей.

Обобщающий, май.

Диагностика  развития мелкой моторики у детей

Анкетирование родителей

Диагностики для младшего дошкольного возраста.


Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 

 

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 

                                       

Анкета для родителей

на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

  1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

  1. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

  1. Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

____________________________________________________

  1. Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

  1. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

- ТВ

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

  1. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу  Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

  1. Готовы ли Вы поучаствовать в изготовлении самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

- Не знаю

- Нет

Литература.

1.Н.В.Нищева «Весёлая пальчиковая гимнастика»

2.Е.Б.Шмелёва «Пальчиковые игры»

3.Развитие дошкольника «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет»

3.Сеть интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности....

"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем  больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...