Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
проект (младшая группа) на тему
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему:
«Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности»
Проект разработали воспитатели МАДОУ «Детский сад №36»:
Ермакова Лариса Асхатовна
Кокшарова Раиса Петровна
2016г.
Проблема: слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания.
У детей возникают сложности в продуктивной деятельности: в рисовании, в работе с ножницами, лепке. Рисунки выполняют нетвердыми штрихами, которые выходят за контур предмета. Недостаточное развитие мелкой моторики проявляется в походке, ручной деятельности, развитии речи.
Актуальность.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.
По мнению итальянского педагога Марии Монтессори, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка.
От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Гипотеза: систематизированная планомерная работа будет способствовать развитию мелкой моторики.
Цель: развитие мелкой моторики детей, необходимой для формирования навыков самообслуживания.
Задачи:
- Подобрать картотеку пальчиковых игр, практических заданий, настольных игр, подготовить дидактический материал.
- Разучить с детьми пальчиковые игры, ввести их в систематическую практическую деятельность детей.
- Формировать навыки предметной деятельности детей, самообслуживания.
- Обогатить развивающую среду пособиями по развитию мелкой моторики; привлечь родителей к изготовлению.
Ожидаемый результат:
1. Разработан комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
3. Сформированы навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
4. Обогащена предметно - пространственная развивающая среда по теме проекта.
5. К реализации проекта привлечено 29 семей воспитанников.
Этапы и сроки реализации проекта:
- Организационный(01.10.2016 по15.10.2016)
- Реализация проекта (16.10.2016 по 30.04.2017)
- Обобщающий (01.05.2017 по 31.05.2017)
План реализации
Этапы, сроки реализации | Мероприятия в детском саду | Мероприятия с родителями |
Организационный, сентябрь. | Диагностика детей по методике «Перебор пальцев», разработанный Е.И.Роговым
| Анкетирование родителей |
Реализация проекта, октябрь | 1.Подбор литературы. 2.Разработка практических мероприятий для проекта 3.Разработка игр и пособий на застегивание и расстегивание молний, пуговиц, липучек, крючков, кнопок. 4.Изготовление схем одевания и раздевания.
|
позаниматься с малышами, чтобы развить мелкую моторику?» 2.Фото - выставка «Игры на вит развитие ручной умелости» 3.Изготовление пособий Родителями: по застёгиванию пуговиц Кнопок Крючков Липучек Молний
|
Ноябрь |
| Консультация для родителей «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?» |
Декабрь, январь | Проведение с детьми дидактических игр: мозаика, пирамидки, матрёшки, цветные клубочки ниток для перематывания, картинки половинки, пальчиковый театр, набор колечек для нанизывания на шнурок, пазлы, коробочки для собирания камушков. | Совместный детско-родительский досуг «Умелые пальчики» |
Февраль | 1.Подбор картотеки игр с песком и водой. 2.Разработка алгоритмов и схем рисования песком (манкой). 3.Проведение игр с песком и водой 4.Пополнить уголок экспериментирования: формочками совочками стаканчиками. | Фото – выставка «Наши песочные картины» |
Март | Проведение развлечения «Мамины помощники» | Мастер класс по лепке из соленого теста |
Апрель | 1.Подбор картотеки игр с су-джоками 2.Выполнение упражнений с су-джоками в разных видах деятельности. | Консультация для родителей. |
Обобщающий, май. | Диагностика развития мелкой моторики у детей | Анкетирование родителей |
Диагностики для младшего дошкольного возраста.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результата воспитателем.
( + ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Анкета для родителей
на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
- Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
- В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет
- Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
____________________________________________________
- Какой нетрадиционный материал используете в работе?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
- Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду
- ТВ
- В интернете
- Подсказывает своя интуиция
- Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
- Готовы ли Вы поучаствовать в изготовлении самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Не знаю
- Нет
Литература.
1.Н.В.Нищева «Весёлая пальчиковая гимнастика»
2.Е.Б.Шмелёва «Пальчиковые игры»
3.Развитие дошкольника «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет»
3.Сеть интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-351987-1385134944.jpg)
Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-467731-1407259184.jpg)
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-1276079-1648201237.jpg)
Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-1276079-1648201237.jpg)
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-1426218-1665341235.jpg)
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-1438129-1669062619.jpg)
"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...