Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
статья

Карнеенкова Ольга Алексеевна

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности».

1. Актуальность

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

2. Теоретическое обоснование

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Новизна: использование нетрадиционной техники развития мелкой моторики у детей младшего возраста в условиях ДОУ.

3. Содержание методической разработки

Цель:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через различные виды деятельности.

2. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Рабочая группа: дети 2-4 лет, родители.

Формы работы:

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

- В совместную деятельность воспитателя с детьми включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

- В индивидуальную работу с детьми – задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

- Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В работе по развитию мелкой моторики рук используются традиционные и нетрадиционные технологии.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук

- пальчиковые игры и упражнения

- пальчиковая гимнастика

- пальчиковый театр

- игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)

- продуктивная деятельность

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных и подручных материалов

- «Су-Джок «терапия

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика»«Хождение по дорожкам»«Физкультминутки».

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.

Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика»«Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Еще один из приемов, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, нанизывания на верёвочку бусинки с дырочками разного диаметра, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь. В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Также детям предлагается нетрадиционные виды массажа:

- с использованием природного материала (шишек, грецких орехов)

- с использованием подручных материалов (карандашей, массажных щеток, пробок от пластиковых бутылок)

-«Су-Джок» терапия.

Одним из эффективных приемов, используемых нами, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а также, эмоционально-волевых сфер ребенка является «Су-Джок» терапия. «Су-Джок» – это маленький и компактный массажный мячик, который состоит из двух развинчивающихся полусфер, внутри которого находятся две специальные пружины, предназначенные для массажа пальцев. «СУ Джок» - терапия была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак Чжэ Ву. В переводе с корейского обозначает Су-кисть, Джок-стопа. Если мы посмотрим на нашу кисть, то большой палец - это голова, мизинец и указательные пальцы - это кисти, а средний и безымянный – это стопы. Процесс очень прост, через нервные окончания мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, тем самым активизируются отделы мозга.

Важно знать, что «Су-Джок» не имеет вредных и побочных действий, не имеет противопоказаний, проста настолько, что понятна каждому, всегда вызывает улыбку уже на первых минутах использования.

Методика работы с эластичным кольцом:

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.

Методика работы с массажным шариком:

Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворным текстом подобранным в соответствии с лексической темой, изучаемой на НОД.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей используется пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятиям, счету.

Изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам«Репка»«Заяц и лиса»«Колобок», и др.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.).

Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Не менее интересным и полезным занятием является игры с бумагой. Она увлекает детей, способствует развитию воображения, любознательности. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки, разминание, разглаживание являются хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Особое внимание уделяется рисованию, раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Также детям нравится обводить рисунки по контуру.

Большой интерес для детей представляет конструирование. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - это собирание пазлов, нанизывание бисера на леску.

В родительском уголке помещены рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем  больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...