Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Ермолаева Марина Михайловна

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Долгосрочный проект33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Ермолаева Марина Михайловна

Новосибирск

Кружковая работа

«Развитие мелкой моторики у дошкольников

через продуктивные виды деятельности»

План  кружковой работы  воспитателя   МКДОУ детский сад №486  на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста;
  2. Улучшить общую двигательную активность;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.\
  7. Формы работы:
  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Улучшение координации и точности движений рук, гибкости рук, мелкой моторики пальцев.
  • Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности, памяти.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.

Виды деятельности:

1. Пальчиковый игротренинг:

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

- Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

- Пальчиковый театр.

2. Продуктивная деятельность:

- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупа, ракушки, каштан, ветки деревьев, листья, камни и т.д.).

- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой.

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором «Лего».

- Различные виды аппликаций.

3. Развитие графической моторики

- Рисование по трафаретам.

- Штриховка.

- Дорисовка (по принципу симметрии).

- Лабиринты.

- Графические диктанты.

4. Дидактические игры

- Игры с мелкими предметами.

- Пазлы, мозаика.

Актуальность выбранной темы
В. А. Сухомлинский говорил: 
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».   Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стирает вручную, не замешивает тесто, не режет овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках.  А на футболках и толстовках, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застёгивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается  двигательной активности пальцев рук.  Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. А ведь ручная умелость даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах  деятельности. При поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики вызовет  трудности в овладении письмом. Это может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, что может привести к возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

Изучив опыт работы разных педагогов по развитию мелкой моторики, отметили, что одни из них  отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие – различным видам  театра и пальчиковым играм, третьи – лепке, конструированию, аппликации.

Предпочтение было решено отдать продуктивным видам деятельности, т.к. изобразительная деятельность является одной из наиболее близких и естественных видов деятельности для ребенка дошкольника. Дети нашей группы очень любят заниматься с бумагой, делать аппликации и различные поделки из неё. Но из-за плохо развитых пальчиков многие ребята неловко держат ножницы, плохо усваивают приёмы работы с бумагой. Свою работу  начали с младшей группы.

Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. Развивая мелкую моторику,  мы развиваем: логику, память, внимание, психику, интеллект, обогащаем словарный запас, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Перспективный план работы на  2017 - 2021  учебный   год

Сроки: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы

Теоретический раздел плана:

Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме.

Создание информационной базы по теме.

Создание предметно-развивающей среды по данной теме.

Разработать перспективное планирование по теме.

Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.

Составление картотеки игр, статей.

Подготовки материала по данной теме и консультаций.

Практический раздел плана:

Включение пальчиковых игр, физкультминуток в ОД, утреннюю гимнастику, свободную деятельность детей.

Использование дидактических, развивающих игр.

Лепка из пластилина и соленого теста.

Рисование и раскрашивание картинок.
Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. 
Изготовление поделок из природного материала: шишек, каштанов, ракушек и других доступных материалов.

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой и т.д.
В свободное время с детьми: сортировка семян.

Основные направления работы кружка:

1.Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;

2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций.

3.Массаж, самомассаж;

4.Игры с мелкими предметами. Работа с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.

5.Работа с палочками: построение фигур, перекладывание;

6.Обводка контура фигуры, раскрашивание некрупных предметов. Рисование пальцами на манке. Штриховка.

7.Упражнение с карандашами;

8.Работа с бумагой: обрывание, разрывание, смятие, скатывание, разглаживание. Оригами. Аппликация методом обрывания бумаги.

9.Катание шариков, упражнения с мячами, шарами;

10.Игры с прищепками, скрепками;

11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек.

12.Прокалывание контура фигуры;

13.Ниткография;

14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.

15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение;

16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.

1.Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
Задачи: формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, совершенствовать мелкую моторику рук.

Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Игры: «Впусти свет», «В прятки пальчики играли», «Распускаются цветы» - сжимание и разжимание кулачков.

Упражнения: «Играем на дудочке», «Барабан», «Улитка», «Коза», «Рожки и ножки», «Клубочки», «Нарисуй фигуру пальцем в воздухе», «Многоножки» (одновременно пальцы обеих рук «бегут» по столу), показ пальцев по одному, по два и другие.

Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим», «Замок», «Моя семья», «Строим дом», «Дружат в нашей группе», «По грибы» и другие.

2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций

Задачи: развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально – волевую сферу, сообразительность, развивать чувство ритма, координацию движений, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания, обучать навыкам напряжения и расслабления тела, повышать работоспособность.

Используются различные физкультминутки.

3.Массаж, самомассаж.

Задачи: способствовать оздоровительному воздействию на организм ребенка, улучшать рецепторы проводящих путей.

Массаж кистей рук - мягкие массирующие движения и разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, активизирующее речевые центры мозга. Такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Самомассаж:

- разминание;

- надавливание;

- пощипывание;

- потягивание за кончики пальцев.

Гимнастический комплекс:

- сжатие и разжатие кулака;

- поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки;

- вращение кистью рук.

Упражнения с карандашом (катание между ладоней), шариками, грецкими орехами, массаж пальчиков мячиком-ёжиком, массажными колечками (Су – Джок терапия), катание деревянных палочек по столу.

4. Игры с мелкими предметамиРабота с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.

Задачи: развивать мелкую моторику, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными мелкими предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми), развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.

Игры: «Мешочек с сюрпризом», «Чудесный мешочек», «Мамины помощники» (сортировка гороха и фасоли), «Выложи фигуру» (выкладывание гороха, фасоли по контуру фигуры), «Разложи мозаику по цветным стаканчикам», «Перенеси мозаику из одной кучки в другую», «Собери гирлянду из макарон».

5.Работа с палочками. Построение фигур, перекладывание.

Задачи: учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. развивать воображение, сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, развивать ручную умелость, координацию

Движений, развивать чувство формы, пропорции. Глазомер, согласованность в работе обоих рук, формировать произвольные координированные движения пальцев рук.

Игры: «Построй из палочек дорожку, заборчик, квадрат, домик, ёлочку», «Перенеси палочки из одной кучки в другую».

6.Обводка, рисование линий, раскрашивание, штриховка.

Задачи: развивать ручную умелость, учить детей правильно держать карандаш, закрепить навык закрашивания без пробелов в определенном направлении, не выходя за контур, учить доводить образ до конца, учить создавать изображения на манной крупе, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом, развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, развивать внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие.

Обводка, рисование линий.

Задачи: развивать умение проводить прямые (вертикальные и горизонтальные) линии, линии по контуру фигуры.

«Обведи фигуру по линии», «Нарисуй фигуру по точкам» (точечные рисунки), «Поставь машину в гараж» (рисование горизонтальных линий), «Нарисуй дождик из тучки» (вертикальные линии), «Лабиринт: проведи карандашом от… до…» (провести карандашом по линиям), «Проведи кораблик так, чтобы не задеть берегов», «Нарисуй клубок» (от точки методом наращивания).

Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

8.Работа с бумагой.

Задачи: обучать детей различным навыкам работы с бумагой, закреплять умение рвать бумагу, разглаживать скомканную бумагу, отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, развивать осязательное восприятие (тактильную, кожную чувствительность пальцев рук), формировать практические умения и навыки.

Игры: «Разгладим пеленки для Аленки» (разглаживание скомканной бумаги), «Сюрприз» (разгладить бумагу и увидеть рисунок игрушки), «Скатаем комочки, шарики», «Подарим зайке шарфики» (разрывание бумаги на полоски), «Снегопад» (отщипывание кусочков бумаги) и другие.

Оригами.

Задачи: развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, творческое мышление, сообразительность, конструктивные способности, зрительно – моторную координацию, глазомер, активизировать так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.

Оригами — это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. В процессе складывания фигур дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., смогут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части. Выполнение творческих работ развивает воображение, фантазию, творческое мышление. Раскрывает ребенка как творческую личность. Благодаря этим играм мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой.

9.Катание шариков. Упражнения с мячами, шарами.

Задачи: развивать координированные движения рук, захватывающие навыки, зрительно – моторную координацию.

Перекатывание мяча между ладоней, передача мяча из одной руки в другую впереди, сзади, вверху, передача мяча друг другу.

10.Игры с прищепками, скрепками

Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, скрепок.

Игры: «Укрась листочек, цветочек», «Подбери прищепки по цвету»

11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек

Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, скрепок.

Игры: «Укрась листочек, цветочек», «Подбери прищепки по цвету»

11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек

Задачи: развивать мелкую моторику, умение наматывать нитку, сматывать клубочки, запускать волчки, закручивать и откручивать крышки.

Игры: «Запусти волчок», «Помоги бабушке» (наматывание нитки на клубок), «Открути и закрути крышку», «Буксир» (подтягивание игрушек, наматывание нитки на палочку).

12.Прокалывание контура фигуры.

Задачи: формировать внимательность к выполнению задания, аккуратность, усидчивость, развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер.

Проколоть зубочисткой фигуру по контуру.

13. Ниткография.

Задачи: развивать координированные движения пальцев рук, точность движений, аккуратность, внимание, глазомер.

Выкладывать ниточки по контуру фигуры.

14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.

Задачи: продолжить знакомство с тестом как художественным материалом, получать силуэтные изображения из теста и пластилина способом отпечатки, выдавливания, учить отрывать (отщипывать) кусочки пластилина и примазывать к фону,

делать из пластилина шарики, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, развивать гибкость рук, осязательное восприятие, формировать практические умения и навыки, учить создавать рельефные картинки, обучать различным навыкам работы с пластилином, тестом, воспитывать и развивать художественный вкус.

15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение.

Задачи: формировать правильный речевой выдох, способствовать формированию правильного звукопроизнощения, развивать речь.

Упражнения: «Горячий чай», «Забей мяч в ворота» (ватный шарик), «Снегопад» (сдуть ватный диск с ладони).

Артикуляционная  гимнастика, повторение звуков, слов.

16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.

Задачи: развивать функции глаз, умение фиксировать взгляд на данном предмете, развивать концентрацию внимания.

Упражнения: «Проследи глазами за игрушкой», «Где флажок».

Взаимодействие с семьями воспитанников

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Взрослые даже не представляют, насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Задачи: заинтересовать родителей актуальностью данной темы, пополнять знания родителей о значимости развития мелкой моторики, обучать родителей правильному проведению пальчиковых игр, познакомить родителей на практике с играми и упражнениями с использованием различных материалов, проанализировать результативность проведения работы по развитию мелкой моторики.

Формы работы с родителями

1. Родительские собрания.

2. Практические занятия, мастер – классы.

3. Анкетирование.

4. Консультации, наглядная информация.

5. Вечера досугов.

6. Дни открытых дверей.

Основными формами и методами реализации кружка являются:

- дидактические игры и игровые упражнения;

- занимательные задания, подвижные игры и игры-соревнования;

- изобразительная и творческая деятельность;

- совместная деятельность педагога и детей;

- самостоятельная деятельность детей;

- создание выставок;

- участие в конкурсах;

- совместные занятия с родителями;

- наглядный метод обучения и метод практических действий;

- ориентировочно - исследовательская деятельность;

- методы проблемно - поискового характера;

- моделирование и кодирование информации.

Материально – техническое обеспечение

-составление календарно – тематического плана работы;

-составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;

- создание картотеки пальчиковых игр;

- размещение информации на стендах для родителей по развитию у детей мелкой моторики;

- изменение и развитие развивающей предметно- пространственной среды посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр.

Дидактический материал и техническое оснащение

Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…

Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, проволока и др.)

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки.

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик.

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны.

Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,

Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов.

Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки), «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, баночки с завинчивающимися крышками, кнопочницы, замки разных видов.

                        Перечень литературных источников

1.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.

3.Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.

4.Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.Литература. 5.С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». 6.С.Е.Гаврилова «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 ле». Ярославль: Академия развития, 2009.

7.О.М.Сахарова « Готовим руку к письму». Москва. РОСМЭН. 2008 .

8.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис:РИПОЛ классик, 2008

9.И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

10.С.В.Соколова «Оригами для самых маленьких».Детство-пресс 2010

11.Смирнова Е. А.» Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.

12.Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения «.– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

13.Тышкевич И.В.» Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» – Минск: «Попурри», 2010.

14.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.

15.Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики». - М., 2001.

16.Бачина О. В., Коробова Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет». Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007 г.

17.Боричева Г.А., Сазонова А.В. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». - СПб., Детство-Пресс, 2007.

18.Васильева – Гангнус Л. «Уроки занимательного труда». – М., Издательство «Педагогика», 1997

19.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать». – Ярославль, 1997.

20.Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008

21.Загороднева, О.В. «Организация работы в группах предшкольной подготовки». – М., АРКТИ, 2011

22.Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки». Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).

23.Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет». – М.: Владос 2003.

24.Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». - М., 2001.

25.Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». – М.,1970

26.Подрезова И.П. «Школа умелого карандаша». – М., 2007.

27.Синицына Е. «Умная тетрадь». – М., 1999.

28.Филиппова С. О. «Подготовка дошкольников к обучению письму». – СПб., 2008.

29.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества». – М., Издательский дом «Федоров», 2000.

30.Яшина. Н.Ю. «Готовим детей к школе». - Н.Новгород, 1996

31.Соколова Е.В., Няньковская Н.Н. «Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать».

32.Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).

33.Школа тетушки Совы. «Развиваем моторику руки». Рабочая тетрадь для детей  3 – 4 лет.- М., Омега, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность"

Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность" для детей средней группы....

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...