ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности» | 65.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 486 комбинированного вида»
Новосибирск, ул. Писарева 6, тел. 221-26-62
Кружковая работа
«Развитие мелкой моторики у дошкольников
через продуктивные виды деятельности»
на 2018-2022 учебный год
Воспитатель: Ермолаева М.М.
НОВОСИБИРСК
Актуальность выбранной темы
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности, дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стирает вручную, не замешивает тесто, не режет овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках. А на футболках и толстовках, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застёгивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. А ведь ручная умелость даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности. При поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики вызовет трудности в овладении письмом. Это может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, что может привести к возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Изучив опыт работы разных педагогов по развитию мелкой моторики, отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие – различным видам театра и пальчиковым играм, третьи – лепке, конструированию, аппликации.
Предпочтение было решено отдать продуктивным видам деятельности, т.к. изобразительная деятельность является одной из наиболее близких и естественных видов деятельности для ребенка дошкольника. Дети нашей группы очень любят заниматься с бумагой, делать аппликации и различные поделки из неё. Но из-за плохо развитых пальчиков многие ребята неловко держат ножницы, плохо усваивают приёмы работы с бумагой. Свою работу начали с младшей группы.
Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. Развивая мелкую моторику, мы развиваем: логику, память, внимание, психику, интеллект, обогащаем словарный запас, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
План кружковой работы воспитателя МКДОУ детский сад №486 на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.\
- Формы работы:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
- Динамика развития мелкой моторики.
- Улучшение координации и точности движений рук, гибкости рук, мелкой моторики пальцев.
- Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности, памяти.
- Обогащение словарного запаса.
- Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.
Виды деятельности:
1. Пальчиковый игротренинг:
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.
- Пальчиковый театр.
2. Продуктивная деятельность:
- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупа, ракушки, каштан, ветки деревьев, листья, камни и т.д.).
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой.
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором «Лего».
- Различные виды аппликаций.
3. Развитие графической моторики
- Рисование по трафаретам.
- Штриховка.
- Дорисовка (по принципу симметрии).
- Лабиринты.
- Графические диктанты.
4. Дидактические игры
- Игры с мелкими предметами.
- Пазлы, мозаика.
Перспективный план работы на 2018 - 2022 учебный год
Сроки: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы
Теоретический раздел плана:
Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме.
Создание информационной базы по теме.
Создание предметно-развивающей среды по данной теме.
Разработать перспективное планирование по теме.
Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.
Составление картотеки игр, статей.
Подготовки материала по данной теме и консультаций.
Практический раздел плана:
Включение пальчиковых игр, физкультминуток в ОД, утреннюю гимнастику, свободную деятельность детей.
Использование дидактических, развивающих игр.
Лепка из пластилина и соленого теста.
Рисование и раскрашивание картинок.
Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, каштанов, ракушек и других доступных материалов.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой и т.д.
В свободное время с детьми: сортировка семян.
Основные направления работы кружка:
1.Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;
2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций.
3.Массаж, самомассаж;
4.Игры с мелкими предметами. Работа с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.
5.Работа с палочками: построение фигур, перекладывание;
6.Обводка контура фигуры, раскрашивание некрупных предметов. Рисование пальцами на манке. Штриховка.
7.Упражнение с карандашами;
8.Работа с бумагой: обрывание, разрывание, смятие, скатывание, разглаживание. Оригами. Аппликация методом обрывания бумаги.
9.Катание шариков, упражнения с мячами, шарами;
10.Игры с прищепками, скрепками;
11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек.
12.Прокалывание контура фигуры;
13.Ниткография;
14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.
15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение;
16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.
1.Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
Задачи: формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, совершенствовать мелкую моторику рук.
Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.
Игры: «Впусти свет», «В прятки пальчики играли», «Распускаются цветы» - сжимание и разжимание кулачков.
Упражнения: «Играем на дудочке», «Барабан», «Улитка», «Коза», «Рожки и ножки», «Клубочки», «Нарисуй фигуру пальцем в воздухе», «Многоножки» (одновременно пальцы обеих рук «бегут» по столу), показ пальцев по одному, по два и другие.
Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим», «Замок», «Моя семья», «Строим дом», «Дружат в нашей группе», «По грибы» и другие.
2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций
Задачи: развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально – волевую сферу, сообразительность, развивать чувство ритма, координацию движений, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания, обучать навыкам напряжения и расслабления тела, повышать работоспособность.
Используются различные физкультминутки.
3.Массаж, самомассаж.
Задачи: способствовать оздоровительному воздействию на организм ребенка, улучшать рецепторы проводящих путей.
Массаж кистей рук - мягкие массирующие движения и разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, активизирующее речевые центры мозга. Такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.
Самомассаж:
- разминание;
- надавливание;
- пощипывание;
- потягивание за кончики пальцев.
Гимнастический комплекс:
- сжатие и разжатие кулака;
- поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки;
- вращение кистью рук.
Упражнения с карандашом (катание между ладоней), шариками, грецкими орехами, массаж пальчиков мячиком-ёжиком, массажными колечками (Су – Джок терапия), катание деревянных палочек по столу.
4. Игры с мелкими предметами. Работа с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.
Задачи: развивать мелкую моторику, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными мелкими предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми), развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.
Игры: «Мешочек с сюрпризом», «Чудесный мешочек», «Мамины помощники» (сортировка гороха и фасоли), «Выложи фигуру» (выкладывание гороха, фасоли по контуру фигуры), «Разложи мозаику по цветным стаканчикам», «Перенеси мозаику из одной кучки в другую», «Собери гирлянду из макарон».
5.Работа с палочками. Построение фигур, перекладывание.
Задачи: учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. развивать воображение, сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, развивать ручную умелость, координацию
Движений, развивать чувство формы, пропорции. Глазомер, согласованность в работе обоих рук, формировать произвольные координированные движения пальцев рук.
Игры: «Построй из палочек дорожку, заборчик, квадрат, домик, ёлочку», «Перенеси палочки из одной кучки в другую».
6.Обводка, рисование линий, раскрашивание, штриховка.
Задачи: развивать ручную умелость, учить детей правильно держать карандаш, закрепить навык закрашивания без пробелов в определенном направлении, не выходя за контур, учить доводить образ до конца, учить создавать изображения на манной крупе, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом, развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, развивать внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие.
Обводка, рисование линий.
Задачи: развивать умение проводить прямые (вертикальные и горизонтальные) линии, линии по контуру фигуры.
«Обведи фигуру по линии», «Нарисуй фигуру по точкам» (точечные рисунки), «Поставь машину в гараж» (рисование горизонтальных линий), «Нарисуй дождик из тучки» (вертикальные линии), «Лабиринт: проведи карандашом от… до…» (провести карандашом по линиям), «Проведи кораблик так, чтобы не задеть берегов», «Нарисуй клубок» (от точки методом наращивания).
Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
8.Работа с бумагой.
Задачи: обучать детей различным навыкам работы с бумагой, закреплять умение рвать бумагу, разглаживать скомканную бумагу, отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, развивать осязательное восприятие (тактильную, кожную чувствительность пальцев рук), формировать практические умения и навыки.
Игры: «Разгладим пеленки для Аленки» (разглаживание скомканной бумаги), «Сюрприз» (разгладить бумагу и увидеть рисунок игрушки), «Скатаем комочки, шарики», «Подарим зайке шарфики» (разрывание бумаги на полоски), «Снегопад» (отщипывание кусочков бумаги) и другие.
9.Катание шариков. Упражнения с мячами, шарами.
Задачи: развивать координированные движения рук, захватывающие навыки, зрительно – моторную координацию.
Перекатывание мяча между ладоней, передача мяча из одной руки в другую впереди, сзади, вверху, передача мяча друг другу.
10.Игры с прищепками, скрепками
Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, скрепок.
Игры: «Укрась листочек, цветочек», «Подбери прищепки по цвету»
11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек
Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, скрепок.
Игры: «Укрась листочек, цветочек», «Подбери прищепки по цвету»
11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек
Задачи: развивать мелкую моторику, умение наматывать нитку, сматывать клубочки, запускать волчки, закручивать и откручивать крышки.
Игры: «Запусти волчок», «Помоги бабушке» (наматывание нитки на клубок), «Открути и закрути крышку», «Буксир» (подтягивание игрушек, наматывание нитки на палочку).
12.Прокалывание контура фигуры.
Задачи: формировать внимательность к выполнению задания, аккуратность, усидчивость, развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер.
Проколоть зубочисткой фигуру по контуру.
13. Ниткография.
Задачи: развивать координированные движения пальцев рук, точность движений, аккуратность, внимание, глазомер.
Выкладывать ниточки по контуру фигуры.
14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.
Задачи: продолжить знакомство с тестом как художественным материалом, получать силуэтные изображения из теста и пластилина способом отпечатки, выдавливания, учить отрывать (отщипывать) кусочки пластилина и примазывать к фону,
делать из пластилина шарики, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, развивать гибкость рук, осязательное восприятие, формировать практические умения и навыки, учить создавать рельефные картинки, обучать различным навыкам работы с пластилином, тестом, воспитывать и развивать художественный вкус.
15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение.
Задачи: формировать правильный речевой выдох, способствовать формированию правильного звукопроизнощения, развивать речь.
Упражнения: «Горячий чай», «Забей мяч в ворота» (ватный шарик), «Снегопад» (сдуть ватный диск с ладони).
Артикуляционная гимнастика, повторение звуков, слов.
16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.
Задачи: развивать функции глаз, умение фиксировать взгляд на данном предмете, развивать концентрацию внимания.
Упражнения: «Проследи глазами за игрушкой», «Где флажок».
Взаимодействие с семьями воспитанников
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Взрослые даже не представляют, насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Задачи: заинтересовать родителей актуальностью данной темы, пополнять знания родителей о значимости развития мелкой моторики, обучать родителей правильному проведению пальчиковых игр, познакомить родителей на практике с играми и упражнениями с использованием различных материалов, проанализировать результативность проведения работы по развитию мелкой моторики.
Формы работы с родителями
1. Родительские собрания.
2. Практические занятия, мастер – классы.
3. Анкетирование.
4. Консультации, наглядная информация.
5. Вечера досугов.
6. Дни открытых дверей.
Основными формами и методами реализации кружка являются:
- дидактические игры и игровые упражнения;
- занимательные задания, подвижные игры и игры-соревнования;
- изобразительная и творческая деятельность;
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- создание выставок;
- участие в конкурсах;
- совместные занятия с родителями;
- наглядный метод обучения и метод практических действий;
- ориентировочно - исследовательская деятельность;
- методы проблемно - поискового характера;
- моделирование и кодирование информации.
Материально – техническое обеспечение
-составление календарно – тематического плана работы;
-составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;
- создание картотеки пальчиковых игр;
- размещение информации на стендах для родителей по развитию у детей мелкой моторики;
- изменение и развитие развивающей предметно- пространственной среды посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр.
Дидактический материал и техническое оснащение
Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, проволока и др.)
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки.
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик.
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны.
Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов.
Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки), «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, баночки с завинчивающимися крышками, кнопочницы, замки разных видов.
Перечень литературных источников
1.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
3.Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
4.Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.Литература. 5.С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». 6.С.Е.Гаврилова «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 ле». Ярославль: Академия развития, 2009.
7.О.М.Сахарова « Готовим руку к письму». Москва. РОСМЭН. 2008 .
8.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис:РИПОЛ классик, 2008
9.И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
10.С.В.Соколова «Оригами для самых маленьких».Детство-пресс 2010
11.Смирнова Е. А.» Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
12.Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения «.– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
13.Тышкевич И.В.» Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» – Минск: «Попурри», 2010.
14.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.
15.Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики». - М., 2001.
16.Бачина О. В., Коробова Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет». Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007 г.
17.Боричева Г.А., Сазонова А.В. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». - СПб., Детство-Пресс, 2007.
18.Васильева – Гангнус Л. «Уроки занимательного труда». – М., Издательство «Педагогика», 1997
19.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать». – Ярославль, 1997.
20.Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008
21.Загороднева, О.В. «Организация работы в группах предшкольной подготовки». – М., АРКТИ, 2011
22.Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки». Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).
23.Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет». – М.: Владос 2003.
24.Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». - М., 2001.
25.Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». – М.,1970
26.Подрезова И.П. «Школа умелого карандаша». – М., 2007.
27.Синицына Е. «Умная тетрадь». – М., 1999.
28.Филиппова С. О. «Подготовка дошкольников к обучению письму». – СПб., 2008.
29.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества». – М., Издательский дом «Федоров», 2000.
30.Яшина. Н.Ю. «Готовим детей к школе». - Н.Новгород, 1996
31.Соколова Е.В., Няньковская Н.Н. «Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать».
32.Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).
33.Школа тетушки Совы. «Развиваем моторику руки». Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет.- М., Омега, 2007
Приложение № 1
Перспективный план по пальчиковым играм для второй младшей группы
2018-2019 учебный год
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «Знакомство с пальчиками» | Учить называть и показывать пальчики, счет от 1-5, развивать движения пальцев. |
2. | «Упражнения с пальчиками 1 этап» (пальчики загорают, молоток, курочки, клубочек, моем ручки, замок) | Развивать мелкую моторику рук с помощью различных движений, учить описывать действия, способствовать развитию речи (моем, стучим, клюет, закрыть и т.д.). |
3. | «Упражнения с пальчиками 2 этап» (колечки, цепочки, дерево, паучки) | Учить выполнять поочередные движения пальцами, проговаривая свои действия и слова стихотворений, тренировать память и мышление. |
4. | «Моя семья» (упражнение - «Этот пальчик –дедушка…») | Учить поочередно сгибать пальцы на обеих руках, на последнем предложении - раскрыть ладони, запоминать названия членов семьи. |
Октябрь | ||
1. | Упражнение «Прятки» | Вспомнить игру в прятки, ритмично сгибать и разгибать пальцы рук по очереди и одновременно, усложнен. поочередное сгибание. |
2. | Потешка «Ручки мыли? - Мыли…» | Учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, понимать содержание, имитировать мытье рук, щечек, ушей и т. д. |
3. | Потешка «Расти коса до пояса..» | Помочь запомнить и выразительно рассказать потешку (ласково, нежно), причесывая волосы всей ладонью, затем- пальцами, воспитывать гигиенические навыки. |
4. | Потешка «Водичка-водичка» | Эксперимент с предметами в воде (тонут – не тонут). Напомнить о свойствах воды, учить ритмично имитировать движения в сочетании с текстом потешки. |
Ноябрь | ||
1. | «Наши уточки с утра…» | Продолжать развивать моторику рук с помощью пальчиков, усложнять движения. |
2. | Потешка «Пошел котик на торжок…» | Продолжить знакомство с потешками, учить запоминать их, рассказывать эмоционально (нежно – котик, пирожок – уменьшительно-ласкательные суффиксы!) в сочетании с движениями. |
3. | Пальчиковая игра «Дружба» | Учить детей взаимодействовать пальчиками не только своими, но и друг с другом, поговорить о наличии в группе девочек/мальчиков, воспитывать дружелюбие. |
4. | Пальчиковая игра «Музыканты» | Познакомить детей с музыкальными инструментами, о издаваемых звуках, имитировать движения пальчиков в соответствии с музыкальными предметами. |
Декабрь | ||
1. | Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик» | Продолжать тренировку мелкой моторики рук с помощью имитации движений и проговаривании стишка. |
2. | «Снежный ком» (пальчиковая гимнастика) | Продолжать закреплять формы (круглое). Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику (описание действий, показ руками). |
3. | «Хлопушечки» (пальчиковая игра) | Развивать быструю смену действий пальчиками (сначала поочередно, потом вместе), учить работать в паре, держать ритм. |
4. | «Куклы пришли с прогулки» (пальчиковая гимнастика) | Повторить последовательность раздевания, учить детей расстегивать и застегивать пуговицы, продолжать развивать мелкие движения рук. Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям. |
Январь | ||
1. | «Пальчики играют с куклой» (пальчиковая игра) | Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. Формировать развитие мелкой моторики. |
2. | Пальчиковая гимнастика «Бусинки – горошки» | Учить детей нанизывать бусинки на ниточку. Формировать умение сочетать по цвету. |
3. | Пальчиковая игра с карандашом, упражнение «Дорожки» | Учить детей катать карандаш между ладонями, поворачивая его в разные стороны, учиться самомассажу (тактильно). |
Февраль | ||
1. | Пальчиковая игра «Стайка», выкладывание узора из камешков | Познакомить детей с камешками, попросить потрогать их, подержать в руках, учить выкладывать узор по образцу. |
2. | Пальчиковая гимнастика «Оладушки» | Вспомнить последовательность приготовления оладушек, с помощью пальчиков и проговаривания стишка показывать действия. |
3. | Потешка «Лужок» | Сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями. |
4. | Упражнение «Часы» | сесть на коврик или подушку (на колени). Учить перебирать пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки, развивать моторику рук. |
Март | ||
1. | «Капустка» | Повторить глаголы действий, учить сжимать и разжимать кулачки. |
2. | «Помощник» | Повторить название посуды, разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения. |
3. | «Цветочек для мамочки» | Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки, движения руками вправо-влево. |
4. | «Транспорт» | Повторить виды транспорта и счет до пяти. |
Апрель | ||
1. | «Много мебели в квартире» | Повторить счет до четырех, загибая пальчики. Активизировать словарь по теме: «Мебель». |
2. | «Насекомые» | Повторить названия насекомых, развивать моторику рук. |
3. | «Колокольчики» | Выполнять качание и наклоны кистей влево-вправо. |
4. | Есть у каждого свой дом» | Активизировать словарь по теме: «Дикие животные, где они живут». Загибать на обеих руках пальцы, по одному на каждое двустишье. |
Май | ||
1. | «Кто ещё радуется солнышку?» | Закрепить названия членов семьи, выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. |
2. | «Что делать после дождика?» | Закреплять умение работать и показывать движения пальцами обеих рук. |
3. | «Мои игрушки» | Повторить названия игрушек, уметь показывать движения поочередно пальцами сначала правой, затем левой рукой. Учиться счету до 5. На примере пальчиковой игры уметь составлять рассказ об игрушках. |
4. | «Есть у каждого свой дом…» | Развивать умение ударять ладонями и кулачками поочередно. Пополнить словарный запас по теме: «Где живут дикие животные?» (названия их жилищ). |
Перспективный план по пальчиковым играм в средней группе
2019-2020 учебный год
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «Мы – художники». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». | 1. Учить детей рисовать на песке. 2. Способствовать формированию рисования по интересам. 3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 4. Развивать моторику рук. |
2. | «Мы строим дом из песка». Пальчиковая гимнастика: «Дом». | 1. Учить детей делать постройки из песка. 2. Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев, мелкую моторику рук. 3. Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания. |
3. | Играем с пальчиками. | 1. Познакомить и разучить с детьми новые пальчиковые игры. 2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
4. | «Привяжи ленточку к шарикам». Пальчиковая гимнастика: «Шарик». | 1. Учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак. 2. Продолжать учить различать цвета, подбирать одинаковые по цвету на глаз с последующей проверкой. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Октябрь | ||
1. | «Нарисуем рыбок в аквариуме». Пальчиковая гимнастика: «В парке есть глубокий пруд». | 1. Учить детей различать и называть треугольную форму. 2. Способствовать формированию умения рисовать предмет овальной формы (рыбка), треугольной (плавник). 3. Развивать моторику пальцев рук. |
2. | «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». | 1. Учить детей выкладывать на крупе из спичек кораблик, пальчиком рисовать волны. 2. Развивать координацию движений пальцев рук, развивать умение рисовать прямые линии, вверх-вниз на крупе. 3. Развивать фантазию у детей. |
3. | «Осеннее дерево». Пальчиковая гимнастика: «Деревья». | 1. Учить детей рисовать на крупе пальчиком дерево, выкладывать листья из макарон. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Продолжать создавать положительно-эмоциональное отношение к игровому заданию и результату своей работы. |
4. | «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!». Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй!». | 1.Способствовать положительному эмоциональному подьему. 2.Уметь «здороваться» пальчиками правой руки с пальцами левой, сплетать их. 3.Воспитывать в детях вежливость, учить со всеми здороваться. |
Ноябрь | ||
1. | «Волшебные палочки». Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота». | 1. Учить детей из счетных палочек составлять постройки, домик, заборчик. 2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2. | «Составь узор». Пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте». | 1. Учить выполнять чередование фигур по образцу, подбирать фигуры по слову, обозначающие цвет. 2. Закрепить названия геометрических фигур и цвета. |
3. | «Змейка». Пальчиковая гимнастика: «Как-то маленький удав». | 1. Учить детей произносить звук «ж» при проговаривании пальчиковой гимнастики. 2. Закрепить умение раскладывать пуговицы, чередуя их по цвету. 3. Расширять словарный запас детей. |
4. | «Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка». | 1. Учить детей различать цвета, умению находить схожие по цвету, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении. 2. Вызвать интерес к выполняемой работе. |
Декабрь | ||
1. | «Собери бусы». Пальчиковая гимнастика: «Пять пальцев». | 1. Учить детей нанизывать бусы на нитку, чередовать их по цвету. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Вызвать интерес у детей к занятию. |
2. | «Морское дно». Пальчиковая гимнастика: «Рыбки». | 1. Учить выкладывать морское дно ракушками, бусинками, называть обитателей морского дна. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Активизировать словарь. |
3. | «Украсим ёлочку». Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас игрушки». | 1. Учить детей из геометрических фигур выкладывать ёлочку, украшать её блёстками. 2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику, проговаривать все слова. 3. Развивать мелкую моторику рук. |
4. | « Надуваем быстро шарик…». Пальчиковая гимнастика: «Шарики». | 1.Способствовать развитию дыхательной и артикуляционной гимнастики. 2.Развивать моторику пальцев и всей ладони. |
Январь | ||
1. | «Герои спичечного королевства». Пальчиковая гимнастика: «Дом». | 1. Учить детей правильно по контуру выкладывать спички. 2. Закреплять названия построек. 3. Развивать кисти рук, движения, согласно тексту. |
2. | «Я построил самолет». Пальчиковая гимнастика: «Вертолет». | 1. Учить детей по образцу выкладывать спичками самолет. 2. Формировать целостный образ предмета. 3. Развивать фантазию, моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе. |
3. | Поиграем с пальчиками. | 1. Продолжать учить детей выполнять движения пальцами рук в сопровождении стихотворного текста. 2. Закрепить умение четко проговаривать слова. 3. Развивать моторику пальцев рук. 4. Вызвать у детей интерес к играм, желание самим играть в них. |
Февраль | ||
1. | «Ёжик». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик». | 1. Познакомить детей со свойствами теста. 2. Учить детей лепить животных. 3. Развивать навыки простых форм. 4. Развивать моторику пальцев рук. |
2. | «Заяц». Пальчиковая гимнастика: «Зайчата». | 1. Продолжать учить детей лепить животных из теста. 2. Учить соединять детали с помощью воды. 3. Формировать умение изготавливать из теста сложные предметы. |
3. | «Снеговик». Пальчиковая гимнастика: «Человечки». | 1. Продолжать учить детей лепить предметы из теста. 2. Учить использовать для нанесения узора разнообразные средства для достижения выразительности. 3. Совершенствовать моторику пальцев рук. |
4. | «Змея». Пальчиковая гимнастика: «Как-то маленький удав». | 1. Учить детей скатывать тесто в столбик. 2. Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора. 3. Совершенствовать моторику пальцев рук. |
Март | ||
1. | «Дождь идет». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики наши привыкли к порядку». | 1. Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие. 2. Развивать мелкие движения, целенаправленность действий, соблюдать направления движений по диагонали. 3. Продолжать создавать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию. |
2. | «Петушок – золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Петушок». | 1. Учить детей различать цвета (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, белый). 2. Закрепить умение продевать шнур в отверстие. 3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания. |
3. | Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок». | 1. Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие. 2. Формировать умение соотносить слова с движением. 3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания. |
4. | «Меж еловых мягких лап Дождик кап-кап-кап». Пальчиковая гимнастика: «Дождик бом-бом» (по спине соседа) | 1.Поглаживать подушечками пальцев поверхность стола, затем стучать, шлепать ладонью. 2.Развивать артикуляционную гимнастику, четко проговаривать слова с повтором. |
Апрель | ||
1. | «Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш». | 1. Учить детей делать постройки из разноцветных крышек. 2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2. | «Лети, лети, наша ракета». Пальчиковая гимнастика: «Посмотрите, луноход». | 1. Учить детей по контуру выкладывать крышки. 2. Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы. 3. Совершенствовать моторику рук. |
3. | «Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок». | 1. Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету. 2. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. 3. Развивать творческие способности. |
4. | «Медуза». Пальчиковая гимнастика: «Речка и рыбка». | 1. Учить детей застегивать пуговицы (помочь медузе одеть щупальца). 2. Активизировать словарь, развивать речь детей. 3. Развивать моторику пальцев рук. |
Май | ||
1. | «Морская звезда». Пальчиковая гимнастика: «Волшебник». | 1. Учить детей работать с бисером, бусами, выкладывать по контуру. 2. Развивать моторику пальцев рук. 3. Формировать умение создавать игровую обстановку. |
2. | «Ёжик». Пальчиковая гимнастика: «Ёжики». | 1. Упражнять детей в умении работать с бросовым материалом. 2. Развивать ощущение собственных движений. 3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику. |
3. | «Ёжик и яблоко». Пальчиковая гимнастика: «Ёжики». | 1. Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком. 2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 3. Развивать мелкие движения пальцев рук. |
4. | «Про змейку». Пальчиковая гимнастика: «Удав». | 1. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 4. Формировать эмоционально-положительные отношения между сверстниками. |
Перспективный план по пальчиковым играм в старшей группе
2020-2021 учебный год
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «Раз, два, три, четыре, пять – | Можно провести игру на прогулке, повторить названия деревьев, какие они бывают. Загибать пальчики и зажимать их в кулак. Собрать осенний букет для гербария. |
2. | «Пальчики уснули, в кулачок свернулись» | Уметь работать поочередно правой и левой рукой. Повторить счет до 10 прямой и обратный. |
3. | «Мы делили апельсин…» | Уметь обхватывать левую руку правой. Использовать считалку в играх. |
4. | «Динь-дон, динь-дон, Что за странный перезвон?» | Учить скрещивать пальцы, свободно вращать средним пальцем левой и правой руки. |
Октябрь | ||
1. | «Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять!» | Поочередно разжимать пальчики. Использовать как расслабляющую физминутку во время основной образовательной деятельности. |
2. | «Ушки длинные у зайки» | Пополнить словарный запас словами-действиями, уметь работать сразу несколькими пальцами одновременно. |
3. | «Тили-тели, тили-тели - с юга птицы прилетели!» | Повторить названия перелетных птиц, их описание (форма, вид, цвет, величина). Учить счету до 7. |
4. | «У девчушки Зиночки овощи в корзиночке…» | Повторить лексическую тему: «овощи», перечислять их (сгибать пальцы поочередно). |
Ноябрь | ||
1. | «Прилетайте, птички!» | Повторить названия зимующих птиц. Уметь делать пальцы «щепоткой» и режущие движения ладонями. Воспитывать любовь и заботу по отношению к зимующим птицам. |
2. | «Мы капусту рубим, мы морковку трем…» | Сжимание-разгибание пальцев рук, проговаривать и показывать слова действия по теме: «сад/огород». |
3. | «Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать…» | Повторить названия зимних забав, их описание. Уметь имитировать то, что говорим и показывать движения правильно. |
4. | «Девочка Иринка порядок наводила» | Соединять поочередно пальчики с большим пальцем руки (правой и левой). Повторить названия посуды. |
Декабрь | ||
1. | «У Антошки есть игрушки» | Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
2. | «Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок… | Повторить названия диких животных и их детенышей (уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ.). Свободно вращать большим пальцем. |
3. | «Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных…» | Соединять пальцы правой руки с большим пальцем, затем левой руки так же. Повторить названия профессий и их описание. |
4. | «Наступает Новый год!» | Формировать представление детей о новогоднем празднике. Счет до 10 с загибанием пальцев. Уметь вставать в круг, водить хоровод. Работать и пальцами и с ладонями. |
Январь | ||
1. | «Круглый год Круглый год» | Повторить очередность времен года. Поочередно соединять большой палец с остальными (на каждое время года). Повторить другой рукой. |
2. | «Будем пальчики сгибать - будем транспорт называть…» | Сжимать и разжимать пальчики, а затем и целый кулачок. Называть транспорт. |
3. | «Мебель я начну считать…» | Пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки. Повторить названия мебели. |
4. | «Этот пальчик - дедушка, этот пальчик – бабушка…» | Согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Уметь правильно называть членов своей семьи. |
Февраль | ||
1. | «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать» | Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого. Счет до 5 (прямой и обратный). Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк. |
2. | «Довольна корова своими телятами…» | Показывать поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших. Повторить названия домашних животных и их детенышей. |
3. | «Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты!» | Формировать представление детей об армии, защите родины, о празднике 23 февраля. Поочередно «шагать» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
4. | «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…» | Делать движения кулачками, имитирующие стирку. Потряхивать кистями левой и правой руки. Повторить названия одежды. |
Март | ||
1. | «Много мам на белом свете, всех их очень любят дети!» | Формировать представление детей о празднике 8 марта. Повторить профессии мам. |
2. | «Наши алые цветки раскрывают лепестки» | Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. |
3. | «На поляне дом стоит…» | «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. |
4. | «Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили» | Сжимать и разжимать пальчики, назвать слова-действия и имитировать движения. |
Апрель | ||
1. | «Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг?» | Делать ладошки «козырьком». Разгибать пальчики, начиная с мизинца. Пополнить словарный запас по теме: «рыбы». |
2. | «Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один» | Счет до 5. Поочередно разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого. Повторить названия и описание фруктов. |
3. | «Мышка зернышко нашла и на мельницу снесла…» | Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. |
4. | «Раз, два, три, четыре, пять, | Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца. Счет до 5. Повторить действия. |
Май | ||
1. | «Ветер по лесу летал, ветер листики считал…» | Делать кистями плавные движения вперед -к груди. Повторить названия листьев с деревьев. |
2. | «На окно скорее глянь: здесь у нас цветет герань» | Обе ладошки соединять «бутоном», поднимать над головой и раскрывать «цветком». Повторить процесс ухаживания за комнатными растениями. |
3. | «Будем пальчики считать, будем сказки называть…» | Поочередно касаться большим пальцем остальных, начиная с указательного. Повторить названия сказок, затем в книжном уголке восстановить сюжет сказок по иллюстрациям. |
4. | «Раз, два, три, четыре, пять- в лес идем мы погулять…» | Пальцы обеих рук соприкасать друг с другом (сначала соединять большие пальцы, потом указательные и т. д). Счет до 5. Уметь перечислять ягоды, называть их. Работа с иллюстрациями последующая – описание (вид, форма, цвет). |
Перспективный план по пальчиковым играм в подготовительной группе
2021-2022 учебный год
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы | |
Октябрь | Обследование руки | Выявить отклонения для дальнейшей работы | |
Рамки и вкладыши | Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении | ||
Штриховка | Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах | ||
Пальчиковые игры «Осенние листья», «Вышел дождик по | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
«Осенние фантазии» (из природного материала) | Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её | ||
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |||
Ноябрь | Математическая мозаика | Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур. | |
«Чайный сервиз»(аппликация). | Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность. | ||
Работа в тетрадях – «Продолжи узор» | Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений | ||
Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто» | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - мо | ||
Пальчиковые игры: «Наши пальчики», «Улитка», «Ягодки», «Игрушки» | Развивать чувст | ||
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | |||
Декабрь | Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Зайчик», «Слоник». | Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность | |
Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц. | Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер | ||
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие | ||
Пальчиковые игры: «Угощ | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенс | |||
Январь | Штриховка косыми линиями | Развивать умение штриховать в определенном направлении. | |
Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко» | Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой» | ||
Работа в тетрадях. | Развивать координацию движений | ||
Пальчиковые игры: «Снежок», «Дом», «Снеговик». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
« Дом в котором я хочу жить» (лепка) | Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | ||
Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | |||
Февраль | Штриховка дугами | Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом. | |
Поделки из проволоки | Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер | ||
Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка» | Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога | ||
«Маленький солдат» (рисование) | Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет | ||
Пальчиковые игры: «Птичка», «Капитан», «Прогулка», « | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998. | |||
Март | Штриховка волнистыми линиями | Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. | |
Пуговицы, шнуровка | Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их | ||
Подарок маме (вышивка на ткани) | Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой | ||
Открытка «Мак» (аппликация из картона) | Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного. | ||
Игры: «Цветок», «Сложи рисунок», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка». | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер | ||
Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | |||
Апрель | Книжки- раскраски | Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки. | |
«Ракета» (оригами) | Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение. | ||
«Кошечка» (лепка) | Продолжать учить детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение. | ||
Математический диктант | Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление | ||
Пальчиковые игры: «Деревья в лесу», «Про кошку»», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Дом» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | |||
Май | Ориентировка на листе бумаги | Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении. | |
«Закладка для книги». (аппликация) | Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку | ||
«Весна» (рисование) | Продолжать учить рисовать гуашью, передавать в рисунке характерные изменения времени года | ||
Работа с ножницами | Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части | ||
Рассказывание сказки руками | Развитие тонких моторных координаций обеих рук | ||
Обследование руки | Выявление изменений. | ||
Пальчиковые игры: «Цветок», «Слон», «Лакомка», «Птичка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...
Кружковая работа "Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности"
Кружковая работа...
Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...
Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности
hellip;«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев»....
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...