ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Ермолаева Марина Михайловна

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 486 комбинированного вида»

Новосибирск, ул. Писарева 6, тел. 221-26-62

Кружковая работа

«Развитие мелкой моторики у дошкольников

через продуктивные виды деятельности»

на 2018-2022 учебный год

                                                   

                                                           

                                                                              Воспитатель: Ермолаева М.М.

                                                      НОВОСИБИРСК

Актуальность выбранной темы
       В. А. Сухомлинский говорил: 
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».   Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

       Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности, дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

       В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стирает вручную, не замешивает тесто, не режет овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках.  А на футболках и толстовках, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застёгивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается  двигательной активности пальцев рук.  Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. А ведь ручная умелость даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах  деятельности. При поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики вызовет  трудности в овладении письмом. Это может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, что может привести к возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации.

        Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

Изучив опыт работы разных педагогов по развитию мелкой моторики, отметили, что одни из них  отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие – различным видам  театра и пальчиковым играм, третьи – лепке, конструированию, аппликации.

       Предпочтение было решено отдать продуктивным видам деятельности, т.к. изобразительная деятельность является одной из наиболее близких и естественных видов деятельности для ребенка дошкольника. Дети нашей группы очень любят заниматься с бумагой, делать аппликации и различные поделки из неё. Но из-за плохо развитых пальчиков многие ребята неловко держат ножницы, плохо усваивают приёмы работы с бумагой. Свою работу  начали с младшей группы.

       Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. Развивая мелкую моторику,  мы развиваем: логику, память, внимание, психику, интеллект, обогащаем словарный запас, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

План  кружковой работы  воспитателя   МКДОУ детский сад №486 на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста;
  2. Улучшить общую двигательную активность;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.\
  7. Формы работы:
  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Улучшение координации и точности движений рук, гибкости рук, мелкой моторики пальцев.
  • Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности, памяти.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.

Виды деятельности:

1. Пальчиковый игротренинг:

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

- Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

- Пальчиковый театр.

2. Продуктивная деятельность:

- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупа, ракушки, каштан, ветки деревьев, листья, камни и т.д.).

- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой.

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором «Лего».

- Различные виды аппликаций.

3. Развитие графической моторики

- Рисование по трафаретам.

- Штриховка.

- Дорисовка (по принципу симметрии).

- Лабиринты.

- Графические диктанты.

4. Дидактические игры

- Игры с мелкими предметами.

- Пазлы, мозаика.

         Перспективный план работы на  2018 - 2022  учебный   год

Сроки: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы

Теоретический раздел плана:

Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме.

Создание информационной базы по теме.

Создание предметно-развивающей среды по данной теме.

Разработать перспективное планирование по теме.

Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.

Составление картотеки игр, статей.

Подготовки материала по данной теме и консультаций.

Практический раздел плана:

Включение пальчиковых игр, физкультминуток в ОД, утреннюю гимнастику, свободную деятельность детей.

Использование дидактических, развивающих игр.

Лепка из пластилина и соленого теста.

Рисование и раскрашивание картинок.
Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. 
Изготовление поделок из природного материала: шишек, каштанов, ракушек и других доступных материалов.

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой и т.д.
В свободное время с детьми: сортировка семян.

                     Основные направления работы кружка:

1.Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;

2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций.

3.Массаж, самомассаж;

4.Игры с мелкими предметами. Работа с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.

5.Работа с палочками: построение фигур, перекладывание;

6.Обводка контура фигуры, раскрашивание некрупных предметов. Рисование пальцами на манке. Штриховка.

7.Упражнение с карандашами;

8.Работа с бумагой: обрывание, разрывание, смятие, скатывание, разглаживание. Оригами. Аппликация методом обрывания бумаги.

9.Катание шариков, упражнения с мячами, шарами;

10.Игры с прищепками, скрепками;

11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек.

12.Прокалывание контура фигуры;

13.Ниткография;

14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.

15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение;

16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.

1.Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
Задачи: формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, совершенствовать мелкую моторику рук.

Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Игры: «Впусти свет», «В прятки пальчики играли», «Распускаются цветы» - сжимание и разжимание кулачков.

Упражнения: «Играем на дудочке», «Барабан», «Улитка», «Коза», «Рожки и ножки», «Клубочки», «Нарисуй фигуру пальцем в воздухе», «Многоножки» (одновременно пальцы обеих рук «бегут» по столу), показ пальцев по одному, по два и другие.

Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим», «Замок», «Моя семья», «Строим дом», «Дружат в нашей группе», «По грибы» и другие.

2.Физкультминутки. Упражнения на напряжение, расслабление тела. Удержание позы. Упражнения на выражение эмоций

Задачи: развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально – волевую сферу, сообразительность, развивать чувство ритма, координацию движений, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания, обучать навыкам напряжения и расслабления тела, повышать работоспособность.

Используются различные физкультминутки.

3.Массаж, самомассаж.

Задачи: способствовать оздоровительному воздействию на организм ребенка, улучшать рецепторы проводящих путей.

Массаж кистей рук - мягкие массирующие движения и разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, активизирующее речевые центры мозга. Такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Самомассаж:

- разминание;

- надавливание;

- пощипывание;

- потягивание за кончики пальцев.

Гимнастический комплекс:

- сжатие и разжатие кулака;

- поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки;

- вращение кистью рук.

Упражнения с карандашом (катание между ладоней), шариками, грецкими орехами, массаж пальчиков мячиком-ёжиком, массажными колечками (Су – Джок терапия), катание деревянных палочек по столу.

4. Игры с мелкими предметамиРабота с мозаикой, пуговицами, фасолью, желудями, горохом.

Задачи: развивать мелкую моторику, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными мелкими предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми), развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.

Игры: «Мешочек с сюрпризом», «Чудесный мешочек», «Мамины помощники» (сортировка гороха и фасоли), «Выложи фигуру» (выкладывание гороха, фасоли по контуру фигуры), «Разложи мозаику по цветным стаканчикам», «Перенеси мозаику из одной кучки в другую», «Собери гирлянду из макарон».

5.Работа с палочками. Построение фигур, перекладывание.

Задачи: учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. развивать воображение, сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, развивать ручную умелость, координацию

Движений, развивать чувство формы, пропорции. Глазомер, согласованность в работе обоих рук, формировать произвольные координированные движения пальцев рук.

Игры: «Построй из палочек дорожку, заборчик, квадрат, домик, ёлочку», «Перенеси палочки из одной кучки в другую».

6.Обводка, рисование линий, раскрашивание, штриховка.

Задачи: развивать ручную умелость, учить детей правильно держать карандаш, закрепить навык закрашивания без пробелов в определенном направлении, не выходя за контур, учить доводить образ до конца, учить создавать изображения на манной крупе, воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом, развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, развивать внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие.

Обводка, рисование линий.

Задачи: развивать умение проводить прямые (вертикальные и горизонтальные) линии, линии по контуру фигуры.

«Обведи фигуру по линии», «Нарисуй фигуру по точкам» (точечные рисунки), «Поставь машину в гараж» (рисование горизонтальных линий), «Нарисуй дождик из тучки» (вертикальные линии), «Лабиринт: проведи карандашом от… до…» (провести карандашом по линиям), «Проведи кораблик так, чтобы не задеть берегов», «Нарисуй клубок» (от точки методом наращивания).

Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

8.Работа с бумагой.

Задачи: обучать детей различным навыкам работы с бумагой, закреплять умение рвать бумагу, разглаживать скомканную бумагу, отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, развивать осязательное восприятие (тактильную, кожную чувствительность пальцев рук), формировать практические умения и навыки.

Игры: «Разгладим пеленки для Аленки» (разглаживание скомканной бумаги), «Сюрприз» (разгладить бумагу и увидеть рисунок игрушки), «Скатаем комочки, шарики», «Подарим зайке шарфики» (разрывание бумаги на полоски), «Снегопад» (отщипывание кусочков бумаги) и другие.

9.Катание шариков. Упражнения с мячами, шарами.

Задачи: развивать координированные движения рук, захватывающие навыки, зрительно – моторную координацию.

Перекатывание мяча между ладоней, передача мяча из одной руки в другую впереди, сзади, вверху, передача мяча друг другу.

10.Игры с прищепками, скрепками

Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, скрепок.

Игры: «Укрась листочек, цветочек», «Подбери прищепки по цвету»

11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек

Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, скрепок.

Игры: «Укрась листочек, цветочек», «Подбери прищепки по цвету»

11.Наматывание ниток на клубок. Наматывание нитки на палочку. Запускание волчков. Откручивание и закручивание крышек

Задачи: развивать мелкую моторику, умение наматывать нитку, сматывать клубочки, запускать волчки, закручивать и откручивать крышки.

Игры: «Запусти волчок», «Помоги бабушке» (наматывание нитки на клубок), «Открути и закрути крышку», «Буксир» (подтягивание игрушек, наматывание нитки на палочку).

12.Прокалывание контура фигуры.

Задачи: формировать внимательность к выполнению задания, аккуратность, усидчивость, развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер.

Проколоть зубочисткой фигуру по контуру.

13. Ниткография.

Задачи: развивать координированные движения пальцев рук, точность движений, аккуратность, внимание, глазомер.

Выкладывать ниточки по контуру фигуры.

14.Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха.

Задачи: продолжить знакомство с тестом как художественным материалом, получать силуэтные изображения из теста и пластилина способом отпечатки, выдавливания, учить отрывать (отщипывать) кусочки пластилина и примазывать к фону,

делать из пластилина шарики, формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, развивать гибкость рук, осязательное восприятие, формировать практические умения и навыки, учить создавать рельефные картинки, обучать различным навыкам работы с пластилином, тестом, воспитывать и развивать художественный вкус.

15.Дыхательные упражнения. Развитие речи, звуковое, словесное сопровождение.

Задачи: формировать правильный речевой выдох, способствовать формированию правильного звукопроизнощения, развивать речь.

Упражнения: «Горячий чай», «Забей мяч в ворота» (ватный шарик), «Снегопад» (сдуть ватный диск с ладони).

Артикуляционная  гимнастика, повторение звуков, слов.

16.Слежение за движущимся предметом, фиксация взгляда. Развитие внимания, памяти.

Задачи: развивать функции глаз, умение фиксировать взгляд на данном предмете, развивать концентрацию внимания.

Упражнения: «Проследи глазами за игрушкой», «Где флажок».

                     Взаимодействие с семьями воспитанников

       Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Взрослые даже не представляют, насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Задачи: заинтересовать родителей актуальностью данной темы, пополнять знания родителей о значимости развития мелкой моторики, обучать родителей правильному проведению пальчиковых игр, познакомить родителей на практике с играми и упражнениями с использованием различных материалов, проанализировать результативность проведения работы по развитию мелкой моторики.

                             Формы работы с родителями

1. Родительские собрания.

2. Практические занятия, мастер – классы.

3. Анкетирование.

4. Консультации, наглядная информация.

5. Вечера досугов.

6. Дни открытых дверей.

Основными формами и методами реализации кружка  являются:

- дидактические игры и игровые упражнения;

- занимательные задания, подвижные игры и игры-соревнования;

- изобразительная и творческая деятельность;

- совместная деятельность педагога и детей;

- самостоятельная деятельность детей;

- создание выставок;

- участие в конкурсах;

- совместные занятия с родителями;

- наглядный метод обучения и метод практических действий;

- ориентировочно - исследовательская деятельность;

- методы проблемно - поискового характера;

- моделирование и кодирование информации.

Материально – техническое обеспечение

-составление календарно – тематического плана работы;

-составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;

- создание картотеки пальчиковых игр;

- размещение информации на стендах для родителей по развитию у детей мелкой моторики;

- изменение и развитие развивающей предметно- пространственной среды посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр.

                   Дидактический материал и техническое оснащение

Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…

Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, проволока и др.)

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки.

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик.

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны.

Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,

Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов.

Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки), «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, баночки с завинчивающимися крышками, кнопочницы, замки разных видов.


                        Перечень литературных источников

1.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.

3.Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.

4.Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.Литература. 5.С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». 6.С.Е.Гаврилова «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 ле». Ярославль: Академия развития, 2009.

7.О.М.Сахарова « Готовим руку к письму». Москва. РОСМЭН. 2008 .

8.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис:РИПОЛ классик, 2008

9.И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

10.С.В.Соколова «Оригами для самых маленьких».Детство-пресс 2010

11.Смирнова Е. А.» Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.

12.Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения «.– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

13.Тышкевич И.В.» Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» – Минск: «Попурри», 2010.

14.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.

15.Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики». - М., 2001.

16.Бачина О. В., Коробова Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет». Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007 г.

17.Боричева Г.А., Сазонова А.В. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». - СПб., Детство-Пресс, 2007.

18.Васильева – Гангнус Л. «Уроки занимательного труда». – М., Издательство «Педагогика», 1997

19.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать». – Ярославль, 1997.

20.Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008

21.Загороднева, О.В. «Организация работы в группах предшкольной подготовки». – М., АРКТИ, 2011

22.Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки». Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).

23.Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет». – М.: Владос 2003.

24.Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». - М., 2001.

25.Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». – М.,1970

26.Подрезова И.П. «Школа умелого карандаша». – М., 2007.

27.Синицына Е. «Умная тетрадь». – М., 1999.

28.Филиппова С. О. «Подготовка дошкольников к обучению письму». – СПб., 2008.

29.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества». – М., Издательский дом «Федоров», 2000.

30.Яшина. Н.Ю. «Готовим детей к школе». - Н.Новгород, 1996

31.Соколова Е.В., Няньковская Н.Н. «Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать».

32.Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).

33.Школа тетушки Совы. «Развиваем моторику руки». Рабочая тетрадь для детей  3 – 4 лет.- М., Омега, 2007

Приложение № 1

Перспективный план по пальчиковым играм для второй младшей группы

2018-2019 учебный год

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

«Знакомство с пальчиками»

Учить называть и показывать пальчики, счет от 1-5, развивать движения пальцев.

2.

«Упражнения с пальчиками 1 этап» (пальчики загорают, молоток, курочки, клубочек, моем ручки, замок)

Развивать мелкую моторику рук с помощью различных движений, учить описывать действия, способствовать развитию речи (моем, стучим, клюет, закрыть и т.д.).

3.

«Упражнения с пальчиками 2 этап» (колечки, цепочки, дерево, паучки)

Учить выполнять поочередные движения пальцами, проговаривая свои действия и слова стихотворений, тренировать память и мышление.

4.

«Моя семья» (упражнение - «Этот пальчик –дедушка…»)

Учить поочередно сгибать пальцы на обеих руках, на последнем предложении - раскрыть ладони, запоминать названия членов семьи.

Октябрь

1.

Упражнение «Прятки»

Вспомнить игру в прятки, ритмично сгибать и разгибать пальцы рук по очереди и одновременно, усложнен.  поочередное сгибание.

2.

Потешка «Ручки мыли? - Мыли…»

Учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, понимать содержание, имитировать мытье рук, щечек, ушей и т. д.

3.

Потешка «Расти коса до пояса..»

Помочь запомнить и выразительно рассказать потешку (ласково, нежно), причесывая волосы всей ладонью, затем- пальцами, воспитывать гигиенические навыки.

4.

Потешка «Водичка-водичка»

Эксперимент с предметами в воде (тонут – не тонут). Напомнить о свойствах воды, учить ритмично имитировать движения в сочетании с текстом потешки.

Ноябрь

1.

«Наши уточки с утра…»

Продолжать развивать моторику рук с помощью пальчиков, усложнять движения.

2.

Потешка «Пошел котик на торжок…»

Продолжить знакомство с потешками, учить запоминать их, рассказывать эмоционально (нежно – котик, пирожок – уменьшительно-ласкательные суффиксы!) в сочетании с движениями.

3.

Пальчиковая игра «Дружба»

Учить детей взаимодействовать пальчиками не только своими, но и друг с другом, поговорить о наличии в группе девочек/мальчиков, воспитывать дружелюбие.

4.

Пальчиковая игра «Музыканты»

Познакомить детей с музыкальными инструментами, о издаваемых звуках, имитировать движения пальчиков в соответствии с музыкальными предметами.

Декабрь

1.

Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик»

Продолжать тренировку мелкой моторики рук с помощью имитации движений и проговаривании стишка.

2.

«Снежный ком» (пальчиковая гимнастика)

Продолжать закреплять формы (круглое). Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику (описание действий, показ руками).

3.

«Хлопушечки» (пальчиковая игра)

Развивать быструю смену действий пальчиками (сначала поочередно, потом вместе), учить работать в паре, держать ритм.

4.

«Куклы пришли с прогулки» (пальчиковая гимнастика)

Повторить последовательность раздевания, учить детей расстегивать и застегивать пуговицы, продолжать развивать мелкие движения рук. Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям.

Январь

1.

«Пальчики играют с куклой» (пальчиковая игра)

Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. Формировать развитие мелкой моторики.

2.

Пальчиковая гимнастика «Бусинки – горошки»

Учить детей нанизывать бусинки на ниточку. Формировать умение сочетать по цвету.

3.

Пальчиковая игра с карандашом, упражнение «Дорожки»

Учить детей катать карандаш между ладонями, поворачивая его в разные стороны, учиться самомассажу (тактильно).

Февраль

1.

Пальчиковая игра «Стайка», выкладывание узора из камешков

Познакомить детей с камешками, попросить потрогать их, подержать в руках, учить выкладывать узор по образцу.

2.

Пальчиковая гимнастика «Оладушки»

Вспомнить последовательность приготовления оладушек, с помощью пальчиков и проговаривания стишка показывать действия.

3.

Потешка «Лужок»

Сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями.

4.

Упражнение «Часы»

сесть на коврик или подушку (на колени). Учить перебирать пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки, развивать моторику рук.

Март

1.

«Капустка»

Повторить глаголы действий, учить сжимать и разжимать кулачки.

2.

«Помощник»

Повторить название посуды, разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

3.

«Цветочек для мамочки»

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки, движения руками вправо-влево.

4.

«Транспорт»

Повторить виды транспорта и счет до пяти.

Апрель

1.

«Много мебели в квартире»

Повторить счет до четырех, загибая пальчики. Активизировать словарь по теме: «Мебель».

2.

«Насекомые»

Повторить названия насекомых, развивать моторику рук.

3.

«Колокольчики»

Выполнять качание и наклоны кистей влево-вправо.

4.

Есть у каждого свой дом»

Активизировать словарь по теме: «Дикие животные, где они живут». Загибать на обеих руках пальцы, по одному на каждое двустишье.

Май

1.

«Кто ещё радуется солнышку?»

Закрепить названия членов семьи, выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

2.

«Что делать после дождика?»

Закреплять умение работать и показывать движения пальцами обеих рук.

3.

«Мои игрушки»

Повторить названия игрушек, уметь показывать движения поочередно пальцами сначала правой, затем левой рукой. Учиться счету до 5. На примере пальчиковой игры  уметь составлять рассказ об игрушках.

4.

 «Есть у каждого свой дом…»

Развивать умение ударять ладонями и кулачками поочередно. Пополнить словарный запас по теме: «Где живут дикие животные?» (названия их жилищ).

Перспективный план по пальчиковым играм в средней группе

2019-2020 учебный год

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

«Мы – художники». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».

1. Учить детей рисовать на песке.

2. Способствовать формированию рисования по интересам.

3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

4. Развивать моторику рук.

2.

«Мы строим дом из песка». Пальчиковая гимнастика: «Дом».

1. Учить детей делать постройки из песка.

2. Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев, мелкую моторику рук.

3. Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

3.

Играем с пальчиками.

1. Познакомить и разучить с детьми новые пальчиковые игры.

2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.

«Привяжи ленточку к шарикам». Пальчиковая гимнастика: «Шарик».

1. Учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак.

2. Продолжать учить различать цвета, подбирать одинаковые по цвету на глаз с последующей проверкой.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Октябрь

1.

«Нарисуем рыбок в аквариуме». Пальчиковая гимнастика: «В парке есть глубокий пруд».

1. Учить детей различать и называть треугольную форму.

2. Способствовать формированию умения рисовать предмет овальной формы (рыбка), треугольной (плавник).

3. Развивать моторику пальцев рук.

2.

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1. Учить детей выкладывать на крупе из спичек кораблик, пальчиком рисовать волны.

2. Развивать координацию движений пальцев рук, развивать умение рисовать прямые линии, вверх-вниз на крупе.

3. Развивать фантазию у детей.

3.

«Осеннее дерево». Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

1. Учить детей рисовать на крупе пальчиком дерево, выкладывать листья из макарон.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Продолжать создавать положительно-эмоциональное отношение к игровому заданию и результату своей работы.

4.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!».

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй!».

1.Способствовать положительному эмоциональному подьему.

2.Уметь «здороваться» пальчиками правой руки с пальцами левой, сплетать их.

3.Воспитывать в детях вежливость, учить со всеми здороваться.

Ноябрь

1.

«Волшебные палочки». Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота».

1. Учить детей из счетных палочек составлять постройки, домик, заборчик.

2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.

«Составь узор». Пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте».

1. Учить выполнять чередование фигур по образцу, подбирать фигуры по слову, обозначающие цвет.

2. Закрепить названия геометрических фигур и цвета.

3.

«Змейка». Пальчиковая гимнастика: «Как-то маленький удав».

1. Учить детей произносить звук «ж» при проговаривании пальчиковой гимнастики.

2. Закрепить умение раскладывать пуговицы, чередуя их по цвету.

3. Расширять словарный запас детей.

4.

«Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

1. Учить детей различать цвета, умению находить схожие по цвету, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.

2. Вызвать интерес к выполняемой работе.

Декабрь

1.

«Собери бусы». Пальчиковая гимнастика: «Пять пальцев».

1. Учить детей нанизывать бусы на нитку, чередовать их по цвету.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Вызвать интерес у детей к занятию.

2.

«Морское дно». Пальчиковая гимнастика: «Рыбки».

1. Учить выкладывать морское дно ракушками, бусинками, называть обитателей морского дна.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Активизировать словарь.

3.

«Украсим ёлочку». Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас игрушки».

1. Учить детей из геометрических фигур выкладывать ёлочку, украшать её блёстками.

2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику, проговаривать все слова.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4.

« Надуваем быстро шарик…».

Пальчиковая гимнастика: «Шарики».

1.Способствовать развитию дыхательной и артикуляционной гимнастики.

2.Развивать моторику пальцев и всей ладони.

Январь

1.

«Герои спичечного королевства». Пальчиковая гимнастика: «Дом».

1. Учить детей правильно по контуру выкладывать спички.

2. Закреплять названия построек.

3. Развивать кисти рук, движения, согласно тексту.

2.

«Я построил самолет». Пальчиковая гимнастика: «Вертолет».

1. Учить детей по образцу выкладывать спичками самолет.

2. Формировать целостный образ предмета.

3. Развивать фантазию, моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе.

3.

Поиграем с пальчиками.

1. Продолжать учить детей выполнять движения пальцами рук в сопровождении стихотворного текста.

2. Закрепить умение четко проговаривать слова.

3. Развивать моторику пальцев рук.

4. Вызвать у детей интерес к играм, желание самим играть в них.

Февраль

1.

«Ёжик». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

1. Познакомить детей со свойствами теста.

2. Учить детей лепить животных.

3. Развивать навыки простых форм.

4. Развивать моторику пальцев рук.

2.

«Заяц». Пальчиковая гимнастика: «Зайчата».

1. Продолжать учить детей лепить животных из теста.

2. Учить соединять детали с помощью воды.

3. Формировать умение изготавливать из теста сложные предметы.

3.

«Снеговик». Пальчиковая гимнастика: «Человечки».

1. Продолжать учить детей лепить предметы из теста.

2. Учить использовать для нанесения узора разнообразные средства для достижения выразительности.

3. Совершенствовать моторику пальцев рук.

4.

«Змея». Пальчиковая гимнастика: «Как-то маленький удав».

1. Учить детей скатывать тесто в столбик.

2. Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора.

3. Совершенствовать моторику пальцев рук.

Март

1.

«Дождь идет». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики наши привыкли к порядку».

1. Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2. Развивать мелкие движения, целенаправленность действий, соблюдать направления движений по диагонали.

3. Продолжать создавать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию.

2.

«Петушок – золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Петушок».

1. Учить детей различать цвета (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, белый).

2. Закрепить умение продевать шнур в отверстие.

3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

3.

Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок».

1. Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2. Формировать умение соотносить слова с движением.

3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

4.

«Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап».

Пальчиковая гимнастика: «Дождик бом-бом» (по спине соседа)

1.Поглаживать подушечками пальцев поверхность стола, затем стучать, шлепать ладонью.

2.Развивать артикуляционную гимнастику, четко проговаривать слова с повтором.

Апрель

1.

«Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».

1. Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.

«Лети, лети, наша ракета». Пальчиковая гимнастика: «Посмотрите, луноход».

1. Учить детей по контуру выкладывать крышки.

2. Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.

3. Совершенствовать моторику рук.

3.

«Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

1. Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.

2. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

3. Развивать творческие способности.

4.

«Медуза». Пальчиковая гимнастика: «Речка и рыбка».

1. Учить детей застегивать пуговицы (помочь медузе одеть щупальца).

2. Активизировать словарь, развивать речь детей.

3. Развивать моторику пальцев рук.

Май

1.

«Морская звезда». Пальчиковая гимнастика: «Волшебник».

1. Учить детей работать с бисером, бусами, выкладывать по контуру.

2. Развивать моторику пальцев рук.

3. Формировать умение создавать игровую обстановку.

2.

«Ёжик». Пальчиковая гимнастика: «Ёжики».

1. Упражнять детей в умении работать с бросовым материалом.

2. Развивать ощущение собственных движений.

3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

3.

«Ёжик и яблоко». Пальчиковая гимнастика: «Ёжики».

1. Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

3. Развивать мелкие движения пальцев рук.

4.

«Про змейку». Пальчиковая гимнастика: «Удав».

1. Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

4. Формировать эмоционально-положительные отношения между сверстниками.

                                                                                             

Перспективный план по пальчиковым играм в старшей группе

2020-2021 учебный год

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать…»

Можно провести игру на прогулке, повторить названия деревьев, какие они бывают. Загибать пальчики и зажимать их в кулак. Собрать осенний букет для гербария.

2.

«Пальчики уснули, в кулачок свернулись»

Уметь работать поочередно правой и левой рукой. Повторить счет до 10 прямой и обратный.

3.

«Мы делили апельсин…»       

Уметь обхватывать левую руку правой. Использовать считалку в играх.

4.

«Динь-дон, динь-дон,

Что за странный перезвон?» 

Учить скрещивать пальцы, свободно вращать средним пальцем левой и правой руки.

Октябрь

1.

«Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять!»

Поочередно разжимать пальчики. Использовать как расслабляющую физминутку во время основной образовательной деятельности.

2.

«Ушки длинные у зайки»

Пополнить словарный запас словами-действиями, уметь работать сразу несколькими пальцами одновременно.

3.

«Тили-тели, тили-тели - с юга птицы прилетели!»

Повторить названия перелетных птиц, их описание (форма, вид, цвет, величина). Учить счету до 7.

4.

«У девчушки Зиночки овощи в корзиночке…»

Повторить лексическую тему: «овощи», перечислять их (сгибать пальцы поочередно).

Ноябрь

1.

«Прилетайте, птички

Повторить названия зимующих птиц. Уметь делать пальцы «щепоткой» и режущие движения ладонями. Воспитывать любовь и заботу по отношению к зимующим птицам.

2.

«Мы капусту рубим, мы морковку трем…»

Сжимание-разгибание пальцев рук, проговаривать и показывать слова действия по теме: «сад/огород».

3.

«Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать…»

Повторить названия зимних забав, их описание. Уметь имитировать то, что говорим и показывать движения правильно.

4.

«Девочка Иринка порядок наводила»

Соединять поочередно пальчики с большим пальцем руки (правой и левой). Повторить названия посуды.

Декабрь

1.

«У Антошки есть игрушки»

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

2.

«Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок…

Повторить названия диких животных и их детенышей (уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ.). Свободно вращать большим пальцем.

3.

«Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных…»

Соединять пальцы правой руки с большим пальцем, затем левой руки так же. Повторить названия профессий и их описание.

4.

«Наступает Новый год!»

Формировать представление детей о новогоднем празднике. Счет до 10 с загибанием пальцев. Уметь вставать в круг, водить хоровод. Работать и пальцами и с ладонями.

Январь

1.

«Круглый год

Круглый год»

Повторить очередность времен года. Поочередно соединять большой палец с остальными (на каждое время года). Повторить другой рукой.

2.

«Будем пальчики сгибать - будем транспорт называть…»

Сжимать и разжимать пальчики, а затем и целый кулачок. Называть транспорт.

3.

«Мебель я начну считать…»

Пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки. Повторить названия мебели.

4.

«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик – бабушка…»

Согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Уметь правильно называть членов своей семьи.

Февраль

1.

«Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать»

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого. Счет до 5 (прямой и обратный). Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк.

2.

«Довольна корова своими телятами…»

Показывать поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших. Повторить названия домашних животных и их детенышей.

3.

«Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты!»

Формировать представление детей об армии, защите родины, о празднике 23 февраля. Поочередно «шагать» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

4.

«Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…»

Делать движения кулачками, имитирующие стирку. Потряхивать кистями левой и правой руки. Повторить названия одежды.

Март

1.

«Много мам на белом свете, всех их очень любят дети!»

Формировать представление детей о празднике 8 марта. Повторить профессии мам.

2.

«Наши алые цветки

раскрывают лепестки»

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

3.

«На поляне дом стоит…»

«Дом»   изобразить   двумя  руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

4.

«Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили»

Сжимать и разжимать пальчики, назвать слова-действия и имитировать движения.

Апрель

1.

«Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг?»

Делать ладошки «козырьком». Разгибать пальчики, начиная с мизинца. Пополнить словарный запас по теме: «рыбы».

2.

«Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один»

Счет до 5. Поочередно разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого. Повторить названия и описание фруктов.

3.

«Мышка зернышко нашла и на мельницу снесла…»

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

4.

«Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать!» 

Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца. Счет до 5. Повторить действия.

Май

1.

«Ветер по лесу летал, ветер листики считал…»

Делать кистями плавные движения вперед -к груди. Повторить названия листьев с деревьев.

2.

«На окно скорее глянь: здесь у нас цветет герань»

Обе ладошки соединять «бутоном», поднимать над головой и        

раскрывать «цветком». Повторить процесс ухаживания за комнатными растениями.

3.

«Будем пальчики считать, будем сказки называть…»

Поочередно касаться большим пальцем остальных, начиная с указательного. Повторить названия сказок, затем в книжном уголке восстановить сюжет сказок по иллюстрациям.

4.

«Раз, два, три, четыре, пять-

в лес идем мы погулять…»

Пальцы обеих рук соприкасать друг с другом (сначала соединять большие пальцы, потом указательные и т. д). Счет до 5. Уметь перечислять ягоды, называть их. Работа с иллюстрациями последующая – описание (вид, форма, цвет).

Перспективный план по пальчиковым играм в подготовительной группе

2021-2022 учебный год

Период

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

Обследование руки

Выявить отклонения для дальнейшей работы

Рамки и вкладыши

Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении

Штриховка

Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах

Пальчиковые игры «Осенние листья», «Вышел дождик по
гулять»,«За ягодами», «Пчела»

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

«Осенние фантазии» (из природного материала)

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её
аклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Ноябрь

Математическая мозаика

Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.

«Чайный сервиз»(аппликация).

Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.

Работа в тетрадях – «Продолжи узор»

Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто»

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - мо
орную координацию, глазомер

Пальчиковые игры: «Наши пальчики», «Улитка», «Ягодки», «Игрушки»

Развивать чувст
о ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Декабрь

Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Зайчик», «Слоник».

Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность

Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.

Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер

Игры с мелким строительным материалом

Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие

Пальчиковые игры: «Угощ
ние гномов», «На елке», «Мороз», «наряжаем елку»

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенс
рное воспитание культуры ребенка

Январь

Штриховка косыми линиями

Развивать умение штриховать в определенном направлении.

Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко»

Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой»

Работа в тетрадях.

Развивать координацию движений

Пальчиковые игры: «Снежок», «Дом», «Снеговик».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

 « Дом в котором я хочу жить» (лепка)

Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Февраль

Штриховка дугами

Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом.

Поделки из проволоки

Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер

Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка»

Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога

«Маленький солдат» (рисование)

Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет

Пальчиковые игры: «Птичка», «Капитан», «Прогулка», «

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998.

Март

Штриховка волнистыми линиями

Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность.

Пуговицы, шнуровка

Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их

Подарок маме (вышивка на ткани)

Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой

Открытка «Мак» (аппликация из картона)

Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного.

Игры: «Цветок», «Сложи рисунок», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер

Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Апрель

Книжки- раскраски

Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки.

«Ракета» (оригами)

Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.

«Кошечка» (лепка)

Продолжать учить детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение.

Математический диктант

Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление

Пальчиковые игры: «Деревья в лесу», «Про кошку»», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Дом»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Май

Ориентировка на листе бумаги

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

«Закладка для книги». (аппликация)

Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку

«Весна» (рисование)

Продолжать учить рисовать гуашью, передавать в рисунке характерные изменения времени года

Работа с ножницами

Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части

Рассказывание сказки руками

Развитие тонких моторных координаций обеих рук

Обследование руки

Выявление изменений.

Пальчиковые игры: «Цветок», «Слон», «Лакомка», «Птичка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...