«Юные строители»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Дополнительная рабочая программа по
реализации вариативной части основной образовательной программы
дошкольного образования для детей 5-6 лет
на 2016 /2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 345.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 8-В
к Образовательной программе
на 2016-2017 учебный год
«Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» __________ Ю.С.Сычева | «Утверждаю» Заведующий НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» ________ О.А. Усольцева |
«Юные строители»
Дополнительная рабочая программа по
реализации вариативной части основной образовательной программы
дошкольного образования для детей 5-6 лет
на 2016 /2017 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Воспитатель НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка»
Позолотина О.А.
Салым 2016
Оглавление
1.
3.Принципы построения педагогического процесса. 2
5.Оригинальность видов и форм деятельности. 4
6.Возрастные особенности развития детей 4
7.Требования к уровню развития детей: 4
9.Список детей 5
10.Учебно – тематический план 5
11.Календарно-тематическое планирование 6
12.Мониторинг 11
13.Литература 12
1.Пояснительная записка
Конструктивно-модельная деятельность (далее - «Конструирование») для детей старшей группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и учетом примерной основной образовательной программы Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др., 2014г. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей до-школьного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
2.Цели и задачи
Цель программы развитие творческих способностей детей через конструирование из строительного материала.
Задачи программы.
Обучающие:
обучение умению планирования своей работы;
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию детей;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
3.Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
4.Методы и приемы обучения.
- игровой;
- наглядный (рассматривание образцов, иллюстраций, наглядных пособий и др.);
- словесный (беседа, использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение детьми поделок, использование инструментов)
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- проблемно-мотивационный;
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
5.Оригинальность видов и форм деятельности.
Конструктивно-модельная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.
Конструктивно- модельная деятельность развивает у детей:
- восприятие (освоение сенсорных эталонов и формирования действий с ними)
- мышление (освоение действия замещения и формирование действий моделирования)
- воображение (освоение действия и формирование действий преобразования, создания новых образов, реализация их в творческой деятельности.
- Связная речь.
Процесс конструирования является пространством не только для развития познания и творческих способностей детей, но и для художественного и социально- личностного развития, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
6.Возрастные особенности развития детей
Контингент воспитанников | Характеристики возрастных особенностей развития детей |
5-6 лет | -У детей расширяется интерес к деятельности людей архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей. -Формируется интерес к конструированию из разных материалов. -Совершенствуется конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоском моделировании. -Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах. -Совершенствуются навыки работы простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам) -Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству. -Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем. -Совершенствуются навыки пространственной ориентации. |
7.Требования к уровню развития детей:
Дети умеют устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что видят в окружающей жизни. Умеют выделять основные части и характерные детали конструкций. Умеют создавать разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. | Умеют строить по рисунку. Умеют работать в коллективе. Умеет видеть в одной и той же конфигурации строительного материала разные образы. Умеет создавать сооружения по образцу, по условиям, по замыслу из строительного материала. |
8.Учебный план
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Программой предусматривается годовая нагрузка 28 часа. Проводится 1 занятие в неделю четыре раза в месяц в вечернее время.
Название | Количество занятий | Продолжительность занятий | |
в неделю | в год | ||
«Юные строители» | 1 | 28 | 25 минут |
9.Список детей на 2016– 2017 учебный год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование | Всего часов |
1 | Знакомство с новыми деталями, их свойствами | 1 |
2 | Конструирование по образцу | 2 |
3 | Конструирование по простейшим чертежам и схемам | 8 |
4 | Конструирование по условиям | 3 |
5 | Конструирование по теме | 10 |
6 | Конструирование по замыслу | 3 |
7 | Итоговое: выставка работ | 1 |
ИТОГО | 28 |
11.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Задачи | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Знакомство с новыми деталями, их свойствами | Познакомить с новыми деталями конструктора, возможность использовать их; упражнять в замене одних деталей другими | 1 | 3.10.-7.10. | |
2 | «Грузовой автомобиль» | Совершенствовать умение анализировать образец, строить в определенной последовательности | 1 | 10.10.-14.10. | |
3 | «Машина для своего груза» | Учить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия | 1 | 17.10-21.10 | |
4 | «Гаражи для машин » | Сформировать представление о назначении и строении гаража. Названии его частей (стены, крыши, двери). Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки. | 1 | 24.10-29.10 | |
5 | «Мост» | Формировать представление о строении моста, умение называть части: перекрытие, опоры. Закрепить умение рассматривать и анализировать образец. | 1 | 31.10-4.11 | |
6 | «Разнообразные мосты» | Учить совместно планировать свою деятельность, распределять обязанности, объединять конструкции единым сюжетом | 1 | 7.11-11.11 | |
7 | «По замыслу» | Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый материал, ориентироваться на плоскости. | 1 | 14.11-18.11 | |
8 | «Машины» | Формировать представление о различных машинах их функциональном назначении, упражнять в плоскостном моделировании | 1 | 21.11-25.11 | |
9 | «Детский сад» | Учить детей сооружать различные постройки, объединенным общим содержанием. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы. | 1 | 28.11-2.12 | |
10 | «Дома» | Упражнять детей в плоском моделировании, в совместном моделировании, развивать творчество, самостоятельность, конструкторские навыки, находить собственные решения. | 1 | 5.12-9.12 | |
11 | «Улица посёлка» | Учить детей моделировать фасады домов, а затем строить дома из строительного материала. Упражнять детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям. | 1 | 12.12-16.12 | |
12 | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать самостоятельность. | 19.12-23.12 | ||
13 | «Дом для подарков» | Формировать обобщенные представления о домах и способ преобразования в соответствии с заданным условием. | 1 | 26.12-30.12 | |
14 | «Самолеты» | Закрепить знания о профессии летчика. Учить создавать конструкцию на основе своих представлений, а также с использованием простой схемы. Развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек. | 1 | 11.01-14.01.17 | |
15 | «Роботы» | Продолжать учить детей создавать плоскостные модели из геометрической мозаики, использовать их в качестве изображений для создания конструкций из строительного материала. Учить самостоятельно анализировать постройки | 1 | 16.01-20.01 | |
16 | «Создай схему и смоделируй» | Развить умения выкладывать из геометрических фигур -создавать схемы; сооружать постройки по схемам | 1 | 23.01.-27.01.17 | |
17 | «Корабли плывут» | Познакомить с новыми деталями возможностью использовать их; учить планировать постройку, предварительно рассказывать о ней | 1 | 30.01-3.02 | |
18 | «Космические станции» | Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; развивать конструкторские навыки. | 1 | 6.02-10.02 | |
19 | «По замыслу» | Учить обдумывать постройку по коллективному замыслу, наметить общую схему будущей конструкции на бумаге и распределять работу | 1 | 13.02-17.02 | |
20 | «Аэродром» | Учить строить аэродром, используя в качестве образцов рисунки – чертежи; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах. | 1 | 20.02-24.02 | |
21 | «Фургон и грузовик» | Развивать активный интерес к конструированию; закреплять представление о строительных деталях, их свойствах, учить комбинировать различные детали. | 1 | 27.02-3.03 | |
22 | «Робот для Кроша» | Упражнять детей в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; закрепить название деталей строительного материала. | 1 | 6.03-10.03 | |
23 | «Простой мост» | Учить строить по словесной инструкции, преобразовывать постройку, выделять этапы создания конструкции, анализировать постройку; развивать творчество. | 1 | 13.03-17.03 | |
24 | «Городок для малышей» | Активизировать поисковую деятельность детей. Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек. Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми деталями, обозначая их положение на схеме. | 1 | 20.03-24.03 | |
25 | «Микрорайон нашего посёлка» | Учить строить по словесной инструкции, преобразовывать постройку, выделять этапы создания конструкции, анализировать постройку; развивать творчество. | 1 | 27.03-31.03 | |
26 | «Разнообразные мосты» | Закреплять умение строить разнообразные мосты; анализировать постройку; развивать творчество. | 1 | 3.04-7.04 | |
27 | «Космические станции» | Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; развивать конструкторские навыки. | 1 | 10.04-14.04 | |
28 | Итоговое (выставка работ) | Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый материал, ориентироваться на плоскости, намечать последовательность действий | 1 | 17.04-21.04 |
12.Мониторинг
Группа старшая | 2016-2017 учебный год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абатурова Даша | Абатуров Никита | Васильева Марина | Ветрова Аля | Вдовина Виталина | Вишневская Маша | Гусаров Алёша | Голяченко Макар | Золотарева Кира | Кирпичникова Марина к | Корнев Виталий | Костылева Лера | Кубанова Наста | Камалетдинова ясмина | Лейман Ксюша | Магомедова Амина | Михайлова Лиза | Мосина Русалина | Скороходов Матвей | Золотарева Кира | Фатуллаев Самид | Харина Софья | Шумкин Миша | В С Е Г О | ||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализирует проект постройки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеет простыми способами конструирования объемных предметов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеет видеть в одной и той же конфигурации строительного материала разные образы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеет работать в коллективе, объединяет постройки в соответствии с общим замыслом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог: |
13.Литература
- «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова.
- Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет».
- Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в Детском саду».
- Интернет сайты: «Все для воспитателя», «Дошколенок».
- З.В. Лиштван «Конструирование».
Мониторинг
Старшая группа 2016-2017 учебный год
Ф.И.Ребенка | Показатели | |||||||||||
Анализирует проект постройки | Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме | Владеет простыми способами конструирования объемных предметов | Умеет видеть в одной и той же конфигурации строительного материала разные образы | Умеет работать в коллективе, объединяет постройки в соответствии с общим замыслом | Всего | |||||||
н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Абатурова Даша | ||||||||||||
Абатуров Никита | ||||||||||||
Васильева Марина | ||||||||||||
Ветрова Аля | ||||||||||||
Вдовина Виталина | ||||||||||||
Вишневская Маша | ||||||||||||
Гусаров Алеша | ||||||||||||
Голяченко Макар | ||||||||||||
Золотарёва Кира | ||||||||||||
Камалетдинова Ясмина | ||||||||||||
Кирпичникова Арсения | ||||||||||||
Корнев Виталя | ||||||||||||
Костылева Лера | ||||||||||||
Курбанова Настя | ||||||||||||
Лейман Ксюша | ||||||||||||
Магомедова Амина | ||||||||||||
Михайлова Лиза | ||||||||||||
Мельникова Софья | ||||||||||||
Мосина Русалина | ||||||||||||
Скороходов Матвей | ||||||||||||
Фатуллаев Самид | ||||||||||||
Харина Софья | ||||||||||||
Шумкин Миша | ||||||||||||
Итого: |
Диагностическое задание: «Строим дом»
Задача: выявить умение ребенка конструировать объекты с учетом их функционального назначения.
Материал: набор строительного конструктора, фигурки людей.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается построить одноэтажный дом, чтобы были стены, крыша, окна.
Интерпретация:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Диагностическое задание: «Построй по схеме»
Задача: выявить умение ребенка строить по схеме.
Материал: набор строительного конструктора, графическая модель одноэтажного домика.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается рассмотреть расчлененную графическую модель одноэтажного домика, назвать изображенный на схеме предмет, указать его функцию. Затем ребенку предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения и возвести постройку по графической модели.
Интерпретация:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Диагностическое задание: «Подбери строительные детали для постройки»
Задача: выявить способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки.
Материал: картинка с изображением грузовой машины, набор строительного конструктора.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается рассмотреть грузовую машину и отобрать нужные строительные детали для ее постройки.
Интерпретация:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Организационный раздел.
Условия реализации программы.
Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия, а также самостоятельное конструирование детей из разных видов конструирование на прогулке из песка, снега, природного материала, проектную деятельность, дидактические игры.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной, безопасной, здоровье сберегающей; эстетически-привлекательной.
В процесс оформления развивающей среды обязательно включаются дети, что вызывает у них радость, удовольствие от уютной и красивой обстановки группы, игровых уголков, в оформлении используются детские коллективные работы и рисунки.
Пространство группы, организованно в виде хорошо разграниченных зон или уголков, способствует развитию интереса и потребности детей в конструировании.
В качестве таких уголков в первую очередь выступает уголок конструирования, а также уголок изобразительной деятельности, выставочный, тематический уголки.
В уголке конструирования находятся: деревянные строительные конструкторы; тематический строительный набор «Город»; конструктор типа «Лего»; мозаики крупные, средние, мелкие; «Тангосы», пазлы, головоломки; наборы из картона для плоскостного моделирования; дидактические игры; наборы игрушек для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, деревья и кусты, дорожные знаки); подборка бросового (бумажные коробки, катушки, пробки, ткани, нитки) и природного материалов (шишки, желуди, ракушки, камушки, веточки, орехи, семена); наборы цветной бумаги и картона разной фактуры.
Программа «Конструктивно-модельной деятельности» разработана с учетом интеграции образовательных областей.
Организация предметно- развивающей среды.
Технические средства обучения:
- Фотоаппарат,
- Ноутбук,
Учебно-наглядные пособия:
- Схемы построек,
- Альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
- Альбомы с фотографиями построек.
- Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Примерный план совместной деятельности:
Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность 10 минут)
Цель первой части - развитие элементов логического мышления.
Основные задачи:
-Совершенствование навыков классификации;
-Обучение анализу логических закономерностей и умений делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
-Активизация памяти и внимания;
-Ознакомление с множествами и принципами симметрии;
-Развитие комбинированных способностей;
-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть- собственно конструирование.
Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу- по предложенной или свободно выбранной теме;
-Ознакомление с окружающей действительностью педагога;
-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциям педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие познавательно - речевое с элементами конструирования "Юные строители" страший возраст
Представлен материал для проведения познавательно - речевого занятия по теме " Профессии на стройке" с элементами конструирования: конспект, презентация части занятия, схемы построек....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/10/picture-446471-1399736002.jpg)
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»
Задачи:Ø Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;Ø Закреплять знания о рабочих профессиях;Ø Воспитывать уважение к труду строителей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/10/picture-446471-1399736002.jpg)
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»
Задачи:Ø Продолжать знакомить с разными строительными материалами;Ø Обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления);Ø...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-724151-1449851981.jpg)
Круглый стол для педагогов. Выступление по теме: Юные строители
КОНСТРУИРОВАНИЕ это один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития, восприятия и мышления ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-724027-1449853058.jpg)
Презентацияна тему : "Юные строители"
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/28/picture-950190-1616919466.jpg)
Программа "Юные строители"
Настоящая программа описывает курс подготовки по конструктивной деятельности детей 5 - 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления...