Семинар "Конструирование из строительного материала"
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Кузнецова Ольга Владимировна

Материал предназначен для педагогов дошкольного образования. Ориентирован на примерную образовательную программу "Детство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_seminar_po_konstruirovaniyu.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                    

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Методическая разработка семинара

 «Конструирование из строительного материала»


Автор: Кузнецова Ольга Владимировна

              /старший воспитатель/

Москва 2017


Цель: повышение компетентности педагогов при работе с детьми по конструированию из строительного материала.
Задачи: 
1. Вызвать интерес у педагогов к использованию строительного материала в конструктивной деятельности.
2.Познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из строительного материала.
3.Способствовать приобретению педагогами практических навыков применения методов и приёмов используемыми в совместной деятельности при конструировании из строительного материала.

Ход семинара:

    В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Термин «Конструирование» (от лат.constructio-построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей.

     В примерной образовательной программе «Детство» раздел «Конструирование» входит в образовательную область «Художественно – эстетическое развитие».

  • Изобразительное искусство;
  • Художественная литература;
  • Музыка;
  • Развитие продуктивной деятельности и детского творчества:

-рисование;

-лепка;

-аппликация;

-конструирование.

Выделяют два типа конструирования:

1. Техническое (конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали  геометрической формы); конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков)

2.Художественное (конструирование из бумаги, конструирование из природного материала). Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как  технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

 По мнению авторов программы «Детство»:

  1. Техническое конструирование:

         -из готовых объемных геометрических форм;

         -из тематических конструкторов.

  1. Художественное конструирование:

         -из бумаги;

         -из природного и бросового материала.

    В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Задачи обучения конструированию по программе «Детство» сгруппированы в соответствии с возрастом детей:

1-я младшая группа:

- формировать представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в конструировании;

- развивать представление об основных свойствах объемных геометрических форм (устойчивость, прозрачность, протяженность) и развивать умения воссоздавать знакомые предметы с использованием строительных деталей (дорожек, лесенок. Стульчиков и т.д.-2-3 варианта).

2-я младшая группа:

- осваивать представления о выразительных и сенсорных признаках предметов;

- овладевать конструктивными свойствами геометрических объемных форм (такими как устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей);

- приобретать умение строить мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 вариантов каждого вида). Понимать видоизменяемость конструкции, возможность строить ее как по горизонтали, так и по вертикали;

- осознавать свойства песка, снега путем сооружения из них построек, дополнять постройки игрушками.

Средняя группа:

- конструировать из готовых геометрических форм, создавать варианты хнакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора;

- анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм;

- выполнять различные постройки: машины, мосты, гаражи, здания (3-4 темы 5-6 вариантов каждой темы); варьировать постройки в длину, ширину, высоту, соблюдать заданный принцип конструкции;

- осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкания пространства;

- конструировать из бумаги; осваивать обобщенные способы создания различных поделок: два способа складывания квадрата (по диагонали и пополам  с совмещением сторон и углов), отглаживанием сгибов, приклеиванием к основной форме деталей;

- конструировать из природного материала, видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др.), составлять образ из частей;

- использовать для закрепления частей клей, пластилин;

- творчески дополнять изображение деталями; самостоятельно отбирать средства выразительности, способы создания изображения задуманного образа, планировать работу, дружно работать в паре, втроем.

Старшая и подготовительная группы:

- создавать представление об архитектуре как искусстве. Создавать сооружения, различных видов (промышленные, общественные, жилые здания; мосты, площади, набережные, памятники). Создавать представления об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота);

- знакомить на экскурсиях, прогулках с архитектурой своего района, города, по фотографиям, иллюстрациям строить из имеющегося в группе материала различные сооружения;

- конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематического конструктора разнообразные постройки жилищного, общественного и промышленного характера по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям;

- осваивать некоторые закономерности создания прочного высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость и устойчивость перекрытий, зависимость конструкции от назначения), использовать архитектурные украшения;

- придавать формам устойчивость, заменять детали, совмещать их для получения нужных форм;

- конструировать из бумаги игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок, конструирование в технике оригами;

- создавать игрушки путем закручивания полосок, круга в конус (тупой конус), полукруга в конус (острый), прямоугольника в цилиндр;

- изготовлять предметы путем переплетения полосок из различных материалаов, а также в технике папье-маше;

- конструировать из природного материала, используя разнообразные соединительные материалы;

- осваивать способы работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию:

1.Конструирование по образцу (разработанное Ф.Фребелем)- детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного матеоиала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с творчеством. Но использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали).

2.Конструирование по модели (А.Н.Миренова) – детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед ребенком является эффективным средством активизации его мышления. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

3.Конструирование по условиям (Н.Н.Поддьков) – не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые,как правило, подчеркивают практическое ее назначение (возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования  выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. У детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (С Леоан Лоренсо) – в результате у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи – в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

5. Конструирование по замыслу – по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

6. Конструирование по теме – детям предлагают общую тематику конструкций (город, птицы и др.), они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей ограничиваются определенной темой.

7. Каркасное конструирование (Н.Н.Поддьяков) – знакомство детей с простым построением каркасом как центральным звеном постройки и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В конструировании такого типа ребенок должен домыслить, как бы дорисовать каркас, добавляя дополнительные детали. Каркасное конструирование является хорошим средством формирования воображения, образного мыщления (конструктор «Квадро»).

Конструирование из строительного материала.

Благодаря простоте конструирования из строительного материала благодаря простоте его функциональных свойств и способов начинают использовать в работе  с детьми  одним из первых очень рано (с 2-х лет).

Важными условиями развития у детей конструкторского технического творчества являются два:

  1. Формирование общественных представлений о конструируемых объектах;
  2. Формирование общественных способов конструирования и умения искать новые конструктивные решения.

Обобщенные представления о конструируемых объектах выступают как определенная система знаний о них. Обобщенные способы формируются прежде всего при решении задач проблемного характера, которые предполагают либо поиск неизвестных (новых для детей) способов решения, либо перенос известных способов в другие ситуации конструктивного решения. Наиболее успешно это происходит в конструировании по условиям. Каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, горки), которые дети осваивают на занятиях в разных формах конструирования. Каждой теме необходимо посвятить несколько занятий, на которых дети осваивают варианты конструкции одного и того же объекта.

Методика обучения конструированию из строительного конструктора в разных возрастных группах:

Ранний возраст (2-3 лет): конструирование пока слито с сюжетно- отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Основной задачей в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота, башенка и т.п.). инициатива всегда принадлежит воспитателю. Разыгрываются простые сюжеты: «Куклы кушают», «Машины едут по улице и въезжают в гараж» и т.д. при разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки (матрешки, елочки, машинки и др.). одновременно дети знакомятся с материалом, его возможностями; у них формируются представление о цвете, форме, величине; начинают развиваться пространственные ориентировки: протяженность предметов (длинная дорожка, высокая башенка), их расположение (в середине домик и т.п.).

Младший возраст (3-5 лет): дети этого возраста продолжают знакомится со свойствами основных деталей (кирпичик, куб, пластина, призма). У них формируются понятия: высокий-низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, которые они склонны подменять понятиями (большой – маленький). Дети овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач:

1.Заменой меньших деталей на большие;

2.Надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей.

При обучении конструированию предусматривается не только усложнение конструкций одного и того же объекта и в связи с этим усложнение практических действий, но и обеспечение активной поисковой деятельности, умение анализировать образцы, близкие по конструкции, и на основе этого анализа изменять их в соответствии с заданными условиями; развивается комбинаторика, активность и самостоятельность мышления.

Старший возраст (5-7 лет):  у детей старшего дошкольного возраста накоплен уже значительный опыт конструирования из строительного материала: они научились располагать по-разному строительные детали и возводить достаточно сложные постройки, анализировать образцы и сами объекты – выделять в них части, в частях – детали, устанавливать их пространственные отношения, выделять и соотносить пространственные характеристики предметов (высоту, длину, ширину). Все это дает возможность формировать у детей более сложные умения: анализировать объект с точки зоения его практического использования, создавать собственные замыслы конструкций с учетом их функционального назначения.

С целью обучения детей строить коллективно (создавать замысел постройки, обсуждать предстоящую практическую деятельность, строить не  мешая друг другу) воспитатель может организовать занятия, на которых они будут сооружать группу построек, объединенных одним содержанием (улица, площадь, детский сад). Особое внимание при этом необходимо уделять формированию у детей пространственных  ориентировок и развитию на этой основе конструктивного творчества.

При обучении конструированию детей этого возраста в основном используются такие приемы, которые упираются на представления и воображение детей, умение выполнять словесные указания или руководствоваться рисунком, фотографией.

Особое место в обучении занимают экскурсии и предварительные беседы, каждая из которых направлена на подготовку восприятия детьми тех конкретных задач, которые будут решаться на предстоящем занятии, на активизацию знаний, необходимых для этого.

Используемая литература:

  1. Л.А.Парамонова //Детское творческое конструирование. – М.: Дошкольное просвещение.-1999;
  2. Л.В.Куцакова // Конструирование и художественный труд в детском саду.-М.:Творческий центр Сфера.- 2010;
  3. Н.В.Шайдурова // Развитие ребенка в конструктивной деятельности.- М.: Творческий центр Сфера. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрации построек по конструированию из строительного материала

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выпо...

Конструирование из строительного материала (презентация)

Конструированиеиз строительного материала...

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованеи презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованее презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала...

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Конструирование и строительная игра открывает большие возможности для возникновения творчества детей, умственного, нравственного и эстетического развития дошкольника...

"Организация занятий по конструированию из строительного материала"

Консультация  для  воспитателей  по  теме:   "Организация  занятий  по  конструированию  из  строительного  материала"...