РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по конструированию в подготовительной к школе группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Колмакова Ирина

Рабочая программа по Конструированию в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_konstruirovanie_15-16.docx58.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по конструированию

в подготовительной к школе группе

Составитель программы:

Колмакова Ирина Сергеевна,  

 воспитатель ОЧУ «Первая Московская Гимназия»

2015/2016 учебный год

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации программы

Программа образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность» (далее «Конструирование») для детей подготовительной  к школе группы составлена на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),

Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,

СанПин 2.4.1.3049 – 13.,

Образовательной  программы дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская Гимназия» на 2015 – 2016 учебный год

и с учетом приоритетного направления работы  ДОУ по  познавательно-речевому развитию и экологическому воспитанию.

Работа в подготовительной к школе группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению  в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря конструированию ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит  схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического  мышления. Конструирование знакомит детей со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного,  бросового материала и пр.

Основное внимание при организации конструктивно-модельной деятельности детей необходимо уделять развитию у детей наблюдательности, любознательности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Программа «Конструирование» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, на воспитание в каждом ребенке не исполнителя, а творца.

Основными целями и задачами программы «Конструирование» для детей подготовительной к школе группы являются:

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
  • Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Для достижения целей программы большое значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит стать им общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в детском саду и дома;

соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

Принципы к формированию программы

При составлении Программы «Конструирование» учитывались принципы:

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексно-тематического построения образовательного процесса;

решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;

построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

индивидуализации дошкольного образования.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность,  удовлетворение интеллектуальной активности и интересов  детей.

Планируемые результаты

Целевые ориентиры по освоению программы «Конструирование»

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Способен договариваться, учитывать интересы других. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Проявляет эмпатию по отношению к другим, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах детской деятельности, включая и конструктивно-модельную.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

У ребенка развита мелкая моторика.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, непосредственно – образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.

Предполагаемые планируемые результаты освоения программы «Конструирование»

  • Формируются представления детей о созидательном труде людей творческих и других профессий, связанных с созданием художественных и материальных ценностей (дизайнеры, инженеры-конструкторы, ученые, строители и др.).
  • Сформирован устойчивый интерес к конструированию.
  • Сформированы представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа и демонтажа.
  • Развита способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях, изделиях.
  • Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.
  • Формируется умение придумывать свои конструкции и изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах.
  • Сформированы навыки пространственной ориентации.
  • Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу.
  • Осваиваются разные виды конструкторов.
  • Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы.
  • Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайн - деятельности.
  • Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм).
  • Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами.
  • Приобщаются к дизайн - деятельности (к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности).
  • Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.
  • Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.

Инструментарий диагностики в Приложении 1, 2.

Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа  существующих сооружений.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Конструирование из строительного материала

Основными задачами Программы по разделу «Конструирование из строительного материала» являются:

  • Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
  • Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
  • Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
  • Приобщать к миру технического и художественного изобретательства.
  • Формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность.

Конструирование из бумаги

Основными задачами Программы по разделу «Конструирование из бумаги» являются:

  • Познакомить с техникой бумажной скульптуры; показать возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных элементов.
  • Познакомить с новой техникой – плетением.
  • Осваивать способы изготовления поделок по принципу оригами.
  • Формировать умение самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций.
  • Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.
  • Приобщать к миру технического и художественного изобретательства.
  • Формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность.

Конструирование из природного материала

Основными задачами Программы по разделу «Конструирование из природного материала» являются:

  • Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки.
  • Учить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры.
  • Развивать у детей воображение и творчество.
  • Формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность.

В подготовительной к школе группе занятия по конструированию проводятся 1 раз в неделю, всего 37 занятий в год, продолжительностью 30 минут.


Календарно-тематическое планирование по Конструированию

для детей 2-й подготовительной группы

на 2015 – 2016 учебный год

№ п/п

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1.

«Детский сад наш так хорош»

«Путешествие в город мастеров», конструирование из строительного материала.

Уточнить представления  детей о строительных деталях.

Упражнять в плоскостном моделировании.

Развивать творчество, самостоятельность, конструкторские навыки.

Формировать  умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.

2.

«Скоро в школу»

«Лесная сказка», конструирование из природного материала.

Познакомить детей с новым способом конструирования – из природного материала.

Учить детей анализировать природный материал как основу будущей поделки, видеть разное в одном и том же материале, создавать на основе этого образа, способом опредмечивания, используя приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения.

Развивать творческую фантазию детей.

Формировать  умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.

3.

«Золотая осень»

«Удивительные превращения», конструирование из природного материала.

Учить детей анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения образа путем его включения в целостность.

Развивать умение детей вести активный поиск образа и средств его выражения.

Развивать творческую фантазию детей.

4.

«Дары осени»

«Грибная поляна», конструирование из бумаги.

Учить детей преобразовывать плоскостной материал в объемные формы, через практическое экспериментирование находить способ решения задачи (как сделать из круга высокий конус), определять от чего это зависит.

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления поделки.

Развивать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Активизировать воображение, творческую фантазию.

Формировать  умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.

Октябрь

5.

«Хлеб всему голова»

«Едет с поля урожай», конструирование из строительного материала.

Формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и функциональном назначении.

Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно создавать элементарные схемы с несложных конструкций.

Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, конструкций.

Развивать самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки, уверенность, независимость мышления.

6.

«Моя семья»

«Дом для моей семьи», конструирование из строительного материала.

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций.

Развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения.

Развивать конструкторские навыки, направленное воображение.

7.

«Мой город. Моя страна»

«Во поле береза стояла …», конструирование из бумаги.

Продолжить знакомство с техникой бумажной скульптуры - закручивание прямоугольника в цилиндр.

Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.

Развивать умение самостоятельно «включать»  способ конструирования в процесс изготовления поделки.

Активизировать воображение, творческую фантазию.

8.

«Моя планета»

«Путешествие вокруг света», конструирование из строительного материала судов и мостов.

Расширять представления детей о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения).

Упражнять в построение схем, чертежей судов.

Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения.

Упражнять в сооружении различных  мостов.

9.

«Домашние животные»

«Красная девица - русская красавица», конструирование бумаги.

Учить преобразовывать плоскостной материал в объемные формы, через практическое экспериментирование находить способ решения задачи (как сделать из полукруга конус высокий), определять от чего это зависит.

Развивать умение самостоятельно «включать»  способ конструирования в процесс изготовления поделки.

Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Активизировать воображение.

Ноябрь

10.

«День народного единства»

«Три богатыря», конструирование из бумаги.

Формировать представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа.

Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику;

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

11.

«Домашние птицы»

«На птичьем дворе», конструирование из бумаги.

Развивать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях;

Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику;

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

12.

«Животные нашего леса»

Герои русской народной сказки «Теремок», конструирование из бумаги.

Закрепить способ закручивания круга и полукруга в конус.

Учить придумывать и создавать разные новые образцы, комбинируя два известных детям способа конструирования: 1) закручивание конуса, 2) отгибание нижних углов треугольника к соответствующим сторонам.

Активизировать инициативу и творчество при передаче образа.

13.

«Птицы нашего края. Зимующие птицы»

«Теремок», конструирование из бумаги.

Учить преобразовывать плоскостной материал в объемные формы: превращение квадрата в куб.

Развивать умение самостоятельно «включать»  способ конструирования в процесс изготовления поделки.

Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Активизировать воображение.

Декабрь

14.

«Что из чего и для чего (инструменты и материалы»

«Коврик», конструирование из бумаги.

Освоение новой техники: плетение из бумажных полос.

Учить детей переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги 2-х разных цветов или оттенков.

Закрепить представление об узоре как ритмично повторяющемся рисунке.

Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус.

15.

«Зима»

«Путешествие в Великий Устюг», конструирование из строительного материала. Железная дорога.

Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним.

Развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений.

Учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свои действия.

Создать у детей радостное настроение подготовки к Новому году.

16.

17.

«Новый год спешит в наш дом.

Народная культура и традиции»

«Дед Мороз и Снегурочка», конструирование из бумаги.

Закреплять умение детей складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Закреплять умение следовать инструкциям педагога.

Развивать конструктивное творчество, воображение,  мелкую моторику рук, внимание.

Воспитывать у детей аккуратность выполнения работы, усидчивость, самостоятельность.

Создать у детей радостное настроение подготовки к Новому году.

«Хоровод снежинок», конструирование из бумаги.

Познакомить детей со способами складывания бумаги для вырезывания снежинок.

Развивать у детей творческое воображение.

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитывать у детей аккуратность выполнения работы.

Создать у детей радостное настроение подготовки к Новому году.

Январь

18.

«Святки. Народная культура и традиции».

«Покормите птиц зимой», конструирование из бумаги.

Расширить знания детей о зимующих птицах.

Развивать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику.

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

19.

«Животный мир полярных районов Земли»

«Путешествие на Северный полюс», конструирование из строительного материала.

Обобщить представления детей об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения.

Развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости, строить схемы будущих объектов.

Упражнять в быстром решении проблемных ситуаций.

Развивать творчество и изобретательность.

20.

«Животный мир жарких стран»

«Путешествие в Африку», конструирование из бумаги.

Развивать навык детей переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги 2-х разных цветов или оттенков.

Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус.

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

Февраль

21.

«Мой друг светофор»

«Транспорт»

«Путешествие продолжается на автобусе», конструирование из бумаги.

Учить преобразовывать плоскостной материал в объемные формы: превращение квадрата в брусок.

Развивать умение самостоятельно «включать»  способ конструирования в процесс изготовления поделки.

Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Активизировать воображение.

22.

«Мебель»

«Вокзал», конструирование из бумаги.

Развивать способность детей к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкции.

Формировать представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа и демонтажа.

Развивать умение работать коллективно.

Формировать устойчивый интерес к конструированию.

23.

«Все профессии нужны – все профессии важны»

«Старинный город-крепость», конструирование из строительного материала.

Продолжать развивать умения детей создавать конструкции по чертежу.

Расширить представления детей о том, какие были старинные крепости.

Развивать умение работать коллективно.

24.

«Наши защитники»

«Подарок для папы».

Закрепить знания детей о российской Армии – надежной защитнице нашей Родины.

Учить детей силуэтному вырезанию.

Развивать произвольное внимание, память, творческое воображение, конструктивное мышление.

Развивать моторику, точность движений, глазомер.

Развивать навык  синхронизировать  работу обеих рук.

Воспитывать культуру труда.

Март

25.

«Женский день 8 Марта»

«Подарок для мамы – красивая коробочка».

Закрепить умение преобразовывать квадрат в куб.

Развивать произвольное внимание, память, творческое воображение, конструктивное мышление.

Развивать моторику, точность движений, глазомер.

Прививать аккуратность, старательность.

Воспитывать культуру труда.

26.

Мониторинг

«Забавные зверушки», конструирование из бумаги.

Развивать умение  детей складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику.

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

Воспитывать бережное отношение к миру природы.

27.

«Полюбуйся, весна наступает»

«Плывет, плывет кораблик …», конструирование из бумаги.

Развивать умение  детей складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Развивать моторику, точность движений, глазомер.

Прививать аккуратность, старательность.

28.

«Вода. Круговорот воды в природе»

«Домик для скворцов», конструирование из бумаги.

Развивать способность детей к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в конструкции.

Формировать представления о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа.

Формировать устойчивый интерес к конструированию.

29.

«Перелётные птицы»

«Скворцы прилетели», конструирование из бумаги.

Расширить представления детей о перелетных птицах.

Закреплять навык детей складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Развивать моторику, точность движений, глазомер.

Прививать аккуратность, старательность при выполнении работы.

Апрель

30.

«Путешествие в мир книги»

«Моя книга путешествий» (книжка-малышка), конструирование из бумаги.

Приобщать детей к дизайн – деятельности.

Развивать способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в изделиях.

Формировать художественный вкус в процессе изготовления и оформления поделки.

31.

«Путешествие в космос»

«Путешествие в космос» -  «Ракета», конструирование из строительного материала.

Расширять представления детей о различных летательных аппаратах (космические корабли и станции), их назначении, зависимости строения от функционального назначения.

Развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости, строить схемы и делать зарисовки будущих объектов.

Развивать пространственное мышление, творчество и изобретательность.

Прививать интерес к познанию окружающего мира.

32.

«Деревья и кустарники»

«Путешествие в космос» -  «Роботы», конструирование из строительного материала.

Развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости.

Упражнять в создании схем и чертежей будущих объектов.

Развивать фантазию, воображение, внимание, сообразительность, изобретательность.

Развивать умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.

Прививать интерес к познанию окружающего мира.

33.

«Цветы и травы»

«Путешествие в космос» - «Проекты городов», конструирование из строительного материала.

Упражнять детей в составлении планов строительства.

Совершенствовать конструкторские способности.

Развивать умения проводить самостоятельные исследования и делать выводы.

Формировать совместную поисковую деятельность.

Май

34.

«День Победы»

«Фронтовой треугольник», конструирование из бумаги.

Развивать умение складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях.

Приобщать детей к дизайн - деятельности.

Развивать творческую, познавательную активность детей.

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

35.

«Насекомые»

«На цветочной полянке» - «Бабочка, божья коровка», конструирование из бумаги.

Расширить представления детей о мире насекомых.

Развивать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику.

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

36.

«Рыбы»

«Аквариум», конструирование из бумаги.

Расширить знания детей о подводном мире.

Развивать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику.

Прививать навыки аккуратного выполнения работы.

37.

«До свиданья, детский сад!»

«Самолет желаний», конструирование из бумаги.

Закреплять навык детей складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.

Развивать моторику, точность движений, глазомер.

Прививать аккуратность, старательность при выполнении работы.


Организационный раздел

Условия реализации программы

Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия, а также самостоятельное конструирование детей из разных видов конструкторов,    конструирование на прогулке из песка, снега, природного материала, проектную деятельность, дидактические игры.

Важнейшим условием реализации программы  является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональнй, вариативной; доступной, безопасной, здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

В процесс оформления развивающей среды обязательно включаются дети, что вызывает у них радость, удовольствие от уютной и красивой обстановки группы, игровых уголков, в оформлении используются детские коллективные работы и рисунки.

Пространство группы, организованно в виде хорошо разграниченных зон или уголков,  способствует развитию интереса и потребности  детей в конструировании.

В качестве таких уголков в первую очередь выступает уголок конструирования, а так же уголок изобразительной деятельности,  выставочный, тематический уголки.

В уголке конструирования находятся: деревянные строительные конструкторы; тематический строительный набор «Город»; конструктор типа «Лего»;  мозаики крупные, средние, мелкие; «Тангосы», пазлы, головоломки; наборы из мягкого пластика для плоскостного моделирования; дидактические игры; наборы игрушек для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, деревья и кусты, дорожные знаки); подборка бросового (бумажные коробки, катушки, пробки, ткани, нитки) и природного материалов (шишки, желуди, ракушки, камушки, веточки, орехи, семена); наборы цветной бумаги и картона разной фактуры.

Программа «Конструирование» разработана с учетом интеграции образовательных областей.

Работа с родителями

Приобщение детей к конструктивно-модельной деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Это привлечение родителей к организации совместных мероприятий и выставок («Осенняя фантазия» - выставка поделок из природного материала), к участию в совместной с детьми исследовательской, продуктивной и проектной деятельности способствующей возникновению познавательной активности.

Учебно-методическое оснащение программы «Конструирование»

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
  3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. СанПин 2.4.1.3049 – 13.
  5. Образовательная программа дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год.
  6. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  7. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  8. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программы и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятия с детьми 4-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008.
  10. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: AGADEMIA, 2002.
  11. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011
  12. Новикова И.А. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. -  Ярославль: Академия развития, 2010.
  13. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  14. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Техническое оснащение программы

  • магнитола
  • диапроектор и интерактивная доска
  • телевизор
  • компьютер
  • сканер-принтер
  • флеш-карта.

        


Приложение1.

МОНИТОРИНГ развития                                     Конструирование

Группа подготовительная

2015-2016 учебный год

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способен конструировать объекты с учетом их функционального назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает варианты  конструкций одного и того же объекта  по 2-3 условиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает разные конструкции из бумаги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает различные образы из природного материала с учетом его фактуры, цвета и формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает и обыгрывает конструкцию, объединенную общей темой (коллективная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не сформирован              (Н)                            

Находится в стадии формирования         (Ф)                                                          

 

Сформирован              (С)                                  


Приложение 2.

Диагностическое задание: «Строим мост для машин»

Задача: выявить умение ребенка конструировать объекты с учетом их функционального назначения.

Материал: набор строительного конструктора, игрушки: 2 машинки.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается построить мост, по которому могли бы проехать  машины в двух направлениях.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Строим мост по заданным условия»

Задача: выявить умение ребенка создавать конструкцию объекта по условиям.

Материал: набор строительного конструктора, игрушки: фигурки людей, 2 машинки, корабль с мачтой, полоска бумаги голубого цвета – река.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается построить мост через реку для пешеходов и транспорта, по которому могли бы проходить две машины, а под ним  - проплывать корабль с мачтой.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Построй по схеме»

Задача: выявить умение ребенка строить по  схеме.

Материал: набор строительного конструктора, графическая модель одноэтажного домика.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается рассмотреть расчлененную графическую модель одноэтажного домика, назвать изображенный на схеме предмет, указать его функцию. Затем ребенку предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения и возвести постройку по графической модели.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Соотнеси схему с постройкой»

Задача: выявление способности ребенка соотносить заданную схему с конкретной постройкой.

Материал: три схемы грузовых машин и постройка конкретной машины (из строительного материала), соответствующая одной из схем.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается рассмотреть постройку машины и предложенные схемы и выбрать одну схему, соответствующую постройке.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Подбери строительные детали для постройки»

Задача: выявить способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки.

Материал: картинка с изображением грузовой машины, набор строительного конструктора.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается рассмотреть грузовую машину и отобрать нужные строительные детали для ее постройки.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н)   – ребенок не справляется с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыкальному развитию (подготовительная к школе группа)

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)  (далее «Программа») Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Дет...

Рабочая программа по ФГОС для подготовительной к школе группы

Рабочая программа по ФГОС для подготовительной к школе группе с пояснительной запиской и календарно - тематическим планированием по всем образовательным областям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающего вида на 2016 – 2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающего вида на  2016 – 2017 учебный год...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,

-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...