Гендерный подход в конструировании. Старший дошкольный возраст.
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Учуватова Татьяна Александровна

Что такое гедерный подход? И зачем применять его в конструктивной деятельности? Ответы на эти и другие вопросы в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктивная деятельность в условиях гендерного подхода. Старший дошкольный возраст

Доклад

        Проблема воспитания обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, 
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо

           Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола одинаково способных к самореализации.

     Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

         Выход из создавшейся ситуации имеется только один детям нужно играть, как в детском саду, так и семье, и организовывать эту игру нужно с учетом пола ребенка .

Вы спросите, какое отношение это высказывание имеет к конструированию?

Отвечу самое прямое.

         Многие исследователи, серьезно занимающиеся проблемой создания развивающей среды в детских садах, отмечают, что в большинстве дошкольных учреждений среда девичья.

Этому есть свои причины воспитатели преимущественно дамы и мы не произвольно стараемся удовлетворить потребности детей в тех видах деятельности, которые нам хорошо знакомы.

      Вместе с тем  сюжетные игры, адресованные мальчикам, обычно оснащаются рулями для водителей, бескозырками и биноклями. Остальное оснащение игр для мальчишек традиционно представлено машинками и пластмассовым или деревянным материалом.

   Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Наблюдая за воспитанниками  мы отмечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями («ЛЕГО»).      

Отличительной особенностью стандартов дошкольного образования является их ориентация на овладения детьми способами усвоения знаний на основе системного подхода. Для нас это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в предметно развивающей среде группы.

         Конструирование в детском саду способствует развитию творчества детей, которое требует от воспитанников сложных пространственных ориентировок. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается мышление, воображение, внимание, мелкая моторика рук, речевая и познавательная активность, самостоятельность. Воспитанники учатся планировать свою деятельность, анализировать предметы окружающего мира. У детей формируются такие важные личностные качества, как трудолюбие, инициатива, умение договариваться и работать в коллективе. Одним из условий успешной работы с детьми по конструированию является мотивация, умение заинтересовать данным видом деятельности. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, необходимо создавать условия для обыгрывания построек, поддерживать интерес и направлять замыслы детей, учитывая их потребности и желания. Детский интерес способствует возникновению у воспитанников самостоятельного поиска, формированию мыслительной деятельности. Для работы вначале выбирается несложный предмет. Дети с педагогом рассматривают его части, намечают последовательность соединения деталей, осмысливают структуру сооружения, а затем продумывают способы его конструирования.

    В то же время, на основе конструктивной деятельности можно организовывать сюжетные игры, сообразно гендерному подходу.

    Ассортимент сюжетных игр для мальчиков можно значительно расширить, если в группе появится игровой набор Lego.

      Например, в набор " Строительные машины" входит большой комплект инструментов. С его помощью воспитанники сюжеты игр "Я механик" ,"Стройка", " Ремонтная мастерская" и многие другие. Педагоги охотно используют конструктор для знакомства с различными видами транспорта. Такие конструктивно-сюжетные игры понравятся мальчикам и будут способствовать проявлению у них мужских качеств.

      А для девочек подойдут на основе конструктивной деятельности-

    Сюжетные игры Кафе,Магазин, Парикмахерская, Больница, Семья.

Наиболее успешно воображаемая ситуация в игру в семью поддерживается наборами Lego Дом, и Дочки Матери. Девочки объединяясь с успехом играют.

       Обыгрывание жизненных коллизий с помощью игрушек, входящих в эти наборы способно надолго увлечь детей. В игре с использованием конструктору Lego, как ни в какой другой, идет бурное социально- коммуникативное развитие детей. Также сюжетной игре "Семья" дети постигают суть взаимоотношений между членами семьи.

Актуальность личного вклада:

  1. Снижение интереса детей к конструктивной деятельности в результате изменения предпочтений, а именно, дошкольники все чаще выбирают электронные игры на современных гаджетах вместо реальных игр со сверстниками;

 2.Дети получают нужные знания в условиях гендерной социализации. Такое образование необходимо начинать еще с дошкольного возраста, именно в тот момент, когда ребенок научается различать пол. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по- разному воспринимают мир, по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

  • К двум годам ребенок начинает понимать свою гендерную принадлежность.
  • Дети 4-5 лет – проявляется большая чёткость в определении гендерного образа.
  • С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость .

       По данным нейрофизиологов и нейропсихологов различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

       У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

        У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

       У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

       Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Мальчики:

труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

лучше выполняют задания на сообразительность;

не терпят однообразия;

лучше выполняют задания при ярком свете;

новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Девочки:

быстрее схватывают новый материал;

легче усваивают алгоритмы и правила;

любят задания на повторение;

чаще используют ближнее зрение;

воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичные;

лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Конструирование в детском саду способствует развитию творчества детей, которое требует от воспитанников сложных пространственных ориентировок. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается мышление, воображение, внимание, мелкая моторика рук, речевая и познавательная активность, самостоятельность. Воспитанники учатся планировать свою деятельность, анализировать предметы окружающего мира. У детей формируются такие важные личностные качества, как трудолюбие, инициатива, умение договариваться и работать в коллективе.

  • В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. 
  • В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят дом с мебелью, предметами быта, различными украшениями 

Организация конструирования

При гендерном подходе

  • Организация среды (уголок девочек, уголок мальчиков)
  • Мотивация (организация игры) работа в командах по гендерному признаку
  • Руководство игрой разные задания девочкам и мальчикам.

        Одним из условий успешной работы с детьми по конструированию является мотивация, умение заинтересовать данным видом деятельности. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, необходимо создавать условия для обыгрывания построек, поддерживать интерес и направлять замыслы детей, учитывая их потребности и желания. Детский интерес способствует возникновению у воспитанников самостоятельного поиска, формированию мыслительной деятельности. Для работы вначале выбирается несложный предмет. Дети с педагогом рассматривают его части, намечают последовательность соединения деталей, осмысливают структуру сооружения, а затем продумывают способы его конструирования.

      Особое место в конструировании занимает деятельность, в которой дошкольники отображают реальный предмет или его изображение (конструирование по образцу). При этом, мальчики лучше справляются с такими заданиями, а девочкам больше нравятся задания при конструировании по замыслу. Для формирования представления о предмете на основе восприятия образца необходимо обследовать свойства данного предмета (формы, пропорции, пространственное положение и др.). При этом у детей развивается зрительное восприятие, умение анализировать. Дети учатся устанавливать строительные детали в различном пространственном положении, комбинировать их. С помощью восприятия предметов окружающей действительности и собственной практической деятельностью дети учатся создавать свой конструктивный замысел. При этом у мальчиков, превалирует постройки домов, машин, когда девочки с удовольствием выполняют  задания по созданию мебели для куклы. Поэтому при учете гендерного подхода необходимо учитывать вариативность заданий при конструировании.

Конструирование по собственному замыслу способствует развитию творческих способностей, мыслительной деятельности. Я в своей работе обучаю детей  умению рассказывать о способах сооружения постройки, начиная с простых, известных детям предметов.

       В процессе конструирования дети используют различные строительные материалы. Для каждого из них характерны свои технические приемы соединения деталей.  При выборе материала, девочки предпочитают работать с природными материалами, тогда как мальчикам нравятся конструкторы со сложными соединениями. И я предоставляю детям такой выбор, учитывая их гендерную принадлежность. Предлагая детям все более сложные конструктивные задания, я учитываю  умения и навыки, которыми они овладели. В результате систематической  поддержки детских замыслов, руководства творческим поиском воспитанников, появляются элементы новизны и оригинальности. Так девочки в работе с природными материалами создают красивые панно цветов, а мальчики с упоением, конструируя из больших блоков корабль - играют в капитанов.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный и еще не совсем окрепший. Наша задача,  направить деятельность ребенка в нужное русло, подготовить его сознание к его предназначению, к становлению мужского и женского начала.

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

ЗАДАЧИ:

  • развивать творческие способности мальчиков и девочек;
  •    формировать адекватную полу модель поведения                  у детей;
  • воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
  •    учить детей работать индивидуально и создавать коллективные работы, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей

необходимо в работе:

  •      1.обратить особое внимание на создание в группе развивающей среды, благоприятствующей полноценному становлению личности определенного пола на всех возрастных этапах;
  •      2.повышение компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;

Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девочку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное».

  •      3.просветительская работа среди педагогов .

Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды:

  • - достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • - наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
  • - наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Проект «Подарок маме»

Актуальность.

Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться  им в любви, но мы знаем пока у нас есть мама - мы находимся под защитой ангела-хранителя. В ее сердце живёт к своим детям бесконечная любовь, тревога и всепрощение.  Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами, преподносить подарки, не купленные в магазине, а сделанные своими руками. Поздравить маму – это подарить не просто подарок, а красивую вещицу, которую она, несомненно, будет хранить долго, и вспоминать своего малыша с радостью и любовью.

Задачи:

Дать детям представление о празднике 8 Марта.

Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

Формировать уважительное, доброжелательное отношение к самому близкому и родному человеку на земле – маме.

Развитие детского творчества и эстетического восприятия.

  

Формы педагогического мониторинга 

Педагогическое наблюдение,

Опрос, анкетирование участников образовательного процесса,

Визуальная оценка,

Результат мониторинга

Целевые ориентиры: Способен конструировать по собственному замыслу.

Умеет анализировать образец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая группа.
/ Ю.А. Афонькина.- Волгоград; Учитель, 2015.

Оценка интереса девочек к конструктивной деятельности со сверстницами.

45% низкий; 35% средний; 20% высокий –на начало года

20% низкий; 47 % средний; 33%высокий

Оценка интереса мальчиков к конструктивной деятельности со сверстниками

20% высокий; 53% средний; 27% низкий на начало года

38% высокий; 57% средний; 5% низкий на конец года

      На мой взгляд, долгие годы, когда не учитывался гендерный подход, так называемая  «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению полоролевых социальных ролей.

Гендерный подход в образовании, и в организации  конструктивной деятельности в частности,  т. е. учет гендерных психологических различий, позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

 Итак, основными задачами гендерной педагогики являются:

- разработка теоретических основ, концепций гендерного образования;

- разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей. И в  осуществлении своей воспитательно-образовательной деятельности я стараюсь их воплотить на практике.

     Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:

- создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями поло-ролевого поведения, адекватному возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых ролей, я показала как я осуществляю это в организации конструктивной деятельности детей старшей группы, а также;применение гендерно-ориетированных технологий обучения и воспитания, на которые я ориентируюсь и использую  в своей практике.

Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Родители детей приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, они стали более внимательны и доброжелательны друг к другу. Я думаю, что полученный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться.

Мальчики и девочки - два разных мира. Если мы воспитатели и родители будем заинтересованы в воспитании детей с учётом гендерных особенностей, то сможем с успехом решить эти задачи. По опыту работу в этом году я увидела, что не все родители в этом заинтересованы и хотят принимать участие в мероприятиях группы. Это является основной проблемой в моей работе, поэтому в дальнейшем буду использовать новые более эффективные формы работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию (старший дошкольный возраст) Тема: «Главный дом в городе»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию(старший дошкольный возраст)Тема: «Главный дом в городе»...

Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна

«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития:   Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...

Конспект занятия по конструированию (старший дошкольный возраст)

конструирование из бумаги обьемного яблока...

Картотека игр "Математика и конструирование" (старший дошкольный возраст)

Картотека игр по математике с использованием конструктора...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: Расширить знания детей о  традиционных  каменных домах, о передвижных кочевых домах – юртах, о бревенчатой русской избе.Закрепить знания детей о распространенны...