Картотека игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
картотека по конструированию, ручному труду на тему

Куткина Светлана Вячеславна

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений, а также для родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с крупой

Занятие 1. Игра «Я Золушка»

Цель занятия: развиваем мелкую моторику, учим названия круп.

Слова взрослого: Что сделала злая мачеха, что бы Золушка не поехала на бал? Правильно, она задала ей много работы по дому. Помыть пол, перемыть всю посуду и перебрать крупу. Для этого она смешала несколько видов крупы в одной большой чашке. Золушка быстро справилась с уборкой, но вот крупы?! Да..., с ними сложнее. Что сделала Золушка? Она пригласила на помощь своих друзей. Прибежали маленькие зверюшки и прилетели красивые птицы. Они помогли Золушке. Давай и мы немного ей поможем!

Поставьте перед ребенком две миски: одну — пустую, а во второй смешайте крупу и фасоль. Пусть малыш выбирает из нее только фасоль и кладет в другую миску. Сначала правой рукой, потом левой. Делается это не только для развития мелкой моторики, но и для того, чтобы равномерно задействовать работу левого и правого полушария мозга ребенка.

Занятие 2. «Найди игрушку»

Цель занятия: развиваем мелкую моторику, память, внимание, тактильные (осязательные) чувства.

Насыпьте крупу в глубокую миску и спрячьте в нее маленькие игрушки (машинки, кубики, шарики и т. д.). Ребенок должен не только нащупать игрушку, но и определить на ощупь какая это игрушка.

Также можно прятать объемные геометрические фигуры, буквы или цифры. Если ребенок знаком с шахматами, прятать можно маленькие шахматные фигурки: короля, ладью, коня, пешку.

Занятие 3  «Что гремит?»

Цель занятия: развиваем мелкую моторику, координацию, слуховую память, запоминаем названия круп.

Приготовьте все имеющиеся у вас крупы и столько же спичечных коробков. Помогите ребенку заполнить коробки. В каждый коробок ребенок должен положить по одной столовой ложке крупы. Разучите с ребенком названия круп. Потом закройте коробки и перемешайте на столе. Берите по одному коробку и трясите. Ребенок должен по звуку угадать, какая крупа в этой коробочке.

Поменяйтесь с ребенком ролями, пусть теперь он перемешает и трясет коробок, а вы угадывайте, что в нем находится.

Замятие4 . «Рисуем»

Цель занятия: развиваем мелкую моторику, воображение, обучение рисованию.

Насыпьте на противень или поднос манную крупу так, чтобы она закрыла всю поверхность. Ребенок может рисовать, водя по противню пальчиками.

Рисовать можно все что угодно: спирали, геометрические фигуры, домики, цветочки и т. д.

Обязательно введите в урок обучение, поэтапно покажите ребенку, как рисовать тот или иной предмет, ребенок должен повторять за вами каждый этап.

Занятие 5 . «Бусы»

Цель занятия: развиваем мелкую моторику, координацию, ловкость, воображение.

Возьмите примерно 200 граммов макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик — для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы, после того как ребенок их подарит.

Можно раскрасить бусы краской.

Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими Руками.

Развивающие игры с природным материалом

Игра №1 «Собери фигуру» (проводится с группой детей 2-7чел)

Цель: Учить детей анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.

Материал: ракушки, карты - образцы, карты - схемы, с контурными изображениями предметов.

Игра №2 «Спрячь в ладошке»

Цель: развивать умение соотносить предметы по величине, развивать внимательность, мелкую моторику рук.

Материал: маленькие и большие камушки.

Описание: воспитатель дает ребенку большой и  маленький ракушки и говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая маленький камушек и пряча его в ладошке). Предложить ребенку сделать тоже самое. Повторить фокус с большим камушкем. Сравнить камушки между собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с любыми другими предметами.

Игра №3 «Найди отличия»

Цель: развивать умение сравнивать узоры из ракушек, находить в них сходства и отличия, развивать память, мелкую моторику рук.

Материал: образцы узоров или сюжетные картинки, желуди.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку или образец узора. Затем предложить ему вторую карточку (образец) на котором отсутствуют или заменены некоторые предметы. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра №4 «Повтори орнамент»

Цель: Способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.

Материал: ракушки разной величины

Описание: воспитатель дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.

Игра №5 «Заполни пустые клетки»

Цель: развивать умение сопоставлять сравнивать группы предметов, находить отличительные признаки.

Материал: разнообразные ракушки по форме и цвету.

Описание: Каждый ребенок должен изучить расположение ракушек в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и цвет. Найти закономерность в их расположении и запомнить пустые клеточки. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться таблицами.

Игра «Цветы на клумбах»

Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Материал: ракушки, «клумбы» из картона круглой, квадратной, прямоугольной форм.               Описание: Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: белые цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе; большие цветы росли не на круглой и не на прямоугольной клумбе. Где какие цветы росли?

Игра «Лабиринт для пальчика»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Материал: дорожка–лабиринт из ракушек и морских камушков.

Описание: предложить ребенку добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.

Развивающие игры с бросовым  материалом.

ПОЕЗД

Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

Оборудование: пуговицы разных размеров и цветов.

Сложить пуговицы в виде дорожки. Чем больше пуговиц выстроено в дорожке, тем длиннее поезд.

Игры с баночками и коробочками

Подбери крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Ребёнок будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Ребенок с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Яичный контейнер Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите ребёнку распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы ребёнку было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

Игры со стаканчиками

Кто тут прячется? Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Ребёнку надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

Переверни стаканчики Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

Развивающие игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги Покажите ребёнку, как скомкать лист бумаги (или салфетку)  чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

 

Секретики  Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите ребёнку развернуть подарок.

Закладки Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок.  Ребёнок  с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить ребёнку самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Ребёнку надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Картотека может быть полезна педагогам и родителям, заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции реч...

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста ...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

В данной картотеке представлено большое количество пальчиковых игр по основным лексическим темам, которые можно использовать как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях с детьми младшего и стар...