Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Открытка-тоннель»
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Открытка-тоннель»

 Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическими работниками образовательных учреждений при организации кружковой работы и работы творческих объединений.

Введение

Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. В связи с этим, трудно переоценить роль личности педагога ДО в процессе развития творческих, креативных способностей обучающихся. 

Характеристика техники «Аппликация»

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

 

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

 

\

 

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами.

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

         Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с  помощью гуаши и воды.

 

 

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Объемная аппликация

Почти всем деткам нравятся поделки из цветной бумаги, можно делать аппликации, объёмные поделки

План мероприятия.

Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

  Задачи:

познакомить педагогов с многослойной техникой изготовления открытки;

обучать последовательности действий, использованию методов и приемов многослойной техники на примере изготовления открытки;

создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;

способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Ожидаемые результаты мастер - класса:

повышение креативности педагогов;

возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;

изучение разработки по теме мастер-класса;

рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков и приемов многослойной техники из бумаги в процессе работы;

создание открытки , проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.

Методическое оснащение занятия:

Методы:

интерактивный (словесный, наглядный, практический);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы:

объяснение;

консультация;

рассказ;

беседа с показом практических действий;

создание произведений декоративно-прикладного искусства;

Использование наглядности:

образцы готовых работ, выполненные педагогом;

схемы поэтапного выполнения изделий;

Материалы и инструменты:

бумага белая, цветная;

шаблоны для вырезания мать и дитя;

ножницы, клей;

Структура плана-конспекта мастер-класса на тему «Открытка-тоннель"
- вступительная часть, где ведущие мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия его ожидаемые результаты;
- теоретическая часть мастер-класса, рассказ ведущих, о технике мастер-класса;
- практическая часть мастер-класса, участники мастер-класса приступают под руководством ведущих мастер-класса к выполнению поделки;
- комментирующая часть, где ведущие мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
-  выставка работ, фотографии работ всех участников мастер-класса  ;                                                                                                                                      -подведение итогов ведущими мастер-класса;
- список используемой литературы и Интернет-ресурсов.

Ход мастер-класса.

 Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

- Открытка или открытое письмо не имеет определенного дня рождения. Был длинный путь ее развития и превращения в привычный для нас вид. Но тем не менее конец 19 века историки считают периодом расцвета искусства создания открытки. Открытка являлась одним из видов почтовой связи. В наше время это стало мало актуальным, так как появились более скоростные варианты передачи информации (сотовая связь, интернет). Сегодня мы воспринимаем открытку, как атрибут праздника и способ поздравления. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году. Считается, что дальними предками открытых писем были русские народные или лубочные картинки. Это были гравированные листы, которые раскрашивались вручную и с помощью них в старину украшали жилища крестьяне и ремесленники. Лубочными картинками для красоты оклеивали старинные сундуки, ими украшали стены своих крестьянских изб многие бедняки. Сам по себе лубок был источником информации: он служил для поучения и развлечения, украшения и обучения. Картинки были для простого народа подобием учебников по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения. По этим картинкам люди узнавали об архитектурных ценностях, удивительных местах, диковинных существах. На прилавках магазинов можно встретить открытки в виде животных, цветов, насекомых, машин. Люди стали изготавливать открытки своими руками. И до сих пор ни один праздник и ни одно поздравление не обходится без яркой красочной открытки.

- Сегодня мы с вами будем делать многослойную открытку из бумаги, такие открытки –картинки можно изготавливать по разным тематикам к праздникам, так и декоративно-познавательные.

Мир будет счастлив только тогда,                                                                                         когда у каждого человека  будет душа художника,                                                                                                                         иначе говоря, когда каждый находить радость в своём труде.  (Роден)

-Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.  

Шаг 1. Нам понадобятся бумага белая и цветная, ножницы, клей-карандаш. Для начала из листов прямоугольной формы мы делаем «гармошку», нам понадобятся 2 «гармошки», важно для того чтобы работа получилась аккуратной и красивой соблюдать пропорции складывания «гармошки».  Итак, «гармошки» готовы.

Следующий этап изготовление внутреннего плана открытки.

Шаг 2. Вырезаем шаблон, приклеиваем посередине цветного прямоугольного шаблона.

Шаг 3. Проявляя свою фантазию, украшаем цветную поверхность сердечками, цветочками и т.д.

Шаг 4. Проявляя свою фантазию, украшаем заготовку с вырезанным «тоннелем», не перекрывая «тоннель» вырезанными деталями.

Шаг 5. Аккуратно приклеиваем к цветной прямоугольной заготовке одну и вторую гармошку по узким краям прямоугольника.

Шаг 6. Аккуратно приклеиваем к бокам «гармошек» прямоугольник с «тоннелем».

Итак, наша открытка-тоннель готова. Просим вас рассмотреть и оценить свои работы, рассмотреть работы своих коллег насколько разными и красивыми получились ваши открытки.

А нам остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем мастер-классе, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Список литературы:

 1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2017.

 2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2016 г.

 3.  Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.

 4. http://www.moscatalogue.ru/video/oT0b00heZ1I.html

                                                     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Реализация образовательной области " Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте, с использованием социоигровой технологии".

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. ...

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Открытка-тоннель»

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Открытка-тоннель» Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «...

Мастер-класс Нетрадиционная техника декоративно-прикладного искусства "Декупаж"

Познакомить с техникой «Декупаж», показать особенности работы в этой технике...

План – конспект мастер класса на тему «Декоративно-прикладное искусство - квиллинг»

мастер класс для воспитателей на тему «Декоративно-прикладное искусство -  квиллинг». формирование представления у педагогов о декоративно-прикладном искусстве— квиллинг, з...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Декоративно-прикладное творчество, как способ самопознания и исцеления через творческое самовыражение»

Цель мастер-класса:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе коллективной творческой деятельности по теме «Декоративно-прикладное творче...

Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...

Мастер-класс на тему: «Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческой активности родителей с детьми 4-5 ти лет»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской областисредняя общеобразовательная школа №6 города Сызранигородского округа Сызрань Самарской областиструктурное подразделение,...