Мастер-класс на тему: «Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческой активности родителей с детьми 4-5 ти лет»
материал по аппликации, лепке (средняя группа)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №6 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы
дошкольного образования – «Детский сад»
Мастер-класс
на тему: «Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческой активности родителей с детьми 4-5 ти лет»
Разработала:
Воспитатель: Главатских
Валерия Владимировна.
Сызрань 2023 г
Цель:
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи:
1.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;
2.Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном творчестве;
3.Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Развитие и процветание любого государства невозможно без роста творческого и нравственного потенциала его граждан. Сегодня Россия остро нуждается в творчески, нестандартно мыслящих гражданах, умеющих, на основе этого создавать оригинальные проекты и воплощать их в жизнь. Только такой ребенок может стать способным и сознательным членом общества.
Важную роль процессе развития творческих способностей играет эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством. Изобразительное искусство позволяет посредством изображения не только рассказывать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства. Занятия искусством направлены на снятие психологических и интеллектуальных перегрузок, возникающих на занятиях общеобразовательного цикла.
Возникает необходимость вовлечения в творческую деятельность основной массы родителей и детей, не обладающих ярко выраженными творческими способностями. Мастер-класс-одна из форм творческой деятельности педагога по систематизации и демонстрации профессионального опыта.
Термин «декоративное творчество» широк по охвату понятий. Декоративное творчество многом связано с художественной промышленностью и дизайном. А это сейчас модно. Занятия творчеством компенсирует неизбежность ограниченность дошкольного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. «Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, отхожими промыслами, это значит, мужики ходили на заработки в города.
Кустарные промыслы давали не плохие доходы и ими занималось до половины крестьянских дворов.
Некоторые крестьяне постепенно, становились хозяевами фабрик. Так вот и складывались у нас промыслы. С одним из этих промыслов мы с вами сейчас познакомимся. Дымковская игрушка-одна из русских народных глиняных художественных промыслов.
Оборудование:
образцы гжельской росписи, жостовские подносы, дымковские игрушки, хохломская роспись-доски и вазы, лист для рисования формата А 4, матрешек , лошадок, барынь, кисточка №3, гуашевые краски, стаканчик с водой, соленое тесто.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас в мастерской народных промыслов.
- Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своей семьи, своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта. Таковым является декоративно-прикладное творчество.
Народное искусство богато и разнообразно. И сегодня, в современном мире, почти в каждой семье есть произведения народных мастеров – русская матрешка, гжельская посуда, хохломские ложки, миски, жостовские подносы, павлопосадские платки и т.п.
- А у Вас дома есть предметы декоративно-прикладного творчества и какие?(ответы родителей)
Послушайте стихи и назовите название дымковских игрушек.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дымковская игрушка.
Водоноска.
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк!
Няня.
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастёшь.
Скажите, пожалуйста, знаете ли вы элементы росписи и из каких материалов изготовлены предметы декоративно-прикладного искусства?
Варианты ответов родителей: глина, дерево, металл.
-Как можно заинтересовать детей к декоративно-прикладному творчеству и как привлечь их внимание?» (ответы родителей).
Добавить от воспитателя как можно заинтересовать
А сейчас я приглашаю вас в мастерскую для изготовления и росписи дымковской игрушки.
Обратите внимание на образцы дымковской росписи на доске.
Предлагаю вам выбрать свой шаблон для росписи.
А из соленого теста вы так же слепите ту же игрушку.
По окончанию работы прошу оставить изделия в нашем центре «Народного творчества».
Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Наше путешествие в мастерскую народных промыслов подходит к концу.
Рефлексия. "Шляпа пожеланий"
Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в «Шляпу пожеланий».
Какие для себя народные промыслы вы узнали? Какие вопросы возникли после проведения мастер – класса? Что вам понравилось?
Я вижу замечательные совместные работы родителей и ребят. Спасибо всем за внимание!
Заключение
Сегодня мы не только узнали и приемах росписи дымковской игрушки, но проявили интерес к традиционной культуре народа, изготовили дымковскую игрушку из соленого теста. Мы убеждены, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучать к старательному, добросовестному труду.
Список литературы
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.
Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.
Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. – М., 2009.
Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.
Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.
Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 4 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.
Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.
Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей
У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...

План работы по методической теме "Музыкально-ритмические движения как средство развития творческой активности детей".
План разработан для всех возрастных групп (кроме ясельных)...

ПРОЕКТ «Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей» по теме: «Уральское подворье»
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и эксп...

Опыт педагогической деятельности по теме" Театрализованные игры, как средство развития творческой активности детей"
Материал включает в себя обобщенный опыт работы с детьми по развитию творческого потенциала средствами театрализаии....

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...

Опыт работы по теме «Организация образовательного пространства группы как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста»
из опыта работы развитие творческой активности детей дошкольного возраста...
