Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»
Материалы по теме самообразования:
«Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
Педагог дополнительного образования
Паршина Николь Владимировна
2023 – 2024 г.
«Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
№/п | Сроки | Тема | Форма отчетности |
1 | Сентябрь | Изучение нормативно-правовых документов Изучение организационно методической литературы по теме самообразования. | Теоретические знания педагога. Подбор методической литературы. Информация для родителей на сайте ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование» |
2 | Октябрь | Развитие конструктивных, творческих, познавательных и игровых способностей детей в процессе изготовления игрушки-дергунчика. | Мастер-класс по конструированию «Игрушка-дергунчик» Презентация. Фотоотчет. |
3 | Ноябрь | Подготовка и проведение НОД по конструированию на развитие умения детей реализовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в ходе индивидуального и совместного конструирования. | Открытое занятие по конструированию «Детская площадка глазами детей» Презентация. Фотоотчет. |
4 | Декабрь | Развивающая предметно-пространственная среда с использованием современного технического оснащения в конструктивной деятельности. Оформление рекламного проспекта по конструктивной деятельности в ДОУ. | Выступление на педагогическом совете с докладом «Использование предметно - пространственной среды в конструктивной деятельности. Центр конструирования и моделирования» Видеоролик. Изготовление буклета для родителей детей дошкольного возраста. |
5 | Январь-февраль | Развитие творческих способностей детей посредством использования инновационной технологии ТИКО-моделирования в дошкольном возрасте. Использование интерактивного оборудования на занятиях конструирования. Игры для занятий на интерактивной тумбе, способствующие развитию творческой активности детей. | Семинар-практикум для педагогов. Презентация. Мастер-класс. Мастер-класс для педагогов. «Использование в обучении интерактивной тумбы» Подборка развивающих игр для интерактивной тумбы. |
6 | Март | Развитие творческих способностей детей в процессе занятий с помощью конструктора «Построй свою историю» | Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием набора LEGO Education «Построй свою историю» |
7 | Апрель | «Конструирование с использованием робототехники» Подготовка и проведение НОД по конструированию с использованием робототехники на приобщение детей к основам технического конструирования, развитие творческой активности и самостоятельности. | Открытое занятие по конструированию с использованием робототехники. «Юные архитекторы» Презентация. Фотоотчет. |
8 | Май | Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ | Семинар-практикум для родителей. Презентация. Мастер-класс. |
9 | Июнь-август | Оформление отчета по теме самообразования: « Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДО» | Отчет, статья по теме. |
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, и отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Цель моей работы по самообразованию это – показать на практике влияние конструктивной деятельности на развитие творческой активности и самостоятельности детей, способности к целеполаганию и познавательным действиям, развитию интереса к конструированию и моделированию.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Раздел «Робототехника» осуществляет интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе по конструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также
общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию
воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в 4
этапа:
1.На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и
инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по
образцу.
3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком
программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели.
Гипотеза: конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста приобщает к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приощается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Развивается интерес к конструированию и моделированию.
Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002112-1516966766.jpg)
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-410089-1569518817.jpg)
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО."
Материал по самообразованию...
Перспективный план самообразования на 2016-2020гг «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Программа по самообразованию Жарковой Анастасии Михайловны (воспитатель первой квалификационной категории)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1316112-1613649229.jpg)
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22394065","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/02/picture-61674-1349158610.jpg)
План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ
План самообразования на 2022 - 2023 учебный год...