Опыт педагогической деятельности по теме" Театрализованные игры, как средство развития творческой активности детей"
учебно-методический материал

Гарькина Ольга Евгеньевна

Материал включает в себя обобщенный опыт работы с детьми по развитию творческого потенциала средствами театрализаии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры, как средство развития творческой активности детей.

Введение.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт педагогической деятельности по теме «Театрализованные игры, как средство  развития творческой активности детей»

Работа по данной теме мною ведется уже очень давно. Мой педагогический стаж на данный момент составляет 9 лет, и более половины этого времени я работаю с театрализованными играми и накапливаю опыт по развитию у дошкольников творческих способностей.  Работа в данном направлении мною ведется со второй младшей группы и заканчивается в подготовительной.  Такой подход к работе позволяет обеспечить преемственность  между возрастными этапами и улучшить показатель по развитию у дошкольников творческих способностей средствами театрализованных игр.

Работа над развитием у дошкольников не шаблонного мышления остается актуальной во все времена. Одна из важнейших задач воспитания в детском саду это развитие творческого потенциала у детей. Формирование личности, способной нестандартно мыслить, с высоко развитым познавательным интересом. Личность яркую, открытую, креативную. Театрализованная деятельность является эффективным средством для решения этой задачи. Театр и игры понятны ребенку, это его стихия.

Несомненно, что театрализованная деятельность является одной  из самых доступны видов искусства для детей, которая хорошо интегрируется в ДОО с другими видами деятельности. При развитии творческой активности у детей большую роль играет развитие эмоционально-эстетических качеств. Театрализованная деятельность и театрализованные игры являются неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Все свои фантазии выдумки, впечатления ребенок зачастую воплощает в живые образы и действия. Ребенок получает огромное  наслаждение от обыгрывания увиденных им сюжетов или картин. Придумывая различные сюжеты для игр, у детей формируются духовно- нравственные качества. Появляется четкая граница в понимании добра и зла, раскрываются личностные качества:  гуманность, сочувствие, умение помогать, смелость, воля, доброта, отзывчивость. Через театрализованную деятельность ребенок познает мир умом и сердцем. Не секрет, что систематически  вовлекая дошкольников в театрализованную деятельность сводится к минимуму,  такая распространенная среди детей проблема как застенчивость, неуверенность в себе, робость. Посредством театрализации происходит процесс  самовыражения и самореализации ребенка. Она также позволяет решать многие педагогические задачи, связанные с формированием у детей речевого аппарата: совершенствуется монологическая и диалогическая речь, расширяется словарный запас,  происходит становление грамматически правильного строя речи. Через театрализованную деятельность происходит формирование  социально-коммуникативных навыков поведения: умение общаться со взрослыми и сверстниками, выражать и отстаивать свою точку зрения. Помимо этого  театрализованная деятельность способствует развитию интеллектуального, музыкального и художественно-эстетического восприятия.

Таким образом, хочется отметить, что театрализованная деятельность является эффективным средством  для всестороннего развития ребенка, поэтому использование ее в работе с детьми считаю целесообразной и необходимой.

Основополагающим условием для формирования и становления педагогического опыта является то, что  игра выступает ведущим видом деятельности в д/с, а театрализованная деятельность очень тесно связана с игрой. К тому же театрализованная деятельность это самый распространенный вид творчества позволяющий раскрывать, формировать и развивать творческие способности у детей. Такие как: умение нестандартно мыслить, умение четко, ясно выражать свои мысли, умение находить выход из проблемной ситуации, развитые  воображение, фантазия, интерес к познанию нового, развитие логическое мышление, умение познавать и видеть окружающий мир.

Кроме того театрализованная деятельность-это источник приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям, которые формируются детей через художественно- литературные произведения, часто используемые в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей эмпатию, т.е умение распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию ребенка, выполняя одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Совокупность всех перечисленных выше факторов, а так же желание сделать  пребывание ребенка в детском саду  ярче, интереснее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческого начала у детей очевидно. Именно по этой причине моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, социально-коммуникативных навыков и на раскрепощение детей, через театрализованные игры.

Для успешной реализации опыта необходимо выполнение следующих факторов:

  1. Создание предметно- пространственной  среды.
  2. Разработка плана по систематичному приобщению дошкольников к театрализованной деятельности.
  3. Обеспечение взаимосвязи театрализованной  деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.
  4. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Вопросами приобщения детей к театрализованной деятельности занимались многие советские и российские педагоги. Их работы, раскрывающие роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности детей являются опорными, для реализации моей работы.

  1. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности», М.: Мозаика-Синтез,2015, 160 с.
  2. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»/ М.Д, Маханева, Сфера, 2004-128 с.
  3. Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Великий Новгород,2006, 126 с.
  4. Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий», М.: Т «Сфера», 2009, 176 с.
  5. Т.А. Егорова «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет», Волгоград, Учитель, 2013, 13 с.
  6. Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок», М.:, 2010

Технология опыта.

Внедрение элементов театра  в общий образовательный  процесс в доо и развитие творческой активности у детей  средствами театрального искусства, работа длительная и кропотливая, не приемлющая спешки и поверхностного отношения.

Для достижения максимального результата по развитию у дошкольников творческого потенциала считаю целесообразным вести работу по всем пяти образовательным направлениям: познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое, социально-коммуникативное

Методы и приемы:

1) Словесные методы (беседы, дискуссии, чтение художественной литературы).

2) Наглядные методы (рассматривание демонстрационного материала, наблюдение).

3) Практические методы (упражнения на развитие мимики, пластики, разыгрывание этюдов, сказок, экскурсии)

4) Игровые методы (игровое творчество: песенное, танцевальное, игры–драматизации, игры-превращения, дидактические игры).

Работа с детьми

  1. Беседа на тему « Культурные центры города»

2) Знакомство с эмоциональными состояниями «Радость» и «Грусть».

3) Игра «Сочини сказку».

4) Обыгрывание этюдов «Покупка театрального билета», «Утешение».

5)Просмотр кукольного спектакля «Золотая Антилопа»

6) Художественное творчество. Рисование «Театр, который мне запомнился»

Работа с родителями

1) Устный опрос «Роль театра в вашей жизни ?»

2) Консультация «Театр детям. Плюсы и минусы»

3) Организация совместного посещения  Городского детского центра театра и кино «Крошка».

Работа с детьми

1) Ритмопластика «Снеговик», «Баба Яга».

2) Настольный театр: обыгрывание  р.н.сказки «Заюшкина избушка».

3) Инсценирование сказки «Репка» для детей младшего дошкольного возраста.

4) Художественное творчество. Аппликация  «Буратино в театре Карабаса-Барабаса».

5) Игра на действие с воображаемыми предметами  «День рождения».

6) Дискуссия « Театр: за и против».

7) Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки  персонаж»

Работа с родителями

1) Организация фотовыставки «Все в театр»

2) Информационный стенд «Разнообразие театров города»

Работа с детьми

1) Игра-превращение «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем».

2) Игра с  скороговорками «Испорченный телефон».

3) Художественное творчество. Рисование «Изготовление билетов к спектаклю «Айболит».

4) Ритмопластика «Тучка».

5) Чтение тараторок, скороговорок, отгадывание пантомимических загадок.

6) Подготовка к спектаклю «Доктор Айболит».

Работа с родителями

1) Организация выставки детских рисунков на тему «Театр в жизни ребенка».

2) Помощь в изготовлении декораций и костюмов.

3) Подборка детских аудио-книг для прослушивания дома.

4) Показ спектакля «Доктор Айболит»

Результативность опыта.

Использование различных методов и приемов, а также включение театрализованной деятельности во все образовательные направления способствуют достижения положительного результата. А именно осуществление главной цели: развитие творческого потенциала дошкольников.

Систематическое приобщение дошкольников к театрализованной деятельности, использование театрализованных игр во всех видах детской деятельности способствовало достижению следующих результатов.

  1. Всестороннее развитие  дошкольников.
  2. Обогащение и расширение знаний дошкольников о театральной деятельности.
  3. Организация предметно-пространственной среды позволила дошкольникам включаться в театрализованную деятельность обособленно, без помощи взрослого. Возросла самостоятельность дошкольников в выборе игрового сюжета.
  4. Дошкольники научились пользоваться средствами эмоциональной выразительности, используя мимику, жесты, интонацию
  5. Обогатился активный и пассивный словарный запас детей, улучшился грамматический строй речи. Дошкольники научились вступать в диалог, вести монолог.
  6. Обогатилась эмоциональная сфера дошкольников. У многих ребят прошло чувство скованности, напряжения. Ребята научились выступать на публике, получая удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми.
  7. Дошкольники научились различным способам действий с театральными атрибутами.
  8. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимание, мышление, память, воображение.

Анализ результативности проведенной мною работы говорит о том, что театрализованная деятельность уникальна в процессе формирования и развития у дошкольников творческого потенциала. Об этом свидетельствуют следующие практические показатели:

  1. Положительная игровая динамика дошкольников во время проведения занятий с элементами театра.
  2. Активность, раскрепощенность дошкольников в играх со сверстниками, взрослыми.
  3. Умение дошкольников импровизировать, находить нестандартные решения проблем.
  4. Активность, творческая самостоятельность в игровой деятельности.
  5. Желание принимать участие в играх с элементами театрализованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей

У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...

"Использование игровых приёмов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности" курсовая работа

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Изобразительн...

«Театрально-игровая деятельность как средство развития творческой активности детей»

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в воспитательно-образовательном процессе. Современные дошкольные учреждения ищут новые г...

Совместная деятельность воспитателя с родителями как средство развития творческой активности детей.

В данной статье рассказывается о методах , приёмах и формах работы с родителями в детском саду для развития творческой активности детей и их родителей....

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...