Алгоритм составления индивидуального маршрута для ребёнка
консультация по логопедии по теме

Захарова Оксана Владимировна

Этот материал был использован на районном УМС учителей-логопедов и педагогов-психологов. Сообщение сопровождалось слайдовой презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на УМС

по теме

 «Разработка

индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»

        

                                                    Поготовила: учитель-логопед

                                              МБДОУ детский сад №8 «Тополёк»

                                                Захарова Оксана Владимировна

рп. Чегдомын

февраль 2016 г. 

Слайд 1. «Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребёнка дошкольного возраста»

Слайд 2. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с его требованиями (пункт 3.2.3.), при реализации образовательной Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (диагностика). Результаты педагогической диагностики  могут использоваться для:

- Оптимизации работы с группой детей;

- Индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

О необходимости поддерживать индивидуальность каждого ребенка говорится издавна. Всегда главной ценностью для педагогов была личность ребёнка, её уникальность и неповторимость.  В современных же условиях разговор идёт о том, что  индивидуальная работа не должна нести бессистемный, эпизодический характер. Для решения этой задачи педагоги используют разные  личностно-ориентированные  педагогические технологии, одной из которых  является …

Слайд 3. разработка и реализация Индивидуального образовательного маршрута.  Об этом сегодня и пойдёт наш разговор.

Анализ материалов, которые выкладываются в Интернете по этой теме, показывает, что до сих пор нет чётко установленных нормативов по созданию алгоритма ИОМ. Более того, разные авторы вкладывают разный смысл в это понятие, а порою даже путаются в определениях. В разных источниках  используются такие понятия как «ИОМ», «Индивидуальный учебный план», «Индивидуальная развивающая программа», «Индивидуальная образовательная траектория», «Программа индивидуального сопровождения ребёнка».

Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.

Слайд 4. Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

Образовательный – целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие.

Маршрут – путь  личностного роста (воспитания, развития, обучения) человека.

Слайд 5. Т.о., Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения конкретного человека, который направлен: на его воспитание (ответственности, трудолюбия и т.д.), на развитие (физических способностей и т.д.) и на обучение.

Иными словами, индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогом (педагогами) персональный путь развития ребёнка и реализации его личностного потенциала.

Как видим, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. А именно, индивидуальный образовательный маршрут:

  •  связан с конкретной образовательной целью;
  •  связан с условиями её достижения;
  •  создаётся до начала движения;
  •  обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом.

Слайд 6. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

 

Слайд 7. Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

- образовательными потребностями;

- индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы);

- существующими стандартами содержания образования.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Слайд 8. Построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей дошкольников. Основанием для дифференциации воспитанников может быть:

  • возрастная категория;
  • физические и психофизические особенности;
  • социальный фактор;
  • уровень владения обучающимся учебно-предметными знаниями и умениями;
  • особенности интересов, склонностей, способностей;
  • особенности характера.

Слайд 9. Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

  1. Обследование детей (диагностика), анализ состояния их психического и физического развития, выявление  индивидуальных особенностей.
  2. Постановка цели и определение образовательных задач.
  3. Определение  срока действия маршрута.
  4. Отбор содержания образовательного маршрута.
  5. Определение вероятных результатов реализации.
  6. Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
  7. Подведение итогов работы.

Слайд 10. 1-ый этап - этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Это и педагогические (воспитательские) методики, и логопедические, и психологические (тесты Стенфорда-Бине, Векслера), анкеты для родителей, тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?», методика «Оценка общей одарённости», изучение медицинских документов (диагноз и показания врачей)  и др.

На данном этапе происходит выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: выявление индивидуально-психологических особенностей, выявление трудностей в обучении, определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии, выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. А самое главное - выявление причин трудностей ребенка.

Слайд 11. 2-ой этап -  Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Слайд 12. 3-ий этап - «Определение времени» - не должен вызвать у педагога затруднение. По согласованию с родителями, срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо учитывать совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой.

Слайд 13. 4-ый этап - «Разработка содержания образовательного маршрута» - самый сложный и трудоёмкий. Педагогу необходимо совместно с родителями и специалистами ДОУ определить темы занятий, сделать подборку игр и упражнений дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Слайд 14. 5-ый этап - «Определение вероятных результатов».

        Слайд 15.  6-ой этап - «Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута». Здесь происходит выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:

 - положительная динамика: высокий уровень;

- положительная динамика: выше среднего уровень;

- относительно положительная динамика: средний уровень;

- незначительная динамика: низкий уровень;

- отрицательная динамика(невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ);

- волнообразная динамика;

- избирательная динамика. В случае, если сравнительный мониторинг показывает «без динамики», т.е. мы видим те же цифры, что были в начале работы, то этот факт указывает на необходимость внимательно отнестись к корректировке образовательной работы.

Слайд 16. 6-ой этап - Подведение итогов работы

Слайд 17. Индивидуальный образовательный маршрут может строиться и несколькими участниками - специалистами ДОУ. Для этого на заседании психолого-медико-педагогического консилиума формируется “команда” специалистов: учитель-логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к ребёнку. Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Слайд 18. Все этапы диагностики, отражаются в «Индивидуальной карте развития ребёнка». Затем коллективно составляется  и утверждается индивидуальный образовательный маршрут с  разработкой плана конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Дополнительный материал:

Варианты определений ИОМ:

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образова-тельная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осу-ществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопре-деления и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш.Ю.Амонашвили)

По М.И. Башмакову, ИОМ - это структурированная программа действий ребёнка на некотором фиксированном этапе обучения.

По М.Ю. Лукьяновой, ИОМ - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемая в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребёнка на протяжении определенного времени.

Под программой индивидуального сопровождения понимается модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенная на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющая последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

 Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации педагога-психолога по составлению индивидуального маршрута

рекомендации педагога-психолога по составлению индивидуального маршрута...

Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС

Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...

Опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка учителем-дефектологом.

В материале представлен опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка  учителем-дефектологом....

Методические рекомендации по составлению индивидуального маршрута развития воспитанника

Даны методические рекомендации по составлению образовательного маршрута воспитанника...

Составление индивидуальных маршрутов в свете ФГОС.

Информация для воспитателей о содержании и требованиям к инд. маршрутам....

Тема: «Составление индивидуального маршрута сопровождения для детей с ОВЗ» (Синдром Дауна)

Дети с синдромом Дауна имеют ряд особенностей не только в физическом, но и психологическом плане. В зависимости от степени своего развития эти черты бывают более или менее выражены. Они очень сильно о...

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...