Консультация «Конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Утина Наталья Павловна

Данная консультация поможет родителям правильно подобрать для своих малышей разные виды конструкторов в зависимости от возраста и интересов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_utinoy_o_konstruirovanii-na_sayt.docx326.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №35

Консультация

 для родителей

«Конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»

http://eng.picopok.com/uploads/gallery_image/89/variant1_640q.JPG

Составила: старший воспитатель Утина Н.П.

г. Саров, 2018г.

Если приглядеться внимательнее к играющим детям – можно увидеть, что их игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у детей нет конструктора, они создают игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, ткани, а также разнообразного природного материала. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? Давайте разберемся…

В процессе конструирования  у ребенка развиваются все психические процессы:

  • пространственное мышление («право», «лево», «выше»,  «ниже» и др.) и конструктивные способности ребенка (как надо создать тот или иной объект);
  • образное мышление (создавая конструкцию,  ребенок ориентируется на некоторый образ того, что получится);
  •  речь (название деталей строителя, планирование действий, описание расположения деталей в постройке);
  • мышление  (анализ, синтез);
  • внимание, усидчивость, организованность, самостоятельность (умение доводить начатое до конца, планировать свою деятельность);
  •  мелкая моторика, глазомер; 
  • фантазия, воображение. 

Игры с конструктором полезны как мальчикам, так и девочкам,  как маленьким детишкам, так и школьникам. 

Самым первым конструктором в жизни ребенка являются  простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.  Позже  количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором,  после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого  и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных  построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 - 5  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого  на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку  старшего дошкольного возраста  стоит приобрести  деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские»  названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному  возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,  привлекать внимание детей  к архитектурным и художественным достоинствам различных  сооружений  (церкви, театры, мосты,  башни, маяки).                                                                                

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.  

Но как не ошибиться, выбирая конструктор? На какие параметры ориентироваться и на что обращать внимание? Рассмотрим по порядку.

        Критерии, по которым нужно оценивать изделие:

  • Безопасность – отсутствие острых углов, сколов, вредных материалов.
  • Качество красителей – фигурки не должны пачкать руки, а палитра должна быть гармоничной.
  • Функционал – чем он шире, тем дольше игрушка интересна. В идеале в наборе должны быть детали не только для сбора заданной конструкции, но и для создания авторских фигур, которые подсказывает фантазия – так ребенок будет заинтересован дольше.
  • Количество юнитов. Здесь работает правило: старше дитя - больше деталей.
  • Легкость хода элементов – они должны крепиться прочно, но легко, без необходимости сильного давления.
  • Проверенный производитель. Ориентируйтесь на наличие сертификатов и известный бренд.
  • Нейтральный запах, спокойные цвета – признак качественного изделия, которое понравится вашему ребенку и не причинит ему вреда.


Подбираем  конструктор под индивидуальность малыша:

  • возраст;
  • пол;
  • предпочтения и интересы.

Возраст

Возрастной критерий – один из самых главных. Основной принцип здесь: чем старше ребенок, тем мельче части игрушки-конструктора могут быть и тем большее их количество целесообразно. Для самых маленьких достаточно 10-15 элементов.

0-2 года

Если ваш ребенок – совсем еще малютка, выбирайте наборы из пластичных материалов, в яркой, но не кислотной палитре, простых геометрических форм и с деталями покрупнее, от 5 см в диаметре. Количество элементов: от 6 до 10 будет достаточно. Подойдут мягкие, деревянные и пластмассовые изделия и мозаики.

3-4 года

Для детей этого возраста можно покупать конструкторы посложнее: гибкие, игольчатые, с пазами, магнитами и блоками – они начинают интересоваться разнообразием. Подойдут вариации со светящимися, подвижными элементами, присосками и щетинками, стимулирующими пальчики и ладони.

5-6 лет

Дошкольники еще интересуются простыми геометрическими формами, но в настоящий восторг приходят от тематических игрушек. Им уже хочется по-настоящему творить – можно покупать сеты «на вырост», с 30-40 мелкими элементами и нестандартными крепежами. Разбавьте игровой ассортимент сына или дочери новыми металлическими или электронными вариантами со звуковыми сенсорами, липучими и светящимися модулями в стиле радиоуправляемого вездехода «Лидер» от компании «Знаток».

7-8 лет

Большим спросом, в этом возрасте у детей пользуются темы кораблестроения, технических приспособлений и космоса. Побалуйте юных изобретателей подвижными механизмами наподобие «Театра» от «Ugears» или подарите путешествие в будущее с концептом «Автомобиль будущего» от «Gigo».

Пол и предпочтения

Техника, роботы, военные базы, самолеты и машинки – выбрав одну из этих тем, не ошибетесь, подбирая подарок для мальчика. Девочкам лучше приобретать варианты с человеческими фигурками, темой мультфильмов, замками, подводными обитателями.

        Виды конструкторов:

  • кубики

Самый простой детский конструктор – мягкие или твердые кубики, предназначен для малышей до 1 года. Маленькому ребенку важно знакомиться с предметами, цветом и формой, щупать их и пробовать на вкус.

Когда будете выбирать кубики для своего ребенка, не забудьте обратить внимание на материал (они могут быть из дерева, пластмассы или тканевые), размер (совсем маленькие неудобны для малышей, а большие неинтересны детям постарше) и качество материала (сильно яркие цвета могут говорить об их плохом качестве). Кроме того, на кубиках могут быть нанесены рисунки или буквы, что добавляет возможностей по-разному поиграть с ними маме и ребенку.

как выбрать конструктор

  • фигурки-вкладыши 

Их изготавливают из самых разнообразных материалов и разных уровней сложности: самые простые, например, собрать зайчиков по росту и более сложный вариант, где собирается общая картинка из геометрических фигур-вкладышей. Детские конструкторы-вкладыши очень полезны для развития пространственного воображения, так как для сборки таких конструкторов ребенок должен уметь представить, как будет выглядеть картинка целиком, что и способствует развитию малыша.

как выбрать конструктор вкладыши

  • строительный набор 

Это пластмассовый или деревянный конструктор, который  представляет собой набор кубиков, конусов и строительных блоков. Это хорошо знакомый всем взрослым вариант еще из их детства. Он развивает воображение, моторику и абстрактное мышление. Деревянные конструкторы будут интересны для самых маленьких детей

как выбрать конструктор

  • Металлические конструкторы

Металлические конструкторы можно смело отнести к классике. При выборе металлического конструктора экономить не стоит. В дешевых наборах детали выполнены из такого тонкого металла, что собрать его по схеме ребенок не сможет. Поэтому во избежание огорчения и лишних трат лучше не экономить.

Металлические конструкторы подойдут для детей постарше

  • Тематические наборы

Из них можно построить дом, автомобиль, зоопарк, робота, космических пришельцев и многое другое. Такие игрушки позволяют проигрывать различные ситуации, развивают фантазию и воображение.

Для самых маленьких покупателей предназначена серия «Лего Дупло». Большим плюсом ее являются крупные яркие детали, интересные сюжеты, которые делают привлекательным «Лего Дупло» для малышей от 2 лет. Среди конструкторов для детей есть отдельная игра-конструктор для мальчиков или для девочек, но в основном они универсален. Можно купить не только тематические, но и универсальные наборы «Дупло».

  • Мозаика

Собирание мозаики очень важно для развития воображения и творческого мышления, а также психического развития ребенка в целом.

мозаика

  • блочный конструктор

Это популярный бренд «Lego»  Из такого конструктора можно собрать большое количество самых разнообразных предметов: начиная от домика и заканчивая роботом-трансформером.

Такие наборы делают из пластика. Этот простой конструктор будет развивать моторику и мышление малыша. Чем старше малыш, тем сложнее конструктор. Сложные наборы содержат уйму мелких деталей и способны подарить долгие часы увлекательного досуга не только ребенку, но и старшим членам семьи.

Блочные конструкторы бывают разными и рассчитаны на любой возраст. Собирать их может как годовалый карапуз, так и более «продвинутый» строитель. Для пользователей помладше крепления блоков самые простые, а детали наборов для детей постарше скрепляются жестче.

Чаще всего в набор блочного конструктора кроме блоков входят разные минифигурки животных, людей, машинки. Такие игрушки бывают универсальными, то есть из них можно соорудить все, на что хватит фантазии ребенка, и тематическими.

  • Конструкторы с болтовым соединением

Ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возраста по душе придется конструктор с болтовыми соединениями. Такие игрушки выпускают как из металла, так и из пластика. Эти наборы позволяют развить инженерную смекалку, построить множество интересных моделей.

  • Магнитные

Магнитные конструкторы сегодня очень популярны. Самые известные производители — «Магнетик», «Смартмакс», «Магформерс». Это увлекательная игрушка, но при ее приобретении с целью безопасности предпочтение надо отдавать проверенным, пусть даже более дорогим, производителям. Перед покупкой следует убедиться наличии сертификатов.

«Магформерс» подойдет детям от 2 лет. Есть серии универсальные или предназначенные только для мальчиков или девочек. Можно отметить высокое качество исполнения этой игрушки – магниты встроены так крепко, что малыш не сможет их достать.

Совет напоследок:

Конструкторы для детей не устаревают, постоянно совершенствуются и всегда соответствуют требованиям времени. Их множество: простых и сложных, рассчитанных на разный возраст, пол ребенка, интересы и предпочтения.

Учите малыша познавать мир от элементарного к сложному. Вначале покажите, что делать с набором и к чему это приведет, и отпускайте чадо творить самостоятельно. Помогайте и направляйте, но не делайте все за него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сортер - полезная развивающая игрушка для детей.

Данный материал рекомендован воспитателям и родителям детей младшей группы....

«Конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Крупская Н. К....

Конспект занятия по конструированию в старшей группе "Полезные овощи"

Цель занятия: учить детей изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.Задачи:1.       Образовательная: закрепление понятия огород. Расширить знания детей об овощах (...

Полезные, развивающие игры дома.

Игра на развитие внимания«Будь внимателен!»  (для детей 4-5 лет)Дети шагают под весёлую музыкуНа слово «Зайчики», произнесенное взрослым, дети начинают прыгать....

Консультация для родителей: "Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?"

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собств...

«Конструирование – пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор - это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо - с одной стороны ребёнок увлечен интересн...