"Куколки-подружки"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Лукина Татьяна Васильевна

Работа с детьми по изготовлению куклы-оберега."Кукла для Василисы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kukla-_skrutka_nod_1.docx147.1 КБ

Предварительный просмотр:

       

Кукла для Василисы. В народе «Скрутка».F:\DCIM\123_PANA\P1230497.JPG

Педагог Лукина Татьяна Васильевна

                                                                                           ГБДОУ №81 Приморского района Санкт - Петербурга

Материалы для изготовления: Для изготовления куклы – оберега «скрутка» понадобиться  несколько кусочков белой и набивной ткани ( 20х20 см., 15х15, 15х15, 3х18), катушечные нитки,  шерстяная пряжа, кружева, тесьма, вата, бусы и ножницы. Для изготовления куклы вам понадобиться несколько кусочков х/б ткани размером

 

 Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы.

Тема: «Куколки-подружки»

Цель:  развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа, познакомить с историей кукол – оберегов, научить изготовлять кукол.

Задачи:                                                                                                                                                 1. «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа, формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости при изготовлении куклы;

2. «Речевое развитие»                                                                                                             

Обогащать и активизировать словарь детей (оберег, скрутка, тулово, дружки…), развивать связную, грамматически правильную речь, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи  прилагательные;

3. «Познавательное развитие»

Познакомить с историей и видами народных кукол;

4. «Физическое развитие»                                                                                                   

Формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности, способствовать развитию мелкой моторики  рук (наматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости;

5. «Художественно-эстетическое развитие»                                                                   

Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления у детей.  Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

Оборудование: Ноутбук, электронные слайды, телевизор, сундук, кукла-столбушка, фоновая русская народная музыка,   карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни  «У Маланьи, у старушки», карточка по технике безопасности                                                               

Раздаточный материал:  По несколько кусочков белой (20х20, 15х15) и набивной ткани (15х15, 3х18 см.), нитки, шерстяная пряжа, кружева, тесьма, бусы и ножницы, заготовки (косички, скрутки для рук).                                                               

Предварительная работа:

Беседы на тему: «Откуда берутся игрушки», «Куклы-обереги»; рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы обереги»; рассматривание кукол- самоделок; создание в мини-музее выставки на тему: «Такие разные куклы»; чтение русской народной сказки “Василиса Премудрая”в обработке А.Н. Афанасьева, С. С.Лаврова «Русские игрушки, игры, забавы», «Белый город», Москва, 2007, разучивание русской народной игры «У Маланьи, у старушки», пальчиковой гимнастики «Наша куколка гуляла», плетение косичек, изготовление тряпичных кукол.

Технологии: Коммуникационные, игровые

           

Ход НОД

1.Организационный момент

Русская народная игра «Маланья» 

       У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

      Жили в маленькой избушке  (присесть сложить руки домиком)

      Семь сыновей (семь пальцев)

      Все без бровей, (очертить брови пальцем)

      Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

      Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

      Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

      Вот с такой головой, (очертить большую голову)

      Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

      Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

      На неё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

      И все делали вот так… (Любое движение)

- Ребята, садитесь поудобней. Посмотрите, у меня есть волшебный  сундучок, хотите узнать, что в нем? Но его так просто не открыть, нужно отгадать загадку:

Платья носит,                     Всегда послушна,

Есть не просит,                  Но с ней не скучно.   (Кукла)

- Правильно, это кукла. Но  не простая, как такие куклы называются? (Ответы детей) Да, это кукла – оберег. Мы с ней уже знакомы. Вспомните, что вы знаете о кукле?  (Ответы детей). Правильно, кукла  для Василисы из русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Она в трудную минуту помогала Василисе, оберегала девочку.  

2.Проблемная ситуация

- Посмотрите, что-то случилось с куколкой. Она «невесела - голову повесила». Давайте, спросим, что случилось?                                                                                                                                  (Куколка) – Наступила весна, хочется песни петь, хороводы водить, а одной скучно.

- Давайте сделаем ей подружек и дружков?

3. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-скрутки.

- Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.  
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики) 
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)  
До чего ж она устала (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики) 
Забралась под одеяло.  (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее). 

- А сейчас повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами (слайд1). Ребята, дайте посмотрим карточки – подсказки (слайд2). Они помогут нам в работе. Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

 –  Потрем наши ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

  Дети вместе с воспитателем делают куколок.  

Изготовление куклы.

Кукла готова! Теперь  у нашей куклы будут подружки и дружки.

4.    Рефлексия.

Люди добрые! Наш русский народ. Веки вечные водил хоровод! 

Заведём хоровод, как в старину,  Куклу новую покажем свою!

- А что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

- Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.

img2

http://maisterklas.com/wp-content/uploads/images/foto_tehniki_izgotovleniya_kukol_svoimi_rukami_svadba_v_kazani_9.jpghttp://maisterklas.com/wp-content/uploads/images/foto_tehniki_izgotovleniya_kukol_svoimi_rukami_svadba_v_kazani_9.jpg

                                                                                                     

                                          Рис.1                                                          Рис.2

                                 

                                       

1.Берем большой белый лоскут                        2.Затем сгибаем его пополам  и сворачиваем его в

трубочку (скрутку)

http://maisterklas.com/wp-content/uploads/images/foto_tehniki_izgotovleniya_kukol_svoimi_rukami_svadba_v_kazani_9.jpghttp://maisterklas.com/wp-content/uploads/images/foto_tehniki_izgotovleniya_kukol_svoimi_rukami_svadba_v_kazani_9.jpg

                                                         

                     

Рис.3                                                           Рис.4                                                                                                                                                                    

                                     

3,4.Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос. Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.

     http://maisterklas.com/wp-content/uploads/images/foto_tehniki_izgotovleniya_kukol_svoimi_rukami_svadba_v_kazani_9.jpg

http://maisterklas.com/wp-content/uploads/images/foto_tehniki_izgotovleniya_kukol_svoimi_rukami_svadba_v_kazani_9.jpg

                                  Рис.5                                                 рис.6

5.Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек).

6. Продеваем трубочку (руки) через белую трубочку (тулово). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы, https://lh4.googleusercontent.com/-aeoRgw--dRY/UXNgJh8COGI/AAAAAAAAUaY/CCh8Fgbp0uE/s850/%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BC%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9.jpg

                                                   Рис.6

7.Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.

8. Платье подвязать пояском, подвязать передник и заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.                                    

F:\DCIM\123_PANA\P1230497.JPG

                                                                 

                                   Рис.8