"Творим, изменяем, преобразуем"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Губанова Оксана Юрьевна

Программа по развитию конструктивных способностей и формирование интереса к моделированию для детей 5-6лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gubanovoy.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 105 г. Сочи

354068, г. Сочи, ул. Донская, 31а;  тел., факс: 8-8622-55-59-31

e-mail: primaryschool105@edu.sochi.ru

ПРОГРАММА
по развитию конструктивных способностей и формирование интереса к моделированию
для детей 5-6 лет

                 «Творим, изменяем, преобразуем»

Составитель:

                                                  Воспитатель МДОБУ №105

Губанова О.Ю

                                   

Сочи, 2016г

Пояснительная записка

Программа «Творим, изменяем, преобразуем» реализуется в рамках проведения НОД в ДОО по реализации образовательной  области «Художественно-эстетическое развитие».
Возраст детей   5-6 лет. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 32 часа.

 Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что работа с бумагой, со строительным и природным материалом позволяют   ребенку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.                                                                                  

Новизна состоит в том, что  поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

  Программы составлена с учетом возраста воспитанников. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Принципы обучения и воспитания

1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.

2. Принцип гуманности – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга  детей.

3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.

 5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.

6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралась на то, что уже усвоено.

Цель программы: Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности при изготовлении бумажных игрушек.

Задачи  программы

Обучающие

  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой и природным материалом.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.        

Воспитательные

  • Расширять коммуникативные способности
  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

 

  Критерии оценки эффективности освоения программы

Для качественного усвоения программы с каждым воспитанником ведется индивидуальная работа по созданию работы. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности ребенка.

Самостоятельность в работе

  • самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения;
  •  выполнение работы с небольшой помощью педагога;
  • выполнение работы под контролем педагога.

Трудоемкость 

  • сложно;
  • достаточно сложно;
  • достаточно просто.

  Цветовое решение 

  • удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;
  • неудачное решение, цвета теряются и сливаются.

  Креативность 

  • самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;
  • оптимальный выбор конструктивной формы изделия;
  • использование различных способов работы;
  • изделие выполнено на основе образца.

 Способы проверки результативности освоения программы (виды контроля)

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.
  • Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
  • Итоговый, проводимый после завершения всей программы.

2.Учебно тематический план

Конструирование из строительного материала

№ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

1

«Мебель для кукол»

2

1

«Гараж»

3

1

«Двухэтажный дом»

4

1

«Мосты»

5

1

«Машина»

6

1

«Грузовой автомобиль»

7

1

«Катер»

8

1

«Выставка машин»

9

1

«Дворец для сказочных героев»

10

1

«Улицы города»


Конструирование из бумаги

№ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

1

«Автобус»

2

1

«Домик с заборчиком для гномов»

3

1

«Подарок маме»

4

1

«Маска (кролик, котик, щенок)»

5

1

«Фонарик»

6

1

«Коробочка»

7

1

«Корзиночка»

8

1

«Мебель для кукол»

9

1

«Зонтик для кукол»

10

1

«Грибок»

11

1

«Изготовление игрушек для игр с ветром»

Конструирование из природного материала

№ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

1

«Ёлочки в лесу»

2

1

«Деревья в осеннем уборе»

3

1

«Семья ежиков на прогулке»

4

1

«Кораблик с парусом»

5

1

«Бижутерия из ягод и семян»

6

1

«Зайчик на полянке»

7

1

«Котенок»

8

1

«Цветочная поляна»

9

1

«Старичок-лесовичок»

10

1

«Два жадных медвежонка»

11

1

«Стрекоза»

Перспективное планирование

Тема

Программное содержание

        Конструирование из строительного материала

1«Мебель для кукол»

Учить детей по образцу строить мебель из строительного материала, ставить кубики плотно друг к другу, на определённом расстоянии. Побуждать детей к созданию разных вариантов конструкций, добавляя другие детали. Закреплять представления о знакомых предметах, знать их назначение, выделять основные части (у стола крышка, ножки; у стула сиденье, спинка, ножки и т. д.). Закреплять умение правильно называть детали, пользоваться этими названиями при анализе образца.  Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.  Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, делать постройки аккуратно, не торопясь.

2«Гараж»

Обучать детей умению выполнять постройку гаража посредством показа действий педагогом;

 Учить различать цвета и формы деталей (кубик, кирпичик, цилиндр, квадрат, прямоугольник) в процессе создания простейших построек;

 Ставить сюжетно-игровые задачи, инициирующие конструирование объектов с учётом их функциональности (строить гараж для стоянки автомобиля);

Развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно-двигательного обследования предмета;

 Воспитывать у детей интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними.

3«Двухэтажный дом»

Формировать обобщенные представления о домах; закреплять умение отбирать нужные для постройки детали по образцу; определять, из каких деталей состоит конструкция, в какой последовательности ее выполнять; познакомить с понятием «фундамент»

4«Мосты»

Расширять представление детей о мостах, их строении и назначении; упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конструкторские навыки; учить подбирать детали, используя схемы; закреплять умение анализировать образцы построек, умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их; способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы.

5«Машина»

Способствовать формированию умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.

6 «Грузовой автомобиль»

Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели машины по схеме.

Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали.

Расширять представления о различных машинах, их строении и функциональном назначении.

Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали. Способствовать развитию умения анализировать свою постройку и постройки товарищей.

7«Катер»

Развивать у детей интерес к конструированию, желание строить.

Закреплять правильное название строительных деталей.

Умение сооружать постройку по памяти на основе предложенного образца.

Применять в конструировании ранее приобретенные навыки. Совершенствовать умение анализировать, сопоставлять свою постройку с образцом.

Строить в определенной последовательности, добиваться точности. Воспитывать самостоятельность, Умение доводить дело до конца. Активизировать словарь. Развивать речь.

8«Выставка машин»

Учить самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения;

учить создавать постройку (модель машины) с использованием деталей деревянного конструктора, закрепляя названия элементов и выбирая необходимые из множества форм: куб, кирпич, брусок, цилиндр;

продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, соотносить ее элементы с размерами и формами деревянного конструктора, планировать этапы постройки; воспитывать умение работать в коллективе.

9«Дворец для сказочных героев»

Закреплять умение правильно определять вид изображения; развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции (вид спереди, выделять в ней основные и вспомогательные части; учить соотносить с этой схемой второе изображение постройки (вид сбоку); самостоятельно воспроизводить конструкцию по схемам.

10«Улицы города»

Продолжать учить детей сооружать постройки по заданной схеме.

Учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, окна, у заборчика – загородки).

Развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр).
Упражнять в пространственном моделировании.

Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы.Побуждать к речевому и игровому общению.

Конструирование из бумаги

1«Автобус»

Упражнять детей в умении сгибать бумагу пополам, вчетверо;

Закреплять умение вырезать геометрические фигуры из бумаги;
Развивать сенсорное восприятие;
Воспитывать умение аккуратно выполнять все операции.

2«Домик с заборчиком для гномов»

Продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры; формировать умение делить лист бумаги на квадраты, делать из него объемные предметы (домики, с помощью деталей передавать сказочный колорит; активизировать воображение детей.

3«Подарок маме»

Продолжать формировать конструктивные способности детей и учить изготовлению цветов из бумаги; продолжать воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку - к своей маме.

4«Маска (кролик, котик, щенок)»

Упражнять детей в многократном складывании бумаги, совершенствовать навыки сгибания.

Формировать  умения следовать устным инструкциям воспитателя.

Продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, упражнять детей в аккуратном наклеивании.

Продолжать знакомить детей с базовой формой «треугольник».

5«Фонарик»

Учить конструированию из бумаги;
Развивать навыки работы с ножницами, мелкую моторику рук;
Воспитывать аккуратность, художественный вкус.

6«Коробочка»

Совершенствовать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая ее; воспитывать у них внимательное отношение к товарищам.

7 «Корзиночка»

Учить делать объёмную игрушку (корзиночку).
Закрепить навык вырезания по намеченному контуру. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Учить детей владению навыка аккуратного вырезания и наклеивания.

8«Мебель для кукол»

Закреплять знания о мебели, о различных материалах из которых изготавливают мебель. Совершенствовать конструкторские навыки при создании сооружений по чертежу. Сформировать навыки коммуникативного, делового общения.

9 «Зонтик для кукол»

Учить делать объемную игрушку (зонтик) закреплять навык вырезания круга по контору и на глаз; развивать интерес к оформлению игрушки, зрительно-двигательную координацию, внимание, речь, воображение.

10 «Грибок»

Учить детей передавать характерные особенности грибов  в конструировании из бумаги (конусовидная шляпка, цилиндрическая ножка, соединение частей с помощью клея).

Воспитывать аккуратность в работе с клеем и безопасность  при работе с ножницами

11«Изготовление игрушек для игр с ветром»

Учить детей проводить опыты для изучения ветра, отвечать на вопросы по ходу проведения опытов, делать соответствующие выводы. Учить детей делать вертушку, кораблик, змея из бумаги, по образцу, определять с помощью вертушки силу ветра. Воспитывать интерес к конструированию. Воспитывать любовь, уважение, доброту к природе.

Конструирование из природного материала

1«Ёлочки в лесу»

Воспитывать аккуратность при работе с природным материалом, развивать мелкую моторику руки, формировать творческое воображение. Развивать конструктивное, пространственно-образное мышление, воображение, мелкую моторику руки.

2 «Деревья в осеннем уборе»

Учить детей планировать последовательность создания работы; закреплять умение работать по схеме. Развивать воображение детей, желание сделать поделку красивой. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

Закрепить умение соединять детали конструкции с помощью пластилина.

3«Семья ежиков на прогулке»

Познакомить детей с природным материалом, его формой и цветом; дать представления о жизни диких животных в лесу; побуждать использовать в речи понятий природа-природный материал, колкий-колючий; закрепить умения пользоваться пластилином: отщипывать, разминать, вытягивать, создавая необходимую форму

4«Кораблик с парусом»

Учить детей конструировать поделку (кораблик) из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина.

 Развивать у детей внимание, познавательные интересы, творческие способности,  усидчивость,

воображение, мелкую и общую моторику. Совершенствовать навыки работы с природным материалом.

Воспитывать доброжелательность, ответственность, умение и желание оказывать помощь персонажам сказки.

5«Бижутерия из ягод и семян»

Учить планировать последовательность своих действий, подбирать материал,

продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,

творчески подходить к оформлению изделия.

6«Зайчик на полянке»

Продолжать учить детей дополнять поделку из пластилина мелкими деталями из природного материала для создания более выразительного образа. Развивать у детей наблюдательность, самостоятельность.

7 «Котенок»

Способствовать формированию навыков у детей использовать природный и дополнительный материал для изготовления игрушки. Формировать умения детей передавать внешнее сходство с котёнком. Развивать образное и пространственное мышление. Развивать интерес к творчеству. Воспитывать интерес к рукотворному миру. Продолжать воспитывать бережное отношение к животным; дружеские взаимоотношения.

8«Цветочная поляна»

Учить детей делать поделки из разного природного и бросового материала, отбирать его в соответствии с замыслом, видеть в природном материале сходство с отдельными частями цветка: листьями, лепестками. Развивать умение придавать цветку выразительность, составлять композицию из цветов. Воспитывать бережное отношение к природному материалу.

9«Старичок-лесовичок»

Продолжать учить детей делать поделки из природного материала, закреплять умение соизмерять части поделки, создавать её на основе анализа модели-образца, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина, формировать технические  навыки и умения в   работе с природным материалом. 

Развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

10«Два жадных медвежонка»

Учить детей создавать образ животного из шишек и палочек . Развивать образное и пространственное мышление. Развивать интерес к творчеству. Продолжать воспитывать бережное отношение к животным; дружеские взаимоотношения.

11 «Стрекоза»

 Учитьдетей конструировать стрекозу из природного материала по образцу с возможностью. Совершенствовать навыки работы с природным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"

Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр

Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...

Презентация на тему "Как преобразовать игровое пространство"

Предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопа...

Все можно преобразить

В группе Почемучки ребята любят украшать обыденные предметы. Так, наша горка, которая уже не пригодна для катания, потому что растаяла и просела, стала объектом для преображения. В умелых детских рука...

"Как можно своими руками преобразить кабинет ИЗО в детском саду"

Как описывает Е.А. Флерина в своей книге "Эстетическое воспитание дошкольника" в эстетическом воспитании ребенка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, быту, ...

Фотоотчет «Новый год у ворот. Как наш детский сад преобразился к Новому году»

Федорук Н КФотоотчет «Новый год у ворот. Как наш детский сад преобразился к Новому году»Фотоотчет " Новый год у ворот"В нашем детском саду был объявлен конкурс " Лучше...