Программа дополнительного образования "Бумажные фантазии"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Коровенкова Татьяна Васильевна

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Развитие мелкой маторики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_bumazhnye_fantazii.docx85.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              Утверждаю

                                                                               Директор ГБОУ Школа № 1174

                                                                               ___________Ю. Н. Никифорова

                                     

     

                                       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

            по направлению художественно-эстетическому развитию

                                         «Бумажные фантазии»

                                        2017 – 2018 учебный год

                                                                    Педагоги:

                                                         Коровенкова Татьяна Васильевна

                                                         Лёвкина Марина Витальевна

                                              Москва, 2017

                                              Содержание

Разделы рабочей программы

                            Стр.

Пояснительная записка

                             3    

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цель программы

                             5

                             7

Отличительные особенности программы

                             8

Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

                             9

Формы и режим занятий Прогнозирующие результаты обучения программы

                             11

                             12

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

                             13

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

                             13

Методы и приёмы

                             14

Содержание программы

                             15

Перспективное планирование

                             16

Учебно-тематический план

                             27

Техника безопасности при выполнении работ

                             30

Форма взаимодействия

                             30

Диагностическая карта

                             31

Список литературы

                             36

                                                             

                                                             

                                                             2

                                                   

Пояснительная записка.

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Бумажные фантазии» является программой художественной направленности.
Программа  «Бумажные фантазии» вводит ребёнка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, даст возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихс я изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей к способности чувствовать гармонию.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа  включает в себя основы оригами и квиллинга.
  Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии.
   «Оригами» в переводе с японского – «ори» - бумага, «ками» - складывать. Оригами – искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами – это идеальный способ проведения детского досуга.
                                                           

                                                            3

    «Квиллинг» - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции.
   Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и безопасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немного усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!
Бумага известна всем с раннего детства, т.к. это самый доступный и дешёвый материал. Её можно сгибать, рвать, мять… бумага оживёт в руках. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоёмких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно – исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путём», в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребёнка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Нас педагогов, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества
                                                           
                                                          4

развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно-организованной деятельности образовательной области «Коммуникация, Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание, Математическое развитие».
Искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: коммуникации, познание, художественное творчество, социализации, музыка.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Сейчас в современном мире в моду вошло такое направление, как «оригами»
- складывание бумаги и «квиллинг» - скручивание узких длинных полосок из


                                                                     
                                                            5

бумаги в спиральки и составление композиций.
   
Актуальность программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Овладение детьми труда с бумагой поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка. Овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое  значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе. В процессе совместной деятельности постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ, Совместная деятельность даёт возможность использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы, рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Всё это расширяет представление детей об окружающем мире, является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи, Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения, Кроме того, для детей среднего дошкольного возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами,
В основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного творчества, не отходя от исток воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума,
Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на  

                                                                                     

                                                             6

                                                                                                               

Основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Прохождение программ предполагает овладение комплекса знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом её практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности, Место воспитателя в деятельности по обучению детей, работе с бумагой меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

     Цель программы:
- «Художественно-эстетическое развитие» - ориентировать детей на творчество; самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Учить самостоятельно оценивать свои действия; аккуратность. Развивать воображение, фантазию, творческую индивидуальность. Дать знания  с основами композиции. Воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающему.
- «Познавательное развитие» - формировать всестороннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Вызывать интерес у детей к новым способам  исследования технологий и материалов. Понимать принципы творческой деятельности. Учить планировать свои действия и пошаговый ход действий, уметь различать способ и результат действия. Развивать образное мышление, интеллект. Совершенствовать познавательные интересы.
- «Физическое развитие» - развивать мелкую моторику рук у детей среднего

                                                           
                                                          7

дошкольного возраста, с использованием нетрадиционных приёмов работы с бумагой. Совершенствовать основные навыки – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и прочее.
- «Социально-коммуникативное развитие» - познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги  по типу «оригами, квилинг». Приобретение детьми коммуникативных навыков для обмена опытом в атмосфере дружбы. Развитие толерантности. Вызывать желание у детей к координации действий при выполнении коллективных работ. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе. Умение общаться со сверстниками и старшими. Уметь оказывать помощь другим. Оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

    Отличительные особенности программы.
Отличительной  особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации технологии поэтапного формирования искусства работы с бумагой.
Дети познают обучающий материал и получают знания по «восходящей» т.е. от самого простого к более сложному уровню и возвращение к определённым темам на более сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста (средняя группа). Это воспитывает уверенность детей. Предполагаются задания, игры-упражнения; обыгрывание поделок;  составление композиций, что гарантирует успех каждого ребёнка. Информационный материал небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся детям, как перед конструированием поделки, так и во время работы. Творческие задания служат развитию воображения и фантазии у детей, благодаря заданиям на темы сказок позволяют решать нравственно-эстетические задачи в образной форме.
Программа написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в неё введены новые разделы: оригами, квиллинг и большое место отводится изучению композиции.

    Возраст детей:
Программа обучения рассчитана на детей среднего дошкольного возраста – 4-5 лет.
                                                          8

    Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД):
Первая часть занятия – пальчиковая гимнастика – это упражнение для улучшения мелкой моторики (длительность – 2 минуты).

Цель первой части:
процесс комплексных упражнений, игр для пальцев рук оказывает положительное воздействие на ребёнка и настраивает положительно для дальнейшего занятия.

Основные задачи:
- способствовать овладению навыкам мелкой моторики;
- помочь в развитие речи;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение ;
- совершенствовать тактильную чувствительность;
- снятие тревожности, неуверенности.

Вторая часть занятия – вводный инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Необходимые инструменты и принадлежности для работы. Изготовление декоративных деталей для работы, необходимых элементов ( длительность – 7 минут).

Цель второй части:
инструктаж помогает детям правильно и безопасно использовать необходимые инструменты.

Основные задачи:
- закреплять умение правильно держать ножницы;
- закреплять умение правильно и аккуратно пользоваться клеем (клей ПВА), держать кисточку, карандаш и пользоваться ими.



                                                         
                                                          9

       

- уметь наносить нужное количество клея и распределять его на бумаге;
- уметь ориентироваться на поверхности бумаги.

Третья часть – изготовление поделок (длительность – 13-16 минут).

Цель третьей части:
развитие способностей к наглядному конструированию из бумаги.

Основные задачи:
- учить приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, скручивание;
- учить основным геометрическим понятиям и  базовым формам  по оригами и квиллинга;
- научить элементарным способам работы со схемами.

Заключительная часть – выставка работ.
Занятия проводятся с детьми по подгруппам (10-12 человек),  во второй
половине дня; 64 занятия в год, по 25 минут.




   

 

                                                         

                                                        10


     
Формы и режим занятий.
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
   Ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребёнка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть необходима для закрепления полученных знаний, умений, навыков.
   Формы занятий:
1. Совместная деятельность воспитателя и детей
- Беседы;
- Заучивание стихов и загадок в процессе обыгрывания поделок;
- Работа со схемами;
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- Драматизация сказок;
- Игра;
- Создание театра;
- Оформление выставок;
- Индивидуальная работа;
- Коллективно-творческая работа.

2. Работа с родителями:
- Создание альбома с семейными поделками;
- Участие в коллективно-творческих работах;
- Консультации; помощь в оформлении выставки.

3. Совместная деятельность детей и родителей:
- Просмотр передач о животных;
- Составление рассказов, придумывание загадок, сказок;
- Придумывание образа, имени игрушки;
- Разработка собственных схем.
Совместная деятельность детей и родителей – процесс взаимообучения творчеству, взаимопомощи, уважения.

                                                 
                                                    11

                               
Методы и приёмы:
- Словесный метод: игровой момент, беседа, художественное слово,
вопросы- уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные.
- Информационно-рецептивный метод: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение сопровождаемое  показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
- Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, с проговариванием,
совместное действие педагога с детьми.
- Исследовательский метод: самостоятельная работа детей.

    Прогнозируемые результаты обучения по программе.

Обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда при работе с ножницами, клеем;
- основные инструменты и материалы, необходимые для работы;
- особенности оригами и квиллинга;
- способы изготовления поделок;
- основные геометрические понятия и базовые форма.

Обучающиеся должны уметь:
-
правильно держать ножницы, пользоваться ими;
- правильно наносить клей ПВА на детали и аккуратно поочерёдно наклеивать детали;
- складывать и скручивать бумагу по основным базовым формам;
- выполнять различные способы действия по образцу;
- аккуратно оформлять дополнительными  деталями поделку;
- доводить поделку до соответствующего образа;
- составлять сюжеты на различные темы;
- соблюдать аккуратность в работе;
- вносить дополнения в работе.    

                                                     
                                                     


                                                      12

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

- Организация проектной деятельности, со всеми участниками образовательного процесса в течении 2017-18 учебного года;
- диагностика (на начало учебного года и конец учебного 2017-18 года);
- наблюдение;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- самостоятельные задания;
- выполнение творческих работ;
- открытые занятия для родителей;
- мастер-класс для педагогов ДОУ;
- итоговая выставка работ (оформление музеев по тематике).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Пройдя курс обучения по программе « Бумажные фантазии», обучающиеся:
- будут знать названия творчества оригами и квиллинг;
- освоят техники изготовления поделок;
- овладеют технологией самостоятельно создавать изделие, пользуясь инструкционными схемами;
- будут уметь создавать композиции в технике «оригами», « квиллинг».  

                                                                                     

 

                                                         

                                                          13

                                         

                                     

                                        Методы и приёмы

                    Методы

                     Приёмы

             Наглядный

             

Рассматривание иллюстраций, готовых поделок

             Репродуктивный

Изготовление работ по образцу ,алгоритму

             Практический

Практические работы, тренировочные упражнения

             Словесный

Беседы; диалог между педагогом и детьми, для полного изучения материала, путём обсуждения при работе

              Игровой

Сюрпризный момент, игра, соревнование, сюжет для обыгрывания

             Частично-поисковый

Выполнение заданий с элементами творчества, разгадывание загадок


 


                                                         

                                                          14


                                                     
                             
 Содержание программы.

           

  1. Знакомить детей с направлениями, такими как оригами, квиллинг.

  1. Продолжать знакомить детей с разными видами бумаги.

  1. Продолжать учить детей рассматривать образцы, анализировать.

  1. Продолжать учить детей работать коллективно.

  1. Учить детей моделировать по показу.

  1. Формировать умение осторожно работать с ножницами.

  1. Учить моделировать по замыслу,.

  1. Учить самостоятельно выбирать тему, выбирать материал и способ конструирования.

  1. Учить работать в паре.

                                                     

                                                      15

                                                       

                           Перспективное планирование

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   О

   

   

   К

   


  Т
 

   
  2

Вводное

занятие

Знакомить с правилами организации рабочего мест;, правила безопасности при работе с

инструментами. Инструменты, их назначение, знакомство с ними .Практические действия. История бумаги. Виды бумаги, их свойства и качества.

Элементарные понятия «оригами», «квиллинг».  

Инструменты:

ножницы, клей, кисточка, карандаш, линейка. Бумага: писчая, ватман, бархатная, салфетка, картон.

   

   

   Я

   

   Б

   

   2

Цветные комочки и спирали

Упражнения для развития моторики рук, учить преобразовывать бумагу в комочки и спиральки. Развивать фантазию .

Цветная бумага - 2цв.,цветные полоски 2цв.;картины рябина, цыплёнок, ½ альбомного листа.

   Р

   Ь

   2

Знакомство с основными базовыми формами.

Дать детям наглядное представление об основных базовых формах, их отличии и применении их на практике по технике оригами и квиллинг.

Образцы форм: оригами, квиллинга. Образцы готовых поделок.


                                                       16

                                                         

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   Н

   

   

   О

   


  Я
 

   
  2

  Сложить основные базовые  формы оригами, квиллинга


Учить складывать по образцу основные формы – «треугольник», «квадрат» «книжка», «дверь»; «спираль», «свободная спираль», «глаз», «овал».

Инструменты:

ножницы, клей, кисточка, карандаш. Заготовки; квадраты 10х10; цветные бумажные полоски 5мм.

   

   

   Б

   

   Р

   

   2

Животные; котик, собачка,

зайчик,

лисонька, волк,

медведь

Закреплять знания и умения конструирования поделок из бумаги по основным базовым формам. Развивать

внимание. Поделку доводить до образа по. образцу.

Бумажные квадраты 8х8;цветные карандаши.

   Ь

   

   2

Элементарные поделки техники квиллинг

Совершенствовать умения наматывать спирали, закреплять клеем конец бумажной ленты. Сложить образ предмета.(«Цыплёнок», «Цветок» др.)

Образцы форм: оригами, квиллинга. Образцы готовых поделок.

                 

                                                 

                                                        17

                                                     

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   Д

   

   

   Е

   


  К
 

   
  2

   1

 

Ёлочные игрушки

Новогодняя

открытка


Упражнять наматывать спирали из цветных полосок, Учиться делать форму –«свободная спираль»,  «овал», «капля». Аккуратно пользоваться клеем.

Украшать открытку
орнаментом техники
квиллинг. Выбирать цвет

полосок по желанию,

проявлять творчество.

 

Инструменты:

Цветные полоски-4шт.,клей, кисточка, салфетка.1/2 альбомного листа.

Заготовка –

лист бумаги

сложенный
вдвое. Цвет.

полоски, клей.

   

   

   А

   

   Б

   

   

   2

Дерево;

Ёлочка

Изготовление поделок по базовой форме «Воздушный змей»; учиться использовать клей в работе; составлять композицию из поделок.

Бумажные квадраты 8х8;

(зел,,корич.,бел.,

цвета), клей, кисточка, цвет.

карандаши,

албом. листы.

   Р

   Ь

   

   2

Ёлка с

Новогодними

шарами.

Комбинированное занятие

оригами + квиллинг.

Упражняться в изготовлении поделок-складывание бумаги, наматывание спирали. Развивать эстетическое восприятие.

Иллюстрация-

Новогодняя ёлка; зел. бум.

кв.15х15; цвет.

полоски 5-6 шт.,

клей.

                                                                     18                

                                   

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   

   

   

   

   


 
 

   
  2

   1

 Сюжетная

композиция

«С Новым

Годом!»

Снежинки


Совершенствовать знания и

умения детей в изготовлении поделок. Развивать аккуратность, фантазию, эстетическое восприятие, речь.

Составлять узор из бумажных полосок скрученных в спирали. Располагать на листе предварительно промазав клеем.

Карандаши,

ножницы, клей, кисточка, бумага цвет.,

цвет. полоски,

салфетка.

Цветные бум. полоски, клей ПВА,альбомный  лист.

                                                         

                                                       19          

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   Я

   

   

   Н

   


  В
 

   
  1

   1

 

Гном

Снеговик

Учиться самостоятельно

складывать бумагу по образцу, отгибать углы по показу воспитателя, раскрашивать поделку и добавлять необходимые элементы.

Скручивать спирали, отмерять на глаз размер

спирали. Развивать глазомер, внимание.

Квадраты 10х10,

Цв. карандаши,

доп. элементы.

Бум.полоски,

клей, кисточка,

салфетка, альбом. лист

   

   

   А

   

   Р

   

   

   2

Гофрированные

модели:

Бабочка;

Павлин

Учить складывать бумагу

«гармошкой» по указанным линиям, вклеивать элементы,

оформлять поделку и уметь обыграть её.

Бумажные квадраты и прямоугольники,

готовые элементы для вклеивания и детали; клей,

кисточка, салфетка

   Ь

   

   

   2

Заяц из

салфетки

(из ткани)

Познакомить детей с техникой складывания салфетки по направлению

оригами; научить конструировать поделку по образцу и закрепить самостоятельным изготовлением поделки.  

 

Салфетки из ткани (20х20).

                                                         

                                                         

                                                          20

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   Ф

   

   

   Е

   


  В
 

   
  2

   

 

Животные

пустыни и

степей

(черепаха,

змея,

слон,

жираф

Изготавливать поделки

разными базовыми формами. Самостоятельно делать

дополнительные элементы из цветной бумаги характеризующие данного животного.

Квадраты 20х20,

цв. бумага,

ножницы, клей,

кисточка, цв.

карандаши,

салфетка.

   

   

   Р

   

   А

   

   

   2

Открытки

«Сердечки»

Изготавливать открытки

техникой оригами и

квиллинг. Учиться понимать схемы задания и их действия для изготовления поделки.

Квадратные листы (цвет.),

полоски для

квиллинга,

дополнительный материал;

схемы.

   Л

   

   Ь

   

   2

Кораблик;

Самолёт

Конструирование с опорой на схемы, умение их понимать. Уметь анализировать последующие действия в работе, быть внимательными. Обыграть в понораме.  

Листы формата

А4; схемы.

   2

«Весёлый дуэт кота и мыши»

Учить соединять детали

Для создания полуобъёмных форм;

учить композиционному

освоению листа.

Бумага:коричневая,

белая, серая; голуб.

полоски 10х0,5;

шаблоны;  клей;

ножницы; стека.

                                                          21

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   

   

   

   М

   


  А
 

   
  2

   

 

Букет для мамочки

Совершенствовать навыки в пользовании ножницами (в отрезании, вырезании); совершенствовать навыки

детей в кручении бумаги; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к ручному труду.

Объединять изготовленные предметы в композицию.

Цветные полоски, цвет. бумага, ножницы, клей

   

   

   

   

   Р

 

   

   

   

   1

   1

Весна.

Грачи прилетели.

Зонтики

Использовать операцию
сгибание, отгибание листа бумаги. Оформить

поделки в сюжетной композиции,

Упражняться в изготовлении гофрированной модели.

Квадраты 15Х15см; бумага-чёрная,

коричневая;

ножницы, клей.

Квадраты10х10см

палочки.

   Т

   

   

   

   

   1

   

 

   1

Корзинка

Коробочка

Учить выполнять более сложные объёмные поделки, воспитывать внимание, аккуратность при выполнении задания.  

 

Квадраты 15х15см.

Прямоугольники

10х20см

                                                          22

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   

   

   

   

   


 
 

   
  2

   2

   2

   

 

Объёмная композиция  «В сказочном лесу».

(по замыслу)

Натюрморт

с фруктами

Насекомые:

Божья коровка,

пчела,

муравей,

стрекоза

Закреплять умения изготовления поделок приёмам бумагокручением и сгибанием бумаги. Использовать отделочные материалы. Составлять композиции из отдельных элементов , проявлять фантазию, творчество.

Закреплять знания детей о жанре живописи –натюрморт; учить скручивать бумагу, придавать ей разнообразную форму.

Развивать мелкую моторику.

Закреплять умения делать разные формы из формы «тугой спирали»: «капля», «завиток», «лист», «овал». Развивать моторику рук.

Цветные бум.

квадраты 10х10,

цветные полоски, отделочный материал; дополнительные детали.

Цветные полоски (25х0,5)

по 14 шт. каждого цвета- зел., фиол., крас., клей ПВА,

ножницы, стека.

Цветные полоски 3мм, клей, кисточка, альбом. листы.

Картинки насекомых.

                                                         

                                                         23

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   А

   

   

   П

   


  Р
 

   
  2

 

Птицы

(ласточка,

орёл,

попугайчик, гриф,

летящая птиц,

пингвин)

Уточнить знания о птицах. Дать краткое описание .Поэтапно выполнять задание ; учиться делать надрезы

по указанным линиям;

Квадраты 15х15см,-разного цвета;

ножницы.

Иллюстрации птиц.

   

   

   Е

   

   Л

   

   

   1

Курочка

(из ткан.. салфетки)-фигурка к пасхальному празднику

Совершенствовать умения конструировать из тканевой салфетки. Развивать творческие способности и мелкую моторику.

Тканевые салфетки

20х20см.

   

   Ь

   

   

   

   2

Космос

 

 Продолжать учить детей нарезать и накручивать полоски бумаги. По контуру рисунка выложить спирали, наклеить. Давать оценку своему труду.

Иллюстрации космоса, ракеты, звёзд.

Серебристые, жёлтые, красные, синии полоски 5мм; клей, ножницы,заготовка-

альбом. Листы с контуром рисунка.

                                                           

                                                           24

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   

   

   

   

   


 
 

   
  1

   1

Открытое занятие для родителей : «Аквариум».

Бабочка

Совершенствовать

навыки детей в кручении бумажных деталей; обучать изготовлению полуобъёмных  рыб; составлять

композицию; закреплять

знания об обитателях

 аквариума.

Скручивать спирали

разных форм и цветов.

Раскладывать в образ бабочки. Правильно соотносить формы.

Цветная бумага 25х0,5; зелёная, коричневая, жёлтая бумага; картон голубой; шаблон овальный; ножницы;

клей ПВА; стека.

Бумажные полоски(20х2мм):клей,

картон. Образец поделки.

   

   

   

   

   

   

   

   2

Ромашка

(модульная)

Учиться собирать по

схеме, из частей бумаги поделку в виде цветка.

Квадраты -15 шт на каждого ребёнка: клей.

                             

                                                           

                                                           25

Месяц

Кол-во

часов

Тема занятия

         Цель занятия

Методическое
обеспечение
оборудования

   

   

   

   М

   

   

   

   


 
 А

   
  2

   

   2

 

Весна. Композиция «Цветы»

Ландыш

серебристый

Совершенствовать умения работы с бумагой. Комбинировать две техники работы в одной композиции. Изготавливать по образцу и схеме поделки.

Изготавливать спирали

разных форм.

Закреплять знания о цветах.

Цветные квадраты (10х10), полоски -5мм; цветной картон. Дополнительные детали для оформления.

Клей ПВА.

Полоски (бел.,

зел.)-25х1см;

коричневая

бумага;

ножницы;

клей ПВА.

   

   

   

   

   

   Й

   

   2

Одуванчики

Совершенствовать навыки детей в работе с

ножницами; развивать мелкую моторику рук;

развивать наблюдательность;

воспитывать бережное

отношение к природе.

Полоски бум.-(20х2мм; 25х3см); ножницы.

Бумага –жёлтая, зелёная.

   

   

   

   

   2

Ажурный шарик

  Выполнять изделие из 6 квадратных заготовок одинакового размера . Каждый квадрат оформляется одинаково.

Собрать все элементы .

 

Квадраты 15х15;

дополнительные украшения –

заготовки.

Всего 64 часа   

                                                            26

                                Учебно – тематический план                                             

       

                  Тема

Количество

занятий

          Всего

1.

Вводное занятие

          2

          2

2.

Упражнения:Цветные комочки

и спирали

          2

          2

3.

Знакомство с основными базовыми формами

          2

          2

4.

Практика сгибания и

скручивания бумаги

          2

          2

5.

Животные: котик,  собачка, зайчик, лиса, волк, медведь

          2

          2

6.

Элементарные (простые) поделки техники квиллинг

          2

          2

7.

Ёлочные украшения

          2

          2

8.

Новогодняя открытка

          2

          2

9.

Дерево; Ёлочка

          2

          2

10.

Ёлка с новогодними игрушками

          2

          2

11.

Сюжетная композиция «С Новым Годом!»

          2

          2

12.

Снежинки

          1

          1

13.

Гном

          1

          1

14.

Снеговик

          1

          1

                                                                   

                                                            27

                               

15.

Гофрированные модели:

Бабочка;

Павлин

          1

          1

         

          2

       

16.

Заяц из тк. Салфетки

          2

          2 

17.

Животные пустыни и степей:

Черепаха; змея;

Слон; жираф

          1

          1

          2

18.

Открытки «Сердечки»

          2            

          2

19.

Кораблик;

Самолёт

          1

          1

          2

20.

Весёлый дуэт кота и мыши

          2

          2         

21.

Букет для мамочки

          2

          2

22.

Весна. Грачи прилетели

          1 

          1

23.

Зонтики

          1

          1

24.

Корзинка

          1

          1

25.

Коробочка

          1

          1

26.

Объёмная композиция «В сказочном лесу»( по замыслу)

          2

          2

27.

Натюрморт с фруктами

          2

          2

28.

Насекомые:

Божья коровка; пчела

Муравей; стрекоза

          1

          1

         

          2

29.

Птицы:

Ласточка; орёл; попугайчик

Гриф; птица лет.; пингвин

          1

          1

          2

                                                          28

                                                         

30.

Курочка ( из ткани) фигурка к

пасхальному

празднику

          1

         

         

          1

       

31.

Космос

          2

          2 

32.

Открытое занятие для родителей композиция

«Аквариум»

          1

         

          1

33.

Бабочка

          1            

          1

34.

Ромашка (модульная)

          2

         

          2

35.

Весна. Композиция «Цветы»

          2

          2         

36.

Ландыш серебристый

          1

          1

37.

Одуванчики

          2 

          2

38.

Ажурный шарик

          2          

           2        

Всего

          64

                                                       

                                           

                                                        29

 

                 Техника безопасности при выполнении работ.

При выполнении творческой программы необходимо соблюдать технику безопасности.                  

                 Техника безопасности при работе с ножницами.

  1. Не держать ножницы концами вверх.
  2. Не работать с ножницами с ослабленными шарнирами креплений.
  3. Не резать ножницами на ходу.
  4. Не подходить к товарищу во время резания.
  5. Не оставлять ножницы в открытом виде.
  6. Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
  7. Класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

         Правила безопасности работы с клеем

  1. При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
  2. Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на заданном этапе.
  3.  Излишки клея убирать осторожно прижимая  её.
  4. Кисточку и руки после работы вымыть с мылом.

 Формы взаимодействий и подведения итогов реализации               дополнительной образовательной программы

                        Месяц

                    Мероприятия

  Декабрь - Май

          Выставки детских работ

  Февраль - Апрель

Конкурс творческих работ (семейные)

  Апрель

Открытое занятие для родителей

                                                         
                                                                     

                                                          30

                                       

                                   Диагностическая карта:

Цель: Определить эффективность занятий оценивая, насколько ребёнок  

          освоил, практический материал, который должен был освоить. В

          связи с этим, два раза в год проводить диагностику уровня развития

          конструктивных и творческих способностей.

          Диагностика уровня знаний и умений по результатам освоения

          программы кружка «Бумажные фантазии» у детей 4-5 лет.

Уровень развития
ребёнка

Умение правильно
изготавливать поделку
следя за показом
воспитателя,

по образцу, схеме.

Уметь правильно
изготавливать поделку

(по замыслу)

     Высокий

Ребёнок самостоятельно
выполняет работу,
используя образец,
схему,

показ воспитателя;

умеет ориентироваться
на листе бумаги;
самостоятельно украшает поделку,
добавляет недостающие
детали, элементы;

самостоятельно
размещает элементы
композиции относительно друг друга.
Создаёт сюжет.

Создавать несложную
поделку. Ребёнок
самостоятельно выбирает замысел поделки;
самостоятельно продумывает сюжет;
самостоятельно дополняет необходимые
элементы, детали.

Правильно использует
особенности материалов.

                                                         

                                                     

                                                          31                                

                       

     Средний

Ребёнок выполняет работу с незначительными ошибками; выполняет работу с небольшой помощью воспитателя; правильно оформляет поделку, но требуется помощь при определении элементов в пространственном расположении.

Замысел поделки определяет самостоятельно, способ её изготовления;

требуется при работе незначительная помощь воспитателя.

     Низкий

Ребёнок выполняет работу только с помощью воспитателя; ошибается в выборе деталей, дополнительных элементов.

Замысел у ребёнка неустойчивый, проявляется слабо; практические действия не соответствуют содержанию; ребёнок не может объяснить их способы построения.

         

 

                                                                                 

                                                          32

______________________________                                ___________________

(Ф.И.О. ребёнка)                                                                 (дата заполнения)

__________________                 __________                   ____________________

Возраст                                        Номер группы                (Ф.И.О. воспитателя)

Показатели

Проявления

Не сформирован

Находится в стадии формир-я

Сформирован

Декабрь

Май

Декабрь

Май

Декабрь

Май

1.Ребёнок качественно использует простейшие способы складывания бумаги по образцу

2.Складывает базовые формы получая новые формы, чётко проглаживая  линии сгиба

3.Знает и правильно изготавливает спирали из бумажных полосок разных по объёму и форме

                                                                                             

                                                         33

4.Проявляет фантазию в изготовлении сюжетных композиций

5.Самостоятельно

изготавливает поделку , опираясь на образец в создании образа

6.Создаёт поделку с помощью взрослого

7.Умеет красиво располагать на листе детали поделки, аккуратно приклеивать

8.Объясняет способ и смысл построения поделки, сюжета

9.Умеет работать в коллективе, в коллективных работах

                                       

                                                         

                                                          34                                            

10.Умеет слушать и принимать поставленную задачу

11.Умеет пользоваться ножницами, клеем

12.Правильно использует особенности изобразительных материалов (виды бумаги, доп. детали)

   

                                                         
                                                         

                                                          35

                                                   

Список литературы.

  1. Долженко Г.И. Поделки из бумаги. Первые шаги. М.:ООО

«Издательство АСТ».

  1. Зайцева А.А. «Искусство квиллинга». И: Эксмо – Пресс, 2009 г.
  2. Каминская Е. «Самые красивые поделки из бумаги» (для начинающих)

Ростов- на –Дону Издательство «Владис», 2000г.

  1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М.: Капапуз, 2009 г.
  2. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» М.:Карапуз, 2009г.
  3. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги» Ярославль,

Академия Развития, 2001 г.

  1. Петрова М.И. «Волшебные полоски» СПб «Детство-Пресс», 2005 г.
  2. Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»,

М.:2013 г

     9. Программа «От рождения до школы», Мозаика-Синтез 2015 г.
   
10. Сержантова Т. «365 моделей оригами». Айрис Пресс, Москва 1988 г.
   
11.Соколова С.В. «Школа оригами: Аппликация и Мозаика».
          - М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003 г.
   
12.Сухаревская О. «Оригами для самых маленьких» Москва, Айрис
          Пресс, 2016 г.

   

     

       

     

     

                                                         

                                                         36

                                                         
   

         

   

     




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"

Пояснительная записка     В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...

Программа дополнительного образования " Бумажная фантазия"

Пояснительная записка Введение В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кист...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...

Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...