Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

«Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли….чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                                                                           Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochumelye_ruchki.docx60.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «РАДУГА»

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                   Заведующим МДОУ

Принята на                                                                              детским садом № 5 «Радуга»

педагогическом  совете № 1                                                --------------------------Куртасова Е.В.                      

от 30.08.2010г                                                                        приказ № 55 от 06.09.2010г.

                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ »

Состовитель:

Протасова Т.С. воспитатель

2010г.

г.Жердевка

«Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли….чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                                                                           Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

АКТУАЛЬНОСТЬ

             В наше время, в эпоху научно-технического прогресса, жизнь  становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.  Новые  жизненные условия, в которые поставлены современные обучающие, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

            В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т. С. Комарова, Н. М. Конышева, М. В. Крулехт, Н. А. Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.

           Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно начинаться уже с первых дней жизни ребенка.  Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый, он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

         Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству  и, конечно, к прекрасному, в самом высоком широком смысле этого слова.

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания  и  индивидуальности ребенка.          

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети

познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

             Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

        Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.

           Работа с разными природными, бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, ит.д. имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

         Хорошо, что у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный почерк. Часто благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению. Серьезное отношение к интересам детей поможет развить его таланты, поможет научить его создавать, что -то своими руками.

Целью моей работы:

  • развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда.
  • развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

  • учить создавать выразительный образ своими руками;
  • учить правильно пользоваться различными изобразительными средствами;
  • учить отображать особенности изображаемого предмета;
  • учить использовать различный материал;
  • учить делать объемные игрушки;
  • развивать воображение и творчество;
  • развивать навыки художественного мастерства;
  • развивать фантазию, изобретательность, моторику рук;
  • развивать интерес к самовыражению;
  • воспитывать  доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • формировать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать стремление к усидчивости, терпению.

Задачи работы с детьми 5-6 лет.

  •  учить ориентироваться в задании, умение анализировать объект, условия работы;
  • учить планировать ход работы над изделием;
  • учить контролировать свою работу;
  • учить определять правильность действий и результатов;
  • учить оценивать качество готовых изделий;
  • обучать детей простейшему сенсорному анализу;
  • развивать тактильную чувствительность;
  • развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
  • развивать фантазию, изобретательность;
  • развивать интерес к самовыражению;
  • развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
  • совершенствование мелкой моторики руки;
  • воспитывать желание заботиться о близких, сопереживать им;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам, как к результату своего труда;
  • воспитывать устойчивое стремление к оказании помощи;
  • помочь детям преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом.

Задачи работы с детьми 6-7 лет.

  • обучить конкретным трудовым навыкам;
  • обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
  • познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
  • формировать эстетический, художественный вкус;
  • развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
  • поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
  • воспитывать нравственные качества детей;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма
  • воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

         Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога  можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

      Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” педагога по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом.

        Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения дошкольников. Но задержка младших дошкольников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям  работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а педагогу  иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Принципы построения педагогического процесса.

  • От простого к сложному.
  • Системность работ.
  • Принцип тематических циклов.
  • Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

  • Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
  • Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  • Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

       Основной формой работы являются занятия один раз в неделю. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, участие в смотрах, конкурсах детского сада, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап -знакомство со свойствами материалов.

2 этап- обучение приемам изготовления.

3 этап- изготовление поделок.

      После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

    Работа с родителями предполагает: папки-раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы.

     Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год).  Продолжительность занятий с каждой группой - не более 20 минут в средней группе,  25 минут – в группе старшего возраста, 30 минут – в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы.

    В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

     Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, с тканью, работа с нитками, с природным и бросовым материалом)  и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление   различных полезных предметов для  сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень работ. Программа рассчитана на детей   дошкольного возраста от 4-7лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать детям  художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших дошкольников  объектов труда.

       Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дошкольника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у  детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.

       Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт

      Тематика, содержание, сложность и трудоемкость  заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей дошкольников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

   Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Разделы программы.

В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом», «Работа с соленым тестом».

I Работа с бумагой и картоном -  присутствуют во всех возрастных группах. Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

     Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу- объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

      Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

       Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

II. Работа с природным материалом -      заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

     Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

III. Работа с тестом.

    Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.

IV. Работа с бросовым материалом.

    «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

    Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

        Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

        При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

V. Работа с тканью.    В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

VIРукоделие из ниток.

     Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

     Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

Овладеют различными приемами преобразования материалов.

Освоят обобщенные способы работы.

Разовьют познавательные, конструктивные способности.

Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

Разовьется поисковая деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду.

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                            Поделки                                                                            Игры

                                                                                            Поделки

                                                                                            Конкурсы

                                                                     

                                                                                             

                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                             Беседы                                                                                                                                                           Беседы

                                                                                             Консультации

                                                                                             Семинары

                                                                                              Опыт работы

                                                 

                                                                                                Поручения

                                                                                                Встречи

                                                                                                Стенды

                                                                                                Папки

                                                                                                Выставки                                                                                                                                                                                    

ФОРМЫ РАБОТЫ

 

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН КРУЖКА  «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ"

 

 

 

 

                            ГРУППЫ

 

 

п/п

Название темы

 

Средняя

Старшая

 

Подготовительная

 

 

 

 

группа

группа

 

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Работа с бумагой и картоном

5

 

6

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Работа с природным

5

 

5

 

5

 

материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Работа с соленым тестом

5

 

5

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Работа с бросовым

 

5

 

5

 

5

 

материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Работа с нитками

 

4

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Работа с тканью

 

5

 

6

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого в год

 

29

30

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длительность одного занятия

20 минут

25 минут

 

30 минут

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛИ

МАТЕРИАЛ

Сентябрь

Работа с природным материалом

«Козлик»

«Вкусный гриб»

«Ежик»

«Кораблик»

«Кактус»

Познакомить детей с разнообразием природного материала и использованием его в изготовлении поделок. Познакомить детей со свойствами природного материала: (ломается, склеивается, плавает, намокает); познакомить с инструментами: ножницы, шило; и правилами безопасной работы. Учить детей делать поделки, творчески мыслить.

Картофель, палочки, крупа, шишки, фисташки, листья, клей.

Ноябрь

Работа с соленым тестом

«Подсолнух»

«Ваза с цветами»

Коллективная работа коллаж «Чудо –яблонька»

«Морские звездочки»

«Снеговик»

Познакомить детей со свойствами соленого теста: режется, рвется, легко преобразуется, смешивается с краскам. Позволяет проработать даже маленькие детали, безопасно для детей, можно сушить как на воздухе, так и в духовке. Развивать восприятие формы предметов, развивать речь, мелкую моторику рук.

Семена подсолнуха, кинзы, кора дерева, бусинки.

Декабрь

Январь

Работа с бросовым материалом

«Фоторамка»

«Стаканчики для карандашей»

«Веер»

«Колокольчики на елку»

«Карамельное солнышко»

Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы.

Картон, пазлы. одноразовые вилки. стаканчики, упаковочная бумага, ножницы, клей.

Февраль

Работа с нитками

«Елочка»

«Колобок»

«Дельфин»

«Мышка»

Познакомить детей с новым видом деятельности и научить реализовать свои поделки. Научить детей выполнять основные приемы заполнения геометрических фигур.

Нитки, бумага. ножницы,клей.

Март

Работа с тканью

«Игрушка –хлопушка»

«Подарок для мамы»

«Веселые человечки»

«Рыбка»

«Цветок для Дюймовочки»

Познакомить детей с тканью и ее свойствами: сшивается, стирается, режется, мокнет, рвется, мнется. Научить детей преобразовывать кусочек ткани в картинку, поделку. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Ткань, бумага, ножницы, клей.

Апрель

Работа с бумагой

«Матрешка»

«Овечка»

«Одуванчик»

Коллективная работа «Букет сирени»

«Клубничка»

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами: легко режется, мнется, рвется, впитывает воду, склеивается, плохо разглаживается руками, но гладится утюгом.

Бумага, ножницы, клей, нитки, проволока.

Май

Выставка работ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛИ

МАТЕРИАЛ

Сентябрь

Октябрь

Работа с природным материалом

«Соломенные птички»

«Старичок- лесовичок»

«Пингвины»

«Страна макарония»

«Деревья»

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из разных материалов. Способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

Веточки, шишки, сухая трава, семена ясеня, иголки сосны, перья, фисташки, клей, нитки, проволока.

Ноябрь

Работа с тестом

«Ароматный ежик»

Коллаж «Подводное царство»

«Собачка»

«Подсвечник»

«Снегурочка и Дед Мороз»

Познакомить детей с технологией приготовления соленого теста и выполнения поделок из него. Развивать у детей эстетические чувства, навыки самостоятельного творчества. Воспитывать бережное отношение к игрушкам как к результатам труда.

Тесто, бисер, расческа, нитки, семена гвоздики, веточки.

Декабрь

Январь

Работа с бросовым материалом

«Забавные улитки»

«Вазочка»

«Паучок»

«Новогодние колокольчики»

«Кукла из носка»

Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала, и его использовании при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности с мелкими деталями, клеем, ножницами. Развивать фантазию, воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Ножницы, клей, трубочки, ячейки из под яиц, пуговицы бусинки, коробочки.

Февраль

Работа с нитками

«Шарики-паутинки»

«Веселые помпончики»

«Снежинка»

Продолжать знакомить детей с навыками работы с нитками при изготовлении поделки. Повторить технику безопасности при работе с клеем. Ножницами. Развивать усидчивость, творческие способности, фантазию. Воспитывать аккуратность, четкость при выполнении поделки.

Нитки, клей, ножницы, бусинки, пуговицы, баночки.

Март

Работа с тканью

!Яблоко»

«Грибок»

«Вишенки»

«Божья коровка»

«Шляпка-игольница»

«подснежниками»

Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки, преобразовывая ее  с помощью клея и стэплера. Повторить технику безопасности с иголкой. Развивать у детей способность к созданию поделок, усложняя их по желанию, проявляя фантазию, желание работать и доводить начатое дело до конца.

Ткани разных видов, иголка, клей, ножницы, пуговицы, бусинки, тесьма.

Апрель

Май

Работа с бумагой

«Бусы из комочков»

«Сова»

«В бурю»

«Необычные ладошки»

«Декоративный цветок»

«Тигренок»

Продолжать знакомить детей с различными видами бумаги и их свойствами, продолжать выполнять поделки. умение работать по схеме, рисунку Познакомить с техникой торцевания. Развивать усидчивость, внимание, аккуратность и сообразительность, самостоятельность, фантазию, творчество. Воспитывать чувство сострадания, умение прийти на помощь.

Бумага разной фактуры, клей, ножницы, нитки, бисер.

Май

Выставка работ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛИ

МАТЕРИАЛ

Сентябрь

Октябрь

Работа с природным материалом

«Розочка»

«Фисташковый натюрморт»

«Чебурашка»

«Домовенок Кузя»

«Чайный сервиз»

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного материала. Учить видеть необычное в обычном. Закреплять навыки работы, соблюдая правила безопасности. Поддерживать чувство гордости за свой труд, и удовольствия его результатам. Развивать коммуникативные навыки.

Ракушки, шишки, палочки, проволока, картон, семена, кожура апельсина, желуди, пуговицы, клей, нитки, веревка.

Ноябрь

Работа с соленым тестом

«Декоративная тарелочка»

«Пингвин»

Коллективная работа «Корзина с цветами»

«Веселые буквы»

Продолжать знакомить с технологией приготовления соленого теста и выполнении поделок из него. Способствовать развитию самостоятельной активности детей. Развивать эстетические чувства, навыки самостоятельного творчества. Развивать стремление к партнерским отношениям со сверстниками и взрослыми.

Соленое тесто, картон, тесьма.

Декабрь

Январь

Работа с бросовым материалом

«Пингвины из бутылочек»

«Колокольчики для ветра»

«Дракон Перчаткин»

«Смешная елочка»

«Собачка из перьев»

Продолжать знакомить детей с разнообразием бросового материала и использовать его в своих поделках. Закрепить умение работать ножницами, отверткой, соблюдая правила безопасности, используя ранее полученные знания. Развивать творчество, фантазию, способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей.

Баночки, палочки, перья, перчатки, гвозди, клей, молоток, нитки, иголка.

Февраль

Работа с нитками

«Колобок на прогулке»

«Осьминог»

«Снеговик»

«Кукла»

Продолжать учить детей работать с нитками, научить обматывать колечко  нитками, делать поделки из ниток промазанные клеем, делать узелки, надрезы. Развивать усидчивость, внимание, сосредоточенность, мелкую моторику рук.

Нитки, клей. Ножницы. Игла, картон, бусинки, тесьма.

Март

Работа с тканью

«Снеговик у елки»

Коллаж «Волшебный лес»

«Салфетка для мамы»

«Веселый цирк»

«Рыбка» (мягкая игрушка)

«Цветущая лужайка»

Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному, то чего не достает воплощению замысла. Учить творчески мыслить, развивать художественный вкус. Развивать интерес к самовыражению, способствовать развитию мелкой моторики рук. Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Ткань, трафареты, кружево, пуговицы, клей, ножницы, нитки, иголка, бусинки.

Работа с бумагой и картоном

«Курочка Ряба»(мозаика)

«Весенний букет»

«Аленький цветочек»

«Миндальное дерево»(2 занятия)

Выставка детских работ

Продолжат учить детей работать с бумагой и картоном. Познакомить детей с новой техникой- квилинг, бумагоскручивание, повторить технику –торцевание. Способствовать развитию умения планировать свою предстоящую работу. Развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук.

Бумага, картон, нитки, ленточки, пуговицы, клей, ножницы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. З.А. Богатеева "Аппликация в детском саду" Москва Просещение 1988г.

2.М.А.Гусакова "Аппликация"

3. Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология "Умные руки" Издательство "Учебная литература 2010 г.

4. Л.Н.Смирнова "Поделки своими руками" Москва Издательство "Вече" 2002г.

5. И.М.Петрова "Оъемная аппликация" Санкт-Петербург Детсво -Пресс 2002г.

6. Ю.А.Майорова "Идеи для творчества" Нижний Новгорож ООО Издательство "Доброе слово" 2011г.

7. И.В.Новикова "Фигурки и игрушки из ниток и пряжи". Ярославль Академия развития 2011г.

8. ЗАО "Доброе слово" Нижний Новгород "Поделки. Мкастерим вместе с детьми" 2010г.

9. Журнал "Дошкольное воспиатние" №3-2010г.

10. Журнал "Дошкольное воспитание" № 10 -2009г. 11. Журнал "Обруч" № 2 - 2008г.

11. Л.В.Пентелеева, Е.Каменов, М.Станович "Худодественный труд в детских садах СССР и СФРЮ"

Москва - Белград "Просвещение" 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....

Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)

Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....

Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)

программа кружка художественно-эстетической направленности...

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...