Перспективное планирование «Приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по программе «От рождения до школы».
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» содержит четко поставленные основные цели и задачи по приобщению детей к искусству. Одной из таких задач в тематическом модуле «Приобщение к искусству» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста является знакомство детей с архитектурой, в частности: «продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения. Развивать умение выделять сходство и различие архитектурных сооружений одинакового назначения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_arhitektura.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Токарева И.В.

                                                                                                   ГБОУ  Школа № 2127, г. Москва,

                                                                                                                               воспитатель.

Перспективное планирование «Приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по программе «От рождения до школы».

В соответствии с федеральным государственным  образовательным стандартом дошкольного образования  «Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».(пункт 2.6 ФГОС ДО). В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» содержит четко поставленные основные цели и задачи по приобщению детей к искусству. Одной из таких задач в тематическом модуле «Приобщение к искусству» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста является знакомство детей с архитектурой, в частности: «продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения. Развивать умение выделять сходство и различие архитектурных сооружений одинакового назначения. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки и т.д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие - в каждом городе свои. Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений , сказочных построек…». В соответствии вышеизложенными целями и задачами   было составлено примерное перспективно-тематическое планирование по приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой.

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с архитектурой.

Другие формы ООД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Взаимодействие педагога с детьми в других видах деятельности.

сентябрь

«Красна изба». Дать представление о жилище наших предков-славян: внешним видом избы, ее расположением, материалом, из которого она строилась. Познакомить детей с таким видом архитектуры как деревянное зодчество. Учить вычленять отдельные элементы декора деревянных зданий.

Рисование «Дом с резными ставнями».

«Наша древняя столица».

Лепка «Избушка на курьих ножках».

Моделирование «Старинный русский костюм».

Изготовление посуды из глины (соленого теста) с декоративным орнаментом.

Знакомство детей с красотой родного края через произведения русских художников: И. Шишкина, И. Левитана, А. Пластова, В. Васнецова. Беседа: «Как жили наши предки в старину». Экскурсия к деревянным постройкам.

октябрь

Архитектурный ансамбль «Московский Кремль». Продолжать знакомить детей с историей создания Московского Кремля – центральной части города. Дать представление об архитектуре башен Московского Кремля: каменный шатер, ярусные украшения. Въездные арки, башенные часы.

Рисование «Московский Кремль». Аппликация «Кремлевская стена». «Елка на Красной площади».

Декоративная лепка «Сувениры для московской ярмарки». Моделирование «Народная игрушка» (тесто, глина, бросовый материал).

Создание мини – музея «Моя Москва»: иллюстрации исторических мест, подбор тематической литературы. выставка изделий детского творчества по данной тематике.

Викторина «Знатоки Москвы».

ноябрь

«Храмовая архитектура». Дать детям представление о храмовой архитектуре. Рассказать о том, что люди воздвигали храмы в честь памятных событий. Рассмотреть отличительные черты храмовой архитектуры.

Рисование «Успенский Собор – главный собор земли русской». Аппликация «Собор Василия Блаженного». Конструктивно-модельная деятельность «Строители Кремля». Коллаж «Золотые купола России».

Рассмотреть фотоиллюстрации храмов, соборов, исторических памятников. Художественная литература: И. Черницкий «Есть на свете город», М. Лисянский «Золотая на веке веков», М. Исаковский «Москва».

декабрь

«Архитектурные стили». Познакомить детей с некоторыми архитектурными стилями: готика, барокко, классицизм. Дать представление об их характерных особенностях: высокие крыши с острыми шпилями. Стрельчатые окна и арки, каменное кружево в готике; простота форм. Монументальность в классицизме. Учить детей вычленять отдельные элементы декора.

Рисование «Цветные витражи», «Дворец для снежной королевы». Аппликация «Сказочный город». Конструирование «Страна доброй волшебницы». Дизайн обоев для детской комнаты «Интерьер для кукольного уголка». Изготовление альбома «Цветные витражи».

Рассматривание иллюстраций В. Конашевича к сказкам Г.Х. Андерсена и Братьев Гримм. Открытки «Государственная Третьяковская галерея». Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Старый дом». Игра с калейдоскопом.

январь

«Монументальная скульптура».

Познакомить дошкольников с монументальной скульптурой: фонтан «Дружбы народов», памятники историческим личностям: Ю. Гагарину, Петру 1 и др. Дать представление о военных барельефах и конных статуях.

«Лесная скульптура» (из природного материала). Создание мини-музея «Маленький скульптор» (лепка малых скульптурных форм из соленого теста, глины, пластилина).

В книжном уголке: иллюстрации  изображений монументальной скульптуры, подбор художественного материала.

февраль

«Медальерное искусство».

Знакомить детей с предметами медальерного искусства: медалями, монетами. Понимать значение символов, изображенных на них. Понимать медальерное искусство как средство выражения отношения автора к какому-то событию.

Изготовление и дизайн значков: «Значок жителей сказочной страны», «Значок покупателей игрушечного магазина». Дизайн обложки для любимой книги. «Цирковая афиша». Дизайн плакатов.

Рассматривание различных значков, сувенирных значков разных городов, монет. Обсуждение обложек книг, печатных плакатов, афиш.

март

«Чугунное кружево».

Познакомить детей с изделиями русских мастеров-ковалей и кружевниц. Учить детей видеть тонкость работы, композиционное решение. Декоративность узора. Видеть в орнаменте чугунных решеток сходство с другим видом искусства – кружевоплетением и росписью по дереву.

Рисование «Ограда волшебного замка», «Морозные узоры». Аппликация «Ледяной дворец для Снегурочки», «Роспись посуды хохломским узором». Декоративное плетение из нитей: трехпрядная косица, поясок. Составление зимней икебаны.

Знакомство детей с народно-прикладным искусством: образцы русского кружева, вышивка, работа ковалей (чеканка), образцы росписи по дереву.

апрель

«Москва – космическая».

Познакомить детей с архитектурными сооружениями. Посвященными космосу: монумент «Покорители космоса», «Музей космонавтики», памятник К.Э Циолковскому. Закрепить знания детей о космосе и космонавтах.

Рисование «Лунный пейзаж», «Наша планета – Земля». Аппликация «Космос». Конструирование «Космодром». Макет «Солнечная система». «Космический коллаж». Организация мини-планетария из работ детей.

Выставка иллюстраций памятниками космонавтам, космических кораблей, звездного неба, планет, солнечной системы. Читаем детям: Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах. Ю. Дмитров «Соседи по планете.

май

«Путешествие к чудесам света».

Познакомить детей с характерными признаками архитектуры других стран.

Конкурс – викторина «Где мы побывали, что мы повидали». Изготовление масок. Составление африканского ландшафта. Рисование «Египетские пирамиды».

Рассматривание географической карты. Иллюстрации с изображением знаменитых архитектурных сооружений разных стран.

 Список использованной литературы

  1. Приказ Министерства образования  и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
  2. Основная образовательная программ дошкольного образования «От рождения до школы».
  3. Комарова Т.С.  «Изобразительная деятельность в детском саду».
  4. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» средствами программы «Омское Прииртышье» (выступление в рамках пед. марафона в БОУ ДПО "ИРООО")

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  средствами программы «Омское Прииртышье»...

Опыт работы по теме "Реализация образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" средствами программы "Омское Прииртышье"(в рамках 15-го областного педагогического марафона) и статья в Сборнике материалов IХ Межрегиональной НПК

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разде...

Конспект занятия – экскурсия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015

Конспект занятия - экскурсия по патриотическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы»Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраст...

Фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015

В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально...

Календарно-тематическое планирование образовательной работы в средней группе №2 в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Комплексное занятие №1«Мои любимые игрушки в группе» (предметное рисование)вызывать у детей интерес к детскому саду, к игровому уголку в группе...