Рабочая программа по дополнительному образованию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Туяна Сергеевна Кулакова

кружок "ЛЕГО-конструирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lego_konstruirovaniyu_t.s.docx378.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. Пояснительная записка.

2.Цели и задачи  программы.

3.Подходы к формированию Программы

4.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, воспитывающихся в МБДОУ  детский сад №11 «Березка».

5. Планируемые результаты освоения Программы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению дополнительной Программы.

2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников и социальными партнерами.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

1. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной Программы.

2. Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».

         

         ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Игры для детей разных возрастных групп.
  2. Методические материалы и средства обучения и воспитания.

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы по «ЛЕГО – конструированию» 1 год. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 5 до 6 лет.

В программе представлены различные разделы, но основными являются:

  • конструирование по образцу,
  • конструирование по модели,
  • конструирование по условиям,
  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
  • конструирование по замыслу,
  • конструирование по теме.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для  детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут.

2.Цель: развитие конструкторских способностей детей.

Задачи:

  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  • приобщить детей к миру технического изобретательства;
  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

Дополнительная общеразвивающая программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.   Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.  

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» содержит игры для всех возрастных групп детского сада, проекты совместной деятельности педагога с детьми, содержит перспективное планирование занятий для детей старшей группы.

Кубик ЛЕГО – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, креативного и вдохновляющего обучения. Потому что, играя в ЛЕГО, дети создают свой собственный и познают окружающий их мир.

Глубокая внутренняя мотивация детей – это ключ к проведению успешного и эффективного занятия. Система обучения ЛЕГО  основана на примерах из реальной жизни и практическом подходе  к получению знаний идеально подходит для эффективной мотивации детей 21 века. Возможность получения практического опыта как нельзя лучше мотивирует детей. Когда дети получают возможность решать реальные проблемы и задачи, используя предложенный инструментарий для создания и демонстрации своих собственных решений, они берут процесс обучения в свои руки. ЛЕГО – технология предлагает эффективные образовательные инструменты, разработанные, чтобы пробуждать у детей  естественное любопытство и желание исследовать, изобретать и вновь открывать для себя этот удивительный мир.

Стратегию деятельностного обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. 

  1. Принципы к формированию дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию»

В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:

  • принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование»

  • Реализация дополнительной общеобразовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
  • Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  1. Возрастные особенности развития детей

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Развитие социальных навыков.

Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети с удовольствием играют «в настоящую жизнь», которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.

Развитие мышления.

Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых.

Речевое развитие.

Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться». Взрослые должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло.

Развитие творческих способностей.

Детям данного возраста нравится чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Физическое развитие.

В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие  и сложные движения пальцами.

5.  Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию»

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
  • ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
  • ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
  • ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
  • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
  • знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

  1. Содержательный раздел
  1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению дополнительной Программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» состоит из обязательной части.

Дополнительный образовательный процесс МБДОУ детского сада № 11 «Березка» выстроен в соответствии с Методическим пособием «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Е. В. Фешина – М., ТЦ «Сфера», 2012 и направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды организации детей: совместная  деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.

                                                                                                                         

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

игровые упражнения;

Игровая

сюжетные игры;

развивающие игры;

дидактические игры;

режиссерские игры.

Изобразительная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;                                                                                                                             реализация проектов

Коммуникативная

беседа;

ситуативный разговор;

составление и отгадывание загадок;

сюжетные игры;

общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

придумывание историй;

создание сказок.

Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице)

совместные действия;

дежурство;

поручение;

задания;

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций;  

проектирование решения проблемы;

моделирование;  

реализация проекта;  

познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

исследования объектов окружающего мира;

посещение гостей;

Конструирование

конструирование из различного материала: конструкторы, модули.

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по условиям;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу;

конструирование по теме.

Организация, содержание и методы обучения конструированию

Старшая группа:

Первое полугодие:

- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;

- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;

- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей, фотографий;

- продолжать знакомить с новыми деталями;

- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;

- учить заранее, обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.

Второе полугодие:

- учить работать с мелкими деталями;

- создавать более сложные постройки;

- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;

- учить рассказывать о постройке других воспитанников;

- самостоятельно распределять обязанности;

- учить помогать товарищам в трудную минуту;

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;

- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.

Перспективное планирование в старшей группе

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника.

Разные домики

Учить строить домики разной длины и величины.

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте.

Учить строить корабли.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Катер

Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы).

Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части.

Обогащать речь обещающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».

Пароход

Закреплять знания о водном транспорте.

Закреплять навыки конструирования.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Зоопарк

Закреплять представления о многообразии животного мира.

Развивать способность анализировать, делать выводы.

Слон

Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора.

Развивать творческие навыки и терпение.

Верблюд

Учить строить верблюда.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

Домашние животные

Учить строить собаку и кошку.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Дети

Учить строить девочку и мальчика из большого ЛЕГО-конструктора «Дупло».

Дом фермера

Учить находить материал для постройки.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Февраль

Грузовой автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой машины из ЛЕГО-конструктора.

Учить правильно соединять детали.

Пожарная часть

Рассказать о профессии пожарного.

Учить строить пожарную машину и пожарную часть.

Выучить телефон пожарной части.

Самолет

Закреплять знания о профессии летчика.

Учить строить самолет по схеме.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.

Беседка

Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).

Учить строить беседку.

Пастбище

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека.

Воспитывать любознательность.

Учить строить загоны для домашних животных разными способами.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Рассказать о первом космонавте нашей страны.

Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке.

Светофор, регулировщик

Закреплять знания о светофоре.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Робот

Показать игрушку робот.

Учить строить робота.

Речные рыбки

Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора.

Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Май

Аквариум

Познакомить с обитателями аквариума.

Учить строить аквариум.

Лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием.

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

Попугай

Продолжать знакомить с плоскостным конструированием.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

знать

  • основные части и характерные детали конструкций.
  • новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги)

уметь

  • устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни
  • анализировать сделанные модели и постройки
  • создавать разнообразные постройки, конструкции, модели
  • заменять одни детали другими
  • строить по схеме, по инструкции
  • самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
  • работать коллективно.

иметь представление

  • о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта, модели
  • о способах различных конструктивных решений и планировании создания собственной постройки, модели, конструкции

  1. Формы работы с родителями по познавательному развитию детей
  • Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умения общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
  • Создание в группе при поддержке родителей выставок "Вторая жизнь вещей",   "История вещей", "История изобретений" с целью расширения кругозора дошкольников.
  • Организация выставок "Наши увлечения" с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
  • Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам (Лего-конструирование, робототехника).
  • Участие родителей в организации в дошкольном учреждении встреч детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.
  • Леготека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
  • Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными техниками ЛЕГО-конструирования.

Формы работы с родителями по речевому развитию детей

  • Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических бесед "Мои любимые игры и игрушки", "Игрушки из бросового материала", "Игры маминого детства", по организации выставки семейных игрушечных реликвий на тему "Друзья детства".

Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей

  • Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка ("Как познакомить детей с различными видами конструирования", "Как создать дома условия для развития творческих способностей детей", "Развитие креативности дошкольника").
  • Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

Направления и формы работы с семьей по физическому развитию и воспитанию здорового ребенка

  • Обучение конкретным приемам развития мелкой моторики рук.

III Организационный раздел

  1. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».

Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,  материально-техническим и финансовым условиям реализации дополнительной общеобразовательной, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО-конструирование» должны быть обеспечены следующие  психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

  1. Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование»

Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:

  • воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой;
  • методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
  • материально-техническое и финансовое состояние.

 Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной общеразвивающей  программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.


Диагностическая карта в старшей группе

Ф.И. ребенка

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умение рассказать о постройке

1.Гао Саша

2.Витковский Денис

3.Заляев Сармат

4.Бадмажапова Таня

5. Кушнир Вова

6.Нарянов Дамир

7.Очиров Артем

8.Полуян Кирилл

9.Полежаев Мирослав

10.Тубчинова Инесса

11.Чмелев Егор

12.Батомункуев Тимур

13.Поломошнова Надя

14.Спиридонова Ульяна

15.Жамбалова Дари

16.Когуа Ярослав


Приложение

  1. Игры для детей. Старшая группа.

Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Ход игры

Чья команда быстрее построит

Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Набор ЛЕГО-конструктора, образец.

Дети объединяются в две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу. Подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Найди такую же деталь, как на карточке.

Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора

Карточки, детали ЛЕГО-конструктора, плата.

Дети по очереди берут карточку с чертежом детали ЛЕГО-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

Таинственный мешочек

Учить отгадывать детали конструктора на ощупь

Наборы деталей конструктора, мешочек

Педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь. Отгадывают и всем показывают.

Разложи детали по местам

Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора

Коробочки, детали ЛЕГО-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг)

Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяют детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

Светофор

Закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память

Кирпичики ЛЕГО красного, желтого, зеленого цвета.

1-й вариант Педагог - «светофор», дети -  «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут.

2-й вариант

На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.

2.Методические материалы и средства обучения

Оборудование центров развития детей в групповом помещении

Социально-коммуникативное развитие детей

  •  Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Школа», «Автосервис».

Познавательное  развитие детей

  • Уголок конструирования: конструкторы для мальчиков,  «Дом Мод» - образцы сумочек, украшений, одежды для девочек.
  • Ноутбук
  • Детский планшетный компьютер
  • Телевизор
  • DVD - проектор

Речевое развитие детей

Сюжетно-ролевые игры для ознакомления с миром взрослых и профессиями: «Поликлиника», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Гаражный комплекс», «Наша Армия», «Интернет-кафе».

Художественно-эстетическое развитие детей

  • Уголок изобразительной деятельности и дизайна - средства изобразительного искусства, наборы  и образцы декоративного искусства.

Физическое развитие детей

Физкультурный уголок: картотека пальчиковых  игр.

Программно-методическое обеспечение

Социально-коммуникативное развитие

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2007

Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008

Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006

В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012

В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012

В. А. Деркунская  «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012  

Познавательное развитие

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012

В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011

Речевое  развитие

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в игре - М. «Скрипторий», 2008

А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008

Л. В. Чернецкая Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005

Художественно-эстетическое развитие

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Т. И. Гризик «Умелые пальчики»  5-7 лет - М., Просвещение, 2012

Физическое развитие

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7  лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Оснащение и оборудование методического кабинета и музыкально-спортивного зала, групп

Оборудование музыкально-спортивного зала

  • музыкальный центр - 1
  • проектор – 1
  • экран -2

Оборудование для конструктивной деятельности в группе

  • мольберт
  • Набор ЛЕГО «Большая ферма»
  • Набор ЛЕГО «Café+»
  • Городская жизнь LEGO
  • Мои первые конструкции
  • Мои первые конструкции. Карты для конструирования.
  • Моя первая история
  • Строительные машины»
  • Сказочные и исторические персонажи LEGO
  • Городские жители
  • Работники муниципальных служб LEGO
  • Гигантский набор DUPLO
  • Общественный и муниципальный транспорт 4+
  • Общественный и муниципальный транспорт DUPLO 2+
  • Конструктор ЛЕГО «Построй свою историю»
  • Программное обеспечение и набор заданий ЛЕГО «Построй свою историю».
  • Набор «Учись учиться»
  • Набор «Первые механизмы»
  • Комплект заданий к набору «Первые механизмы»
  • Набор «Первые конструкции»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по дополнительному образованию (изобразительная деятельность) в ЦИПРе

Рабочая программа по изобразительной деятельности (дополнительное образование) в Центре игровой поддержки ребёнка. Возраст детей от 6 месяцев до 3 лет. Занятия проходят в виде игровых сеансов совместн...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...