Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Кобзарева Ирина Николаевна

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, парциальной программы «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Данная программа предполагает развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
STEAM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем­-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для
себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты ­ вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_317.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 317»

Утверждаю

Заведующий  МБДОУ № 317

_________И. Н. Баринова.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Младшая группа

О. А. Зыкова

                                                                                       

                                                                                              Автор-составитель:

                                                                        Кобзарева И. Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, парциальной программы «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Данная программа предполагает развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
STEAM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для
себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты  вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

1 . Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект

5. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

7. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).

• О человеке.

• О предметном мире.

Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций;

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

  • Комплекты материалов и оборудования для создания исследовательской экологической лаборатории «Элти-Кудиц»
  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации кружка – 1 год, Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей 3-4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Взаимодействие с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково исследовательской деятельности дошкольников дома».

 Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке:
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
  • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
  • Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
  • Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
  • Практическая часть: открытое занятие для родителей.
  • Оформление папки «Мои открытия»
  • Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку»

 

Сентябрь

Дата

Форма работы

Оборудование и материалы

6.09.19

 1.

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, что такое эксперимент, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

                                                                     

13.09.19

 2.

Эксперимент “Какого цвета вода? ”.

Цель: помочь детям определить, что вода-бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет.

Комплект воронок (VIN 52109)

набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) пробирки с цветными крышками (МАХ КА7608)

20.09.19

 3.

Исследование “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Предметы из стекла, фарфора;

Цветные стёклышки для детского творчества;

Иллюстрации стеклянных изделий.

27.09.19

 4.

Эксперимент «Что такое воздух?»

Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха: отсутствие цвета и формы, лёгкость, способность двигаться;

Комплект воронок (МАХ ХЛ7613В)

Пробирки большие на подставке (МАХ КА7601)

Пробирки для экспериментов (VIN52103)

Октябрь

4.10.19

 5.

Эксперимент «Есть ли у воды вкус и запах»

Цель: определить вместе с детьми вкус и запах воды; познакомить с понятием «пресная вода»

Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213)

11.10.19

 6.

Исследование «В царстве камней»

Цель: расширять знания детей о камнях; учить определять свойства камня: цвет, гладкость, плавучесть;

Различные камни

Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410) Набор мерных пробирок (МЩ95239)

18.10.19

 7.

Эксперимент «Где может прятаться воздух?»

Цель: показать, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его можно обнаружить, опуская предметы в воду.

Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой (МАХ КА7760)

Пинцет (МАХ ОД7439В)

Камни, шишки и пр.

25.10.19

 8.

Исследование «Знакомство с глиной»

Цель: исследовать свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая – во влажном); обогатить представления детей об использовании глины человеком.

Чашки Петри для глины сухой и влажной;

мерные стаканчики (МАХ КА7605В)

лупа «Любопытный глаз», пипетка

Ноябрь

9.11.19

 9.

Эксперимент «Бумага, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства

Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит)

Лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, МАХ КА7417В Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В Пинцет.

15.11.19

10.

Исследование «Собираем коллекцию камней»

Цель: посредством собирания коллекции камней и её описания развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать.

Переносной стаканчик-увеличитель (МАХ КА7431)

Коробка с ячейками;

Лупа «Любопытный глаз (МАХ КА7410)

22.11.19

 11.

Эксперимент-исследование «Воздух и запах»

Цель: расширять представление детей о воздухе, показать, что воздух передаёт различные запахи, но сам ничем не пахнет. Рассказать о том, что растения очищают воздух.

Лупа

 набор мерных стаканчиков (МЩ 95213)

мыло, долька чеснока,

кожица апельсина, духи, хвоя;

29.11.19

 12.

Исследование «Песок и его свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, если сухой); дать представление о его происхождении;

Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой (МАХ КА7760)

Иллюстрации пустыни и её обитателей, сухой песок;

Декабрь

6.12.19

 13.

Эксперимент «Что будет с водой на морозе?»

Цель: с помощью опыта показать детям, что вода на морозе переходит в твёрдое состояние-лёд;

Набор мерных стаканчиков (MIN 95213)

Пробирка MIN95239

Вода

Фломастер

13.12.19

 14.

Исследование «Пластмасса, ее качества и свойства»

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость) 

Пластмассовые стаканчики, вода, спички, Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В

20.12.19

 15.

Эксперимент «Тонет-не тонет»

Цель: опытным путём определить, предметы из каких материалов тонут в воде. Показать, что плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от формы.

Комплект пробирок «Гигант» (МАХ КА7760),

Пипетка, ложка;

Пробирки для экспериментов;

Комплект воронок (VIN85801)

27.12.19

 16.

Эксперимент «В пустыне»

Цель: познакомить детей с песчаной пустыней. Опытным путём определить, что песок впитывает воду, а сильный ветер может поднимать сухой песок, образуя песчаную бурю.

Комплект пробирок «Гигант» (МАХ КА7760),

Пипетка, ложка;

Песок.

Январь

10.01.20

 17.

Эксперимент-Исследование “Разноцветные льдинки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Формочки для льда, пищевой краситель разных цветов, вода,

Пробирки для экспериментирования;

17.01.20

18.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Магниты различной формы и размера, металлические предметы;

Небольшие пластмассовые и деревянные игрушки;

24.01.20

 19.

Исследование «Удивительный мир стекла»

Цель: уточнить представление о том, что стекло разнообразно (прозрачное, хрупкое, цветное, гладкое). Формировать знания о значении стекла в жизни человека.

Колба, баночки, стаканы, цветные стёкла, посуда.

31.01.20

 20.

Исследование «Легкий - тяжелый»

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Разнообразные предметы и игрушки; Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В с песок, листья, камешки, пух, вода

Февраль

07.02.20

 21.

Эксперимент «Горячо-холодно»

Цель: Формировать умение определять температуру веществ и предметов

 

Набор мерных стаканчиков (MIN 95213)

Пробирка MIN95239

Вода

14.02.20

 22.

Исследование: «Как из снега получить воду?»

Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления

Снег, МАХ КА7452 Походный стаканчик для наблюдения (2шт.)

21.02.20

 23.

Исследование: «Что в коробке»

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

 Коробка, фонарик, свечка, лампа      

Лабораторные контейнеры с крышкой (3 шт), МАХ КА7439В

31.02.20

 24.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Пробирка 0,5 л (MIN95239)

Вода, фломастер

                                                     Март

07.03.20

 25.

Эксперимент «Что растворяется в воде?»

Задачи: определить какие вещества растворяются в воде, а какие-нет, какие свойства веществ проявляются при смешивании их с водой.

Комплект воронок (VIN 52109)

Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213)

14.03.20

 26.

Исследование «Резина, её качества и свойства»

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, Пробирки большие на подставке

Пинцет,

Ёмкость с водой;

20.03.20

 27.

Исследование «Сравнение песка и глины»

Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать

стаканчики, песок и глина, подносы, вода, Пробирки 0,5 л (MIN95239)

27.03.20

 28.

Эксперимент «Вдох-выдох» «Игры с соломинкой»

Задачи: расширять представление о воздухе, способах его обнаружения, о необходимости воздуха для жизнедеятельности человека и о времени, в течение которого человек может обходиться без воздуха.

Комплект пробирок с цветными крышками (МАХ КА 7600)

Комплект воронок

Воздушные шарики

Лупа;

Апрель

03.04.20

 29.

Исследование: «Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки

Металлофон, ксилофон, деревянные ложки, Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) Пуговицы, горох, пшено, вата, бумага и т. д.

10.04.20

 30.

Эксперимент «Древесина, её качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять её качества (твердость, структура поверхности, степень прочности и свойства)

Деревянные предметы, Комплект пробирок «Гигант», вода, небольшие дощечки и бруски.

17.04.20

 31.

Исследование «Кто такие насекомые?»

Цель: расширять представления детей о насекомых, основных признаках; познакомить с оборудованием для наблюдений за насекомыми;

Походный стаканчик для наблюдения (МАХ КА7452). Иллюстрации насекомых; Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410)

24.04.20

 32.

Эксперимент «Чудесный мешочек»

Цель: Научить определять температуру предметов и веществ.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, кубики, пластины, шарики)

Май

08.05.20

 33.

Эксперимент «Надувание мыльных пузырей»

Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды

Мыльный раствор, тарелка, соломинка, палочки с колечками на конце, Пробирки для экспериментов;

15.05.20

 34.

Исследование «Для чего такой окрас?»

Задачи: расширять знания детей о насекомых; рассказать о том, что окрас насекомых служит для защиты.

Большая горка для муравьёв (МАХ КА7429)

Походный стаканчик для наблюдений (МАХ КА 7452)

Лупа «Любопытный глаз».

22.05.20

 35.

Эксперимент «Голоса насекомых»

Задачи: расширять представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки.

Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410)

Горка для муравьёв (МАХ КА7429)

Походный стаканчик для наблюдения (МАХ КА7452)

Студия жужжания.

29.05.20

 36.

Исследование «Ткань, её качества и свойства»

Цель: научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость)

Спички

Лабораторные контейнеры с крышкой.

Вода

Кусочки ткани

                                                                                                     36

Количество часов

                                                                   

Список использованной литературы:

О. А. Зыкова: Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"

 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

 В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие» -Издательство: "Центр педагогического образования", 2013.

 Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова 

 Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

 Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

 Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

 Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль парциальной программы «STEМ - образование» -«Экспериментирование с живой и неживой природой», реализуемый на Культурной Практики естественно- научного направления «Профессор Почемучкин» в старшем возрастном кластере.

STEM-модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» помогает воспитывать экологическую культуру детей в интересной и увлекательной форме - опытно-экспериментальной деятельности....

Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"

     Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста»

          В соответствии с ФГОС, экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную н...

STEM-образование. Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30393289","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]    Образовательный модуль "Экспериментирование  с живой и не...