Проект в младшей группе "Проворные ладошки"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Горай Елена Владимировна

Проект в младшей группе "Проворные ладошки". Развитие мелкой моторики через использование традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx110.04 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

141613, Московская область,

г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

тел.: 8(49624)2-35-95

fediukina.nadejda2012@yandex.ru

ПРОЕКТ

Развитие мелкой моторики через использование традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста

«Проворные ладошки»

http://cdn2.imgbb.ru/user/102/1024675/b37d954fa8c8a9ad30e4c7cd5407fd0d.jpg

Автор:

Горай Елена Владимировна

воспитатель 1 квалификационной категории

Московская область

г.о. Клин

2018г.

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Проворные ладошки»

Автор проекта

Горай Елена Владимировна

Команда проекта

Воспитатели МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА»: Горай Е.В., Артемьева П.В., Ревуцкая Т.Ф., воспитанники младшего дошкольного авозраста.

Обоснование актуальности проекта

У детей дошкольного возраста часто наблюдается низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий

Цель и задачи проекта

Развивать моторику рук детей дошкольного возраста  через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные формы работы

для детей:

1.Развивать двигательные реакции рук детей;

2.Развивать ловкость,

2.Расширять словарный запас детей;

3. Развивать моторные процессы;

4.Формировать мыслительные навыки;

для родителей:

1.Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей;

2.Повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук;

3.Показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;

4. Привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей.

для педагогов:

1. Создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;

2.Способствовать накоплению ребенком навыка ручной умелости:

3.Предоставить родителям и педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Краткое содержание проекта

Проект «Проворные ладошки» осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет через тактильный (телесный) контакт расположить к себе детей и тем самым облегчить процесс образования; совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать память, внимание, терпеливость; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Целевая аудитория

Дети младшего дошкольного возраста,  педагоги, родители.

Кадровое обеспечение проекта

Воспитатели: Горай Е.В., Артемьева П.В., Ревуцкая Т.Ф.; мл. воспитатель -Невзорова Л.М.; Муз. руководитель -   Королева В.В.; Психолог – Зуева С.С.; Ст. воспитатель – Чаганова Л.В.; родители воспитанников.

Ресурсное обеспечение

Учебно – методические: дидактические пособия и игры, наглядный материал.

Материально – технические: проекционная система, оргтехника.

Интеллектуальные: методические разработки.

Нравственно-волевые - инновационная готовность педагогического состава, благоприятный социально-психологический климат, нравственно-волевой заряд участников проекта.

Информационные: интернет-порталы; методическая литература; обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.).

География проекта

Московская область, г.о. Клин, МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА».

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2017 - Май 2018

Бюджет проекта

Проект реализован на собственные средства.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                             2.1. ВВЕДЕНИЕ

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

                                                                                                      В.А.Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи).

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка.

Возраст 1-2 года – один из важнейших этапов развития. В этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Ведь мозговые центры, отвечающие за речевые и двигательные навыки, расположены рядом. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

При правильном сенсорном развитии в этом возрасте  ребенок сможет:

  • нанизывать на стержень пирамидки в 4-5 колец (от большого к маленькому);
  • соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с отверстиями подобной формы.
  • Игры: «Подбери по цвету», «Прокати шарик».

Возраст 2 – 3 года важный и сложный период в развитии ребенка. Развитие мелкой моторики остается наиболее важной задачей. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него использования точных, скоординированных движений его пальчиков. Это связано с тем, что малыш учится выполнять множество ранее не доступных ему действий: одеваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Поэтому в возрасте 2 - 3 года сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах разных предметов. Накапливая знания об их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве, ребенок получает не только полезные навыки, но и бесценные знания об окружающем мире. Так сенсорное развитие становится основой развития интеллекта.

При правильном сенсорном развитии в этом возрасте ребенок сможет:

  • выполнять руками самые разнообразные действия (открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать и разбирать на части и т.д.);
  • подбирать предметы по форме, цвету, размеру.
  • знать и правильно использовать разнообразные строительные детали (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр и др.);
  • подбирать для этих игр дополнительные сюжетные игрушки в соответствии с размерами построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д.);
  • обращаться с самыми простыми пластмассовыми и мягкими конструкторами.

3 – 4 года период очень сложный и интересный. Мелкая моторика рук остается одним из важнейших направлений в развитии малыша. Она активно воздействует на такие свойства сознания, как внимание, мышление, координация движений, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В возрасте 3 - 4 лет ведущая задача в сенсорном воспитании детей - закрепить знания об общепринятых сенсорных эталонах (цвет, форма, размер) и научиться точным и скоординированным движениям.

При правильном сенсорном развитии   ребенок сможет:

  • распределять самые разные предметы по группам на основании их сенсорного изучения и по образцу сенсорного эталона (цвет, форма, размер и т.д.);
  • строить логические цепочки предметов от большего к меньшему и наоборот, от короткого до самого длинного и т.д.

В возрасте 3 - 4 лет   ребенок готов в полной мере знакомиться с миром конструкторов и мозаики.  В процессе игры с конструкторами у ребенка совершенствуются конструктивные умения. Кроме этого, работа с небольшими деталями благотворно влияет на мелкую моторику и координацию, сборка различных деталей в единое целое развивает у детей пространственное мышление, креативность, фантазию, воображение. А также завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам, задания на развитие мускулатуры пальцев рук: подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на шнурок по величине и цвету.

Актуальность.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:
1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).

2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.

3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Отличительные особенности.

Данный проект направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика проекта позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Проект отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами.

Одним из важных направлений является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.  

Цель: развивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

для детей:

1.Развивать двигательные реакции рук детей;

2.Развивать ловкость,

2.Расширять словарный запас детей;

3. Развивать моторные процессы;

4.Формировать мыслительные навыки;

для родителей:

1.Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей;

2.Повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук;

3.Показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;

4. Привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук детей.

для педагогов:

1. Создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;

2.Способствовать накоплению ребенком навыка ручной умелости:

3.Предоставить родителям и педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Направленность:

Проект включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • конструирование;
  • графические упражнения;
  • игры и действия с предметами;
  • лепка;
  • аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого, ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Вид проекта: образовательный, игровой, долгосрочный.

Участники проекта:

 - дети;

- педагоги;

- родители.

  

Формы работы по проекту:

 - занятия;

- игры;

- совместные мероприятия педагогов, детей и родителей;

- практикум для родителей;

- анкетирование родителей.

  1. ПРОЕКТ
  2. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

 

Этапы

Мероприятия

Прогнозируемый результат

Сроки выполне-ния

Подгото-

вительный

  1. Составление плана занятий.
  2. Подборка учебно-методической литературы по развитию мелкой моторики детей.
  3. Подготовка методического материала по реализации проекта.
  4. Проведение первичного диагностического обследования.             
  5. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций

 

 

Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.

 

Сентябрь-октябрь

Основной

  1. Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
  2. Проведение развивающих занятий по определенной тематике.
  3. Беседы и консультации с родителями.
  4. Родительское собрание на тему: «Влияние мелкой моторики на психическое развитие детей младшего школьного возраста».
  5. Выпуск памяток для родителей по данной тематике.
  6. Практикум для родителей: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики, рук и пальцев»

 

Развитие мелкой моторики рук.

 

В течение года

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Заключи-

тельный

 

Проведение контрольного диагностического обследования.

Анкетирование родителей

Итоговое занятие

Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

 

Май

 

 

Диагностика проекта.

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Обработка и анализ результатов:

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Особенности проведения:

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:

• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

• Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

• Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

• Поочередно постукивать пальчиками по столу.

• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

Ожидаемые результаты.

Дети:

должны знать: 

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • понятие “оригами”, “шаблон”;
  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»;
  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “трафарет”;
  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”.

должны уметь: 

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • выполнять шнуровку.

Родители:

- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

педагоги:

- повышение теоретического уровня и профессионализма;

- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;

- самореализация.

  1. ВЫВОДЫ

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бирюкова А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
  2. Янушко Е.А.  Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.
  3. Ткаченко Т.А.  Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
  4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
  6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.
  8. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.
  9. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.
  10. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М: Владос, 1997.
  11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  12. Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003.
  13. Баренцова Н. Готовим руку к письму, журнал «Дошкольное воспитание». 1996-№2, с.89
  14. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа,  2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

На начало проекта «Проворные ладошки».

На конец проекта «Проворные ладошки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект семейного клуба «Веселые ладошки»

В дошкольном образовательном учреждении имеется коррекционная группа для детей со сложной структурой дефекта. Выявив и обозначив проблемы родителей детей с проблемами в развитии, на базе группе ...

Проект по художественно-эстетическому воспитания детей младшей группы "Ладошки"

Развитие у детей мелкой моторики  и творческих способностей через использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности....

Конспект занятия для детей в 1 младшей группе «Ладошка»

Количество детей: 11Возраст детей: 2-3 годаЦель:- Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать.- Развивать такт...

Педагогический проект в младшей группе по нравственному воспитанию «Доброта в ладошках»

Актуальность проекта:Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладева...

Познавательно-игровой проект в младшей группе "Чистые ладошки"

Нет задачи важнее, чем вырастить здорового ребенка. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья...

Проект в младшей группе "Чистые ладошки"

Цель: Формировать первоначальные представления воспитанников о культурно – гигиенических навыках. Объяснить детям, как влияет качество мытья рук на здоровье человека, показать важность чист...