Использование развивающих игр в развитии познавательных, творческих, интеллектуальных способностей детей
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа)

Дерунова Елена Александровна

Польза игры, детская игра - ведущий вид деятельности ребенка, педагогическая технология "Сказочные лабиринты игры", проекты в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР  В ВОСПИТАНИИ

 ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        «Жизнь человека начинается с детства,

        А детство немыслимо без игры».

        Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения, состоит в том, чтобы ребенок рос здоровым,  жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности.

Общепризнано,  что основной вид деятельности дошкольника – игра.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивает  ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяет  наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас»,  достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенном на свободном обществе равных.

     В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

      Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними,  направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из средств физического, психического, умственного  и нравственного воспитания детей.

      Отличительная  особенность  игровой деятельности – в её добровольности, высокой активной и контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

      Нужно приобщать детей к игре. И оттого,  какое содержание будет вкладываться взрослыми  в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению, будущему нашей страны.

Именно, современная технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» позволила сделать игру ведущим видом деятельности детей. Система игр помогает  сформировать у детей знания, умения, навыки, способствует творческому развитию личности ребенка-дошкольника. Игры помогают сделать более интересным получение различных знаний.

 Немаловажным является и то, что они отвечают всем требованиям педагогической  науки в нашей стране, новому Закону об образовании, Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. ФГОС ДО устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной образовательной программы  дошкольного образования образовательными учреждениями. Введение ФГОС ДО связано с необходимостью стандартизации дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного детства показывает, что успехи детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний,  умений и навыков,  а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность к школе. В детских садах отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка происходит в игровой деятельности, а не в учебной. В дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. В первую очередь провозглашаются индивидуальный подход к ребенку и непосредственно игра, в которой сохраняется самоценность дошкольного детства и сама природа дошкольника. Повышение роли игры, как ведущего вида детской деятельности и отведение ей главенствующего места – одно из важных положений документа. В настоящее время педагогических технологий, методик, позволяющих сделать процесс совместной  и  самостоятельной деятельности в игровой форме, немного. В «Сказочных лабиринтах игры»,  игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Игры технологии раскрывают каждую из образовательных областей.

Мы знакомы с развивающими играми В. Воскобовича уже более 10 лет, когда прошли курсы по обучению этой технологии. Хотя компании уже около 20 лет, но до сих пор в педагогическом сообществе они считаются «передовой педагогической технологией».  А это значит многое.        

      В советское  время, я,  как мама двоих детей, была очень заинтересована в полезном занятии для своих детей. Мы доставали книги Никитиных, делали сами их игры, потому что ничего было не купить,  и играли. Но Вячеслав Вадимович пошел дальше Никитиных. Ведь если разобраться: «Сложи квадрат» - «Собери квадрат» по образцу, «Сложи узор»  - выполни рисунок по схеме. А Вячеслав Вадимович  придумал развивающую среду Фиолетовый лес, сказки, героев этих сказок, альбомы рисунков, и даже песни об играх. Все это, конечно, более интересно и у развивающих игр стало больше возможностей для обучения.   Позже, когда я уже пришла работать в детский сад, принесла свои  игры в группу. И мы стали играть в них вместе со своими воспитанниками. Совершенно случайно узнала о том, что в соседнем детском саду будет проходить обучение по развивающим играм Воскобовича. Мы слышали про Геоконт, кое-кто пытался сделать сам, в то время Интернета не было, можно было узнать что-то новое только на занятиях или по книгам, и я пошла на эти встречи. И покатилось. В то время еще не было Ларчика, все игры были только плоскостные. Но мы увлеклись тем, что увидели. Какие-то игры покупали по возможности, что-то делали сами. Моя подруга и коллега Яна Борисовна сделала  своими руками для своей группы 10 корабликов, по 10 комплектов «Чудо-крестиков», нарисовала героев сказок. А когда пришла впервые 2 года назад на 2-дневные курсы по обучению играм, которые вел сам Вячеслав Вадимович, на следующий день переставила всю мебель в группе, только для того,  чтобы выделить место для  Ларчика на стене. В нашей группе есть почти все игры, кроме Теремков. И то только потому, что их достаточно сложно использовать в групповом занятии именно в нашей группе (большое количество мальчиков и все оочень активны), не удается сосредоточиться всем одновременно. С другими детьми возможно будет по-другому. Возможностей для индивидуальной работы  практически нет. Но мы потихоньку осваиваем  весь ассортимент «Сказочных лабиринтов». На Миниларчиках, Игровизоре, Квадратиками, Фонариками, Корабликами, Льдинками, Шнуром-затейником, Читайкой играем всей группой, применяем в разных видах деятельности.

В  программе развития нашего детского сада  мы решили заявить  3 проекта, связанные с развивающими играми: Успешный ребенок, Кадровый Потенциал, Развивающая среда.  Умного ребенка может воспитать только грамотный квалифицированный педагог в условиях правильно организованной предметно-пространственной развивающей среды. Во все группы стараемся приобретать игры, коврографы.  Начали учить воспитателей нашего сада применению технологии РИВ. Многие использовали игры уже давно, несколько человек проходило краткосрочное обучение технологии,  но теперь это уже стало программой всего сада, всех групп разного возраста.  Читаем книги, выпущенные компанией после проведения конференций, чтобы девочки учились,  как  составлять интересные конспекты занятий, игр.  

Мы посещаем  открытые мероприятия, учимся  на семинарах, делимся опытом   работы и видим  широкую возможность применения развивающих игр для детей.

В детском саду на протяжении нескольких лет мы работаем методом проектной деятельности. И один из общих проектов сада – «Любимые сказки в развивающих играх».

Цель проектов: создать благоприятные условия для всестороннего развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки каких-либо совместных проектов. Изучая какую-то тему, мы стараемся раскрыть её в полном объёме, со всех сторон и во всех видах деятельности: и в умственной,  и в продуктивной. Сказки, ознакомление с окружающим,  математика  и  рисование, лепка и аппликация, ручной труд и конструирование.

И главными нашими помощниками стали РИВ.  Когда ребенок делает что-то своими руками, он лучше усваивает  самые элементарные понятия. Лучше один раз сделать, чем 10 раз послушать или посмотреть. Самые первые  игры – Эталоны цвета (Лепестки), Эталоны формы (Фонарики), Черепашки, Кораблик Плюх-плюх, Чудо-Соты, Чудо-Цветик, Чудо-Крестики 1,  – помогают маленькому человечку познавать взрослые величины. Из деталей  игр можно собрать любую фигурку – животных, людей, сказочных персонажей, построить какое-то сооружение,  изобразить окружающую среду  с обитателями, стоит только включить воображение. Позже мы с детками играем в 2-хцветный Квадрат. Квадратик приходит к нам в гости. Он любит поклониться до земли и похлопать в ладошки. Благодаря такому герою, дети знакомятся  с геометрическими фигурами -  квадратом, прямоугольником и треугольником, и как они связаны между собой.  Они учатся складывать пополам, загибать и разгибать правые и левые уголки от себя и на себя, внимательно выполняют  инструкции воспитателя. И это развивает их ум и ручки. Уже с младшей группы мы обращаем внимание  детей на понятие «право-лево».  Правая ручка у нас всегда хочет играть, а левая – гулять. А еще в этом нам помогают «Лев-Лань-Пони-Павлин». И когда дети уже научатся складывать и разгибать в разных положениях квадратик, мы начинаем знакомиться со складыванием бумаги. Самые простые фигурки Лисы, Волка, Зайчика, дети делают без труда. Именно поэтому мы обращаем большое  внимание в своей работе на оригами. В процессе складывания фигурок дети знакомятся с различными геометрическими фигурами; учатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; делить целое на части; узнавать вертикаль, горизонталь и диагональ, прямые и острые углы -  а это уже геометрические знания. Работа по оригами благотворно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, развитие речи и конструктивных способностей, развитие мелкой моторики – она является уже частью познавательного развития. Таким образом, переходим от простого манипулирования к мыслительным операциям.

В своей работе за несколько лет мы стараемся систематизировать все полезное, что узнали с помощью РИВ. Пишем конспекты образовательной деятельности с использованием сказок и применением в них РИВ. Уже написали конспекты к сказкам «Теремок»,  «Колобок», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». В них играем с детьми с помощью разных игр, рисуем на Миниларчиках и в Игровизоре. Стараемся участвовать во всех мероприятиях компании РИВ, учились на тьюторском семинаре в 2014 году, на семинаре продвинутого уровня в 2015 и 2016 году,  пишем статьи в сборники, придумываем инструкции к играм.

Очень заметна разница между детьми, которые играют с развивающими  играми с яслей, и теми, кто приходит в детский сад позже,  уже в старших группах.  Первые с легкостью играют и выполняют любое задание, в то время как  вторым надо хорошо подумать, как и что надо сделать. Развивающие игры сопровождают детей во всех группах детского сада. От знакомства с геометрическими фигурами до обучения чтению. Родителям мы советуем,  какие игры надо купить ребенку в определенном возрасте, даём поиграть дома игры из коллекции групповой игротеки, поясняем, какие качества развиваются у детей. На дни рождения мы покупаем именно развивающие игры, и они сопровождают ребенка даже в школе. В подготовительной группе мы играем в «Читайку-1», а «Читайку-2» подарили детям на выпускной вечер. Дети не потеряли умение  игры с Квадратиком, они с легкостью манипулируют с новой игрой, и одновременно приобретают навыки чтения.

Игры можно использовать во всех видах  детской деятельности. Задачи развития дошкольников легко решаются в игровой форме.   В познавательной, речевой, социально-коммуникативной – мы стараемся, чтобы дети и проговаривали, показывали  друг другу и воспитателю свои действия, как действуют,  что придумали, как складывают. В художественно-эстетическом развитии  собираем альбомы  рисунков – сказок, которые дети собирают сами из элементов разных игр, обрисовывают эти предметы, рисуют окружающую среду, а мы записываем их творения. В физическом развитии они развивают мелкую моторику и зрительную память. С  ними можно и побегать, так как они сделаны из прочного материала. Эстафета: на столике (или на ковре) лежит любая разобранная игра, каждому участнику нужно по очереди подбежать (допрыгать, доползти), положить один элемент на свое место, и так действовать всем участникам команды, пока не соберут всю игру. Можно играть в «Волшебный мешочек»: элемент какой игры попал тебе в руки.

В результате использования большого количества развивающих и дидактических игр у детей повышается интерес к сложному процессу обучения. И это позволяет построить образовательную деятельность в лучшем для детей варианте – в игровой деятельности. Дети не спрашивают, чем им заняться. Они берут игры и играют. Иногда удивляешься – с одной и той же игрой занимаются несколько дней подряд, и им не надоедает. Дети играют, развиваются и растут одновременно.

Разнообразие развивающих и дидактических игр,  на их основе познавательная, математическая, речевая, конструктивная и изобразительная деятельность, способствует получению новых знаний, развитию всех психических функций, познавательных и творческих способностей маленького рассказчика, конструктора, художника, ученика.

Игра – лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё». Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности (Сухомлинский).

Так будем зажигать искорку в каждом ребенке с помощью развивающих игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?...

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?...

Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста"

Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного в...

Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»...

Авторская программа «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Космические дали»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.Ас...