Проект. «Секреты домино» Развитие познавательных и интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством игры в Домино.
проект по математике (старшая группа) по теме

Яценко Наталья Николаевна

Вид проекта: инновационный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vid_proekta.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта: Яценко Наталья Николаевна  -воспитатель.

Участники проекта: дети старшего возраста.

База реализации проекта:  МБДОУ ЦРР д/с №2 «Ивушка» с. Самарское.

Цель проекта:  Способствовать развитию у детей познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через игру - «Домино»

Задачи проекта:

Формировать у детей умения обдумывать ходы мысленно, решать задачу в уме, проверять её целенаправленными поисковыми действиями.

Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, отрицание, сравнение, обобщение, классификация) посредством игры «домино».

Обучать детей математическим способам познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.

Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных  решений задач.

Развивать активность и инициативность детей

Воспитывать готовности детей к обучению в школе, развивать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, координацию движения глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Предполагаемый результат

Познакомившись с игрой «Домино» дети поймут завязку сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры. Ребята увидят наличие схематизации, преобразования столкнутся с познавательной задачей на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

Они ощутят игровую мотивацию и направленность действий, их  результативность. Попадут в ситуацию обсуждения, выбора действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.            

 Овладеют действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения, группировки.

Инновационность.

В своем проекте я применяла новый  методический  подход  в развитии логико-познавательных навыков дошкольников  в игровых ситуациях с домино.

 Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям понять, что в  домино «прячется»  математика, которая может быть раскрыта для ребенка как занимательная игра, увлекающая его в мир чисел и цифр, рассуждений и доказательств, свойств и отношений, выигрышных алгоритмов действий.

 Благодаря этому проекту ребенок  гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

     Моя работа проводится на основе:

     - комплексной программы «Детство»

     - программы  Михайловой З.А., Поляковой М.Н., Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л.    

Технологии: Серова З.А. «Возможности домино в развитии исследовательских умений дошкольников»

Корнеев В.П. «Методика обучения детей игре в домино»

Механизм выполнения проекта

   Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

          Для содержательного интеллектуального времяпрепровождения  использовали такие игровые ситуации:

  1. -Выручи Незнайку, расставь пластинки по порядку, начни с этой…..

             - Помоги Буратино, продолжи ряд после пластины …..

             – Замени пластины карточками с цифрами и отбери необходимое количество кубиков для постройки….

  1. Давай поиграем: Я показываю карточку с цифрой, а ты выбираешь пластины с соответствующим количеством меток (7-1/6 или 3/4 или 2/5).

  2. «Кто быстрее?» ( используются два набора домино): предлагается двум детям подобрать к карточке с цифрой все подходящие пластины домино.

  3. Подбери пару, чтобы получилось столько же ( равенство). Найди ошибку в паре (неравенство): 2/3-4/2;  5/4- 6/3;  3/4- 6/1.

  4. Разгадай, какая метка спряталась на пластине, если пластина соответствует карточке с цифрой «7»  ( пластина закрыта на половину).

  5. Расскажи, как получилось число 6 на этих пластинах (5/1,2/4), найди еще подходящие пластины (3/3)

  6. Расположите пластины в один ряд. Предлагаем найти пятую и назвать сколько на ней меток.

  7. Найти, какая пластина пропущена в этом ряду: 0/0,0/1,0/3,0/5,0/6.

  8. Пластины расположить столбцами и предложить найти первую сверху (снизу), закрыть её соответствующей карточкой с цифрой.

  9. Выбери из набора домино все пластины, где есть метки на одной половине. Сосчитай их. Разложи по порядку. Объясни, что получилось и др.

Также предлагается детям проблемная ситуация , что игровые действия с домино  могут быть совсем иными. Поиск ответа на этот вопрос приводит к выводу, что пластины домино могут стать своеобразным конструктором, в игре с которым дети проявляют чрезвычайную изобретательность и придумывают новые постройки.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям постоянно вносим в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования:  «Кто быстрее найдет (принесет, назовет)?» и т. д.

                                                    Работа с родителями

               Развитие логического мышления и познавательной  активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Цель моей работы с родителями: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах математического  развития детей.

Задачи моей работы с родителями:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй.
  • Формировать навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Воспитание    привычки   обращаться   за  помощью   в   вопросах   коррекции   и воспитания.

Направления педагога и родителей в этой сфере деятельности:

1. Информируем родителей о задачах и содержании  логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

 2. Приглашаем родителей к участию в проекте «Секреты Домино», с целью развития познавательной активности, логического мышления дошкольников (праздники, конкурсы).

3. Рекомендуем родителям проводить семейный досуг с детьми, играя в домино.

   Прошел конкурс «Съедобное домино» - родители дома с детьми занимались кулинарией: бутерброды нарезали и украшали, как пластины домино, с помощью зерен граната, капель шоколада, взбитых сливок и т. п. Так же оформляли печенье, кусочки торта и даже мясные и рыбные блюда. В таких кулинарных затеях дети делали открытие, что домино можно использовать совсем в других условиях и с другой целью.

     Играя в домино,  родители могут привить малышу знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, сравнивать, сопоставлять,  а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

                                        Результаты работы

Подтверждением эффективности использования игры домино для развития познавательной и умственной активности служит проведенный мониторинг.

На начало проекта  было выявлено, что высокий уровень имели  19% детей, средний - 42% детей, низкий -39% .

Включение в комплекс основной образовательной деятельности игровых ситуаций с домино по окончанию проекта показало, что высокого уровня достигли  27% детей, среднего– 51%, низкого – 22%.

   По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. А домино в игровой форме прививает ребенку знания из области математика, способствует развитию внимания, мышления, памяти, речи и логики и всех мыслительных процессов.

Используя с детьми различные игровые ситуации, мы развиваем способность к наблюдению, сравнению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, творческое воображение, точность, настойчивость, т. е. воспитываем эмоционально- волевую сферу ребенка.

Полученные данные, это основа для самооценки и самоанализа моего педагогического  проекта, направленного на развитие познавательных и умственных способностей детей. Эта работа будет продолжаться и с детьми  подготовительного  возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация содержит разъяснительный материал  по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....

Опыт работы «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego»

Опыт работы воспитателя по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego...

«Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры».

laquo;Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»....