Опыт работы «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Шилова Евгения Михайловна

Опыт работы воспитателя по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_no15_shilova_e.m.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego»

Шилова Евгения Михайловна

Воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»

Канск 2021г.

Актуальность:

Деятельность с конструктором Лего стимулирует  интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, С помощью Lego-конструктора дети создают свой уникальный мир, попутно осваивая математические понятия, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия с  Лего-конструкторами стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

В профессиональной деятельности создаю условия для вовлечения детей в конструктивную деятельность, позволяющие раскрыть потенциальные способности своих воспитанников. Ведущий вид детской активности в организованной мной образовательной деятельности это конструирование как универсальная деятельность, связанная с решением интеллектуальной задачи в художественной форме и нацеленная на создание творческого продукта (игрушки, фигурки, постройки, конструкции и т.д) с которой дошкольники играют, создавая различные игровые сюжеты.

Цель: создание условий для интеллектуальных способностей и творческой самореализации старших дошкольников через Lego- конструирование.

Задачи:

  1. создать условия для овладения основами конструирования;
  2. продолжать учить конструировать по алгоритму, используя элементарные схемы.
  3. способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;
  4. развивать творческую активность ребёнка;
  5. воспитывать организационно-волевые качества  личности (терпение, воля, самоконтроль);
  6. создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества через работу в парах, мини-группах.

Лего –конструктор использую как при организации непосредственно –образовательной деятельности так и при индивидуальной работе с детьми.        

Использование «Лего» позволяет не только развивать познавательную и творческую деятельность дошкольников, но и активизировать, порой утраченный  интерес к конструированию.  

В конструировании гармонично интегрируются разные линии развития ребенка, что позволяет решать задачи разных образовательных областей.

В образовательной области «Познавательное развитие» – это форма, цвет, ритм, ориентировка в пространстве, умение читать и составлять схемы постройки, ориентироваться в алгоритме сборки и т.д.

Так, на занятиях познавательного характера, в частности, по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить пространственно-временные предлоги: «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений.

В образовательной области «Речевое развитие» – это обогащение словарного запаса детей. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей. Также манипулируя деталями, дошкольники, превращают их, то в одну, то в другую букву, запоминая ее образ.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» – это развитие цветового восприятия, мышления, воображения, творческого самовыражения. Режиссерские игры дошкольников не  обходятся без  персонажей, построенных из «Лего» конструктора.

В социально-коммуникативном развитии развиваются умения работать в паре, команде, договариваться, распределять роли.

 

«Собираем и считаем»

Цель: формирование представлений о числовом ряде; закрепление счета и состава числа в пределах 10.

Задачи: 

  1. Закрепить счет и состав числа в пределах 10.
  2. Учить сравнивать разные множества, используя понятие «больше». «меньше», «равно».

Оборудование:

Ход игры.

Вариант 1

Дети играют в паре, называют число,  изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из столько кубиков, какое число изображено в данном столбце.

Вариант 2.

Ребенок, выкладывая кубики на карточку, считает их и подбирает из карточек те цифры, которые необходимы. И ставит между ними определённый знак. «Больше», «меньше» либо « равно».

«Продолжи  ряд»

Цель: развитие логического мышления.

Задачи: 

1.Повторить последовательность

      Оборудование: плата, набор кирпичиков Lego.

Ход игры.

Выставляется ряд деталей с соблюдением определённой закономерности. Ребёнку необходимо продолжить логический ряд.

Правила игры:

Собирать самостоятельно.

«На что похоже?»

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления детей, воображения.

Оборудование: набор конструктора Lego.

Ход  игры.

Воспитатель поочерёдно показывает детали конструктора Lego, называет их и просит сказать, на что они похожи. Затем выкладывает любую фигуру и предлагает детям подумать, на что теперь она похожа, дать ей название. Кто догадается или даст интересное название фигуре, тот становится ведущим и выкладывает свою фигуру, а остальные отгадывают.

Правила игры:

1. Кто догадался – поднимает руку.

2. Не выкрикивать, не подсказывать, всем терпеливо дожидаться своей очереди.

Рекомендации: первые несколько раз ведущим может быть сам педагог. Чтобы дети не терялись при ответах, он может задавать наводящие вопросы.

«Какой детали не стало» 

Цель: развитие памяти детей дошкольного возраста.

Оборудование: кирпичики Lego.

Ход  игры.

Перед ребёнком выставлен ряд из кирпичиков Lego. Воспитатель предлагает детям запомнить данный ряд за определённый промежуток времени, а затем отвернуться. Далее педагог убирает один из кирпичиков и просит кого-то из детей повернуться и определить, какой детали конструктора не стало.

Правила игры:

1. Приступать к заданию и заканчивать его можно только по условному сигналу педагога.

2. Не подсматривать.

3. Не подсказывать и не выкрикивать.

4. Всем терпеливо дожидаться очереди.

Рекомендации: для детей 3–4 лет вначале следует выставлять ряд из 3 деталей, постепенно увеличивая их до 5.

«Назови и построй»

Цель: закреплять названия деталей конструктора Lego, учить работать в коллективе.

Оборудование: набор конструктора Lego.

Ход игры.

Педагог раздает каждому ребенку по очереди деталь конструктора Lego. Ребенок называет ее правильное название и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку и презентовать её.

 

«Справа – слева»

Цель: развивать пространственную ориентацию,  расположение деталей «справа», «слева».

Ход игры.

Ребенку предлагается расставить 3 Lego -блока по заданному заданию.

Задания 1.  Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика — красный. А справа – черный.

Задания 2.  Расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный —     слева, а черный справа.

Задания 3.  Желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого;

 Задания 4.  Справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого –

 черный.

«Построй по образцу».

Цель: продолжать учить соотносить изображенное на фото с постройкой; развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры.

Глядя на фото ребенок собирает «постройку», соблюдая цветовое чередование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация содержит разъяснительный материал  по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....

Опыт работы "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"

Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не толькокла...

«Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры».

laquo;Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»....