Экспериментальная деятельность в средней группе. Опыты с водой
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику.     Оборудование: 2 стеклянные  банки с водой, камешки, ракушки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в средней группе                

Опыты с водой


Опыт №1
Тема. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику.     Оборудование: 2 стеклянные  банки с водой, камешки, ракушки.

Ход.

 Воспитатель:

Ребята, у нас в природном уголке есть камни, ракушки разных размеров. Давайте с ними поиграем. Для этой игры нужны только вода и камушки и ракушки.
Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена наполовину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (Ответы детей).
(Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины).

Воспитатель:  

Что происходит с водой? (Ответы детей).

Воспитатель:

 Почему вода поднимается? (Ответы детей).
(Воспитатель предлагает погружать во вторую банку с водой ракушки).

Воспитатель :

А сейчас что происходит? Почему вода поднимается?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Только ракушек мы кладем больше, чтобы вода дошла до краёв банки, потому что они легче камней.

Вывод: Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов.

Опыт №2
Тема. «Как вода отражает предметы?»
Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь.
Оборудование: Зеркало, тазик с водой.

Ход.


Воспитатель:

Ребята, посмотрите на ваши руки после рисования красками? У  Маши испачкано даже лицо в краске. Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода? Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Ответы детей).

Воспитатель:

Пусть  Маша наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой? ( Своё отражение).

Воспитатель :

Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться).

Воспитатель :

Почему мы видим своё отражение в воде? (Вода прозрачная).

Воспитатель :

Вы бросили в воду мелкие предметы. Что произошло с водой? (Отражение исчезло).

Воспитатель

Можно опять увидеть своё отражение, когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной.

Вывод: Вода как зеркало отражает в себе предметы.
Опыт№3  «У воды нет запаха»

Цель: Формировать представления о том, что  вода может иметь запах того вещества, которое в нее положили, чистая вода не имеет запаха.

 Оборудование : стаканчики с прозрачной чистой водой.
Ход

Воспитатель:
Ребята, давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Воспитатель: Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы).
Воспитатель:

Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу дольку лимона? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой лимон, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать.

Воспитатель:

 Чем пахнет вода? (ответы).

Вывод: вода  приобретает запах того, что в нее положили.

 Опыт№4  «У воды нет вкуса»

Цель: Формировать представления о том, что  вода не имеет вкуса.

 Оборудование : стаканчики с чистой водой, сахар. соль.
Ход

Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Воспитатель :

Давайте положим в стаканчик с водой соль и размешаем ложечкой.

Дети пробуют воду на вкус. (Ответы).
Воспитатель: 

Теперь попробуйте водичку, в которой размешали сахар? Какая она на вкус? (Ответы) 
Вывод: У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная.

Опыт №5
Тема. «Как окрасить воду?»
Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.

Ход.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на картинки. Какого цвета предметы на картинке? (Зеленого). Одинакового цвета  карандаш и тетрадь? (Нет). Правильно, карандаш темно-зеленого цвета, а тетрадь светло-зеленого цвета. Как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей.
Воспитатель:

В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее.

Игровые задания: «Выберите на подносе квадратик, переверните его и узнайте цвет. В этот цвет нужно окрасить воду. Запомните, сколько ложек с красителем вы положите в воду».
Вопросы: «В какой цвет ты окрасил воду? Сколько ложек красителя положил?»
Вывод: Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды.

Опыт №6
Тема. «Определяем температуру воды».
Цель: Выявить с детьми способы изменения температуры воды, развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к  миру природы.

Оборудование : стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда.

Ход.

Воспитатель:

Ребята, а что может быть и холодным, и  горячим, и тёплым? (ответы детей). Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру?

Воспитатель:

Вода может иметь разную температуру и бывает горячей, тёплой и холодной. Как узнать, в каком стаканчике вода холодная а, в каком горячая?

Дети:

Нужно потрогать стаканчик или воду руками.

Воспитатель:

Как получить тёплую воду? Давайте смешаем горячую и холодную воду. Какой стала вода?

Дети:

Тёплой.

Воспитатель: А теперь в тёплую воду положим кубики льда. Как вы думаете, какой станет вода? Потрогайте воду руками. Почему вода стала холодной?

Дети:

В воду добавили лёд, он  холодный.

Вывод: Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура.

Опыт №7
Тема. «Какие особенности у тёплой и холодной воды?»
Цель: Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов.
Оборудование: Прозрачные стаканчики, холодная и тёплая вода, сахарный песок, соль, кусочки льда, ложечки для размешивания, две ёмкости с водой.

Ход.

 Воспитатель:

 Давайте сегодня узнаем, какие особенности есть у тёплой и холодной воды.

Перед вами два стаканчика с водой: как узнать, в каком стаканчике вода холодная, а в каком тёплая?

Дети:

Потрогать пальчиком.

Воспитатель:

Я положу в оба стакана по ложечке сахара. Что произойдёт с сахаром в воде?

Дети:

Растворится.

 Воспитатель:

В каком стакане сахар быстрее растворился? В каком медленнее? Как вы думаете, почему? В тёплой воде сахар растворился быстрее.

(Аналогично проводятся действия с солью).

Воспитатель:

А теперь добавим по кубику льда в стаканы с тёплой и холодной
водой. Что происходит со льдом? Одинаково ли тает лёд? В каком стакане
лёд тает быстрее? В каком медленнее? Почему? (Лёд тает быстрее от соприкосновения с тёплой водой). Какая стала вода в обоих стаканах? (Ответы детей).
Вывод: « В тёплой воде вещества растворяются быстрее».

Опыт №8
Тема. «Почему исчезает вода?»
Цель: Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать умение сравнивать, анализировать.
Оборудование: Два одинаковых стакана, блюдце, фломастер, вода.

Ход.

Воспитатель:

 Ребята, мы с вами познакомились с разными свойствами воды. Сегодня давайте узнаем, как может исчезать вода. Наполним два стакана водой до одинакового уровня, отметим фломастером, где заканчивается вода. Один стакан закроем блюдцем. Поставим оба стакана к батарее. Завтра посмотрим, сколько воды будет в стаканах.

(На следующий день рассмотреть с детьми стаканы с водой).

Воспитатель:

Какие изменения вы заметили? Одинаковое ли количество воды в стаканах? В каком стакане воды меньше? В каком больше? (Ответы детей).

Вывод: В открытом стакане воды стало меньше, в закрытом стакане воды осталось столько же. В открытом стакане вода испаряется и превращается в частички пара. Вода  уменьшается из- за тепла батареи.
Опыт №9
Тема. «Как получаются цветные льдинки?»
Цель: Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды: жидким и твердым. Выявить свойства  и качества воды на холоде.
Оборудование: Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

Ход.
Воспитатель:

Ребята, почему образовался лёд на луже?                                                                                                             Дети:

 Вода замёрзла в холодную погоду.
 Воспитатель: Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку и вставить ниточку.
Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла?

Дети:

 Вынести формочки на улицу.

Воспитатель:

Какая погода должна быть на улице?

Дети:

 Морозная.

Воспитатель:

Где ёще можно заморозить воду?

Дети: В холодильнике.

(В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки).

Воспитатель:

Почему держится ниточка на льдинке?

Дети:

Она примёрзла.

Воспитатель:

Почему льдинки цветные?

Дети: Из цветной воды.

Вывод: «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд, принимает форму емкости, в которой находится.


Опыт №10
Тема. «Что такое пар?»

Цель: Формировать представления детей о таком состоянии воды как пар; показать, как образуется пар. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы. Содействовать развитию интереса к миру природы.

Оборудование: Термос, стекло или зеркальце.

Ход.

Воспитатель:

Ребята, что мы знаем о воде?

Дети:

Вода- прозрачная, но может менять цвет, без собственного запаха и вкуса, но может иметь вкус и запах растворимых в ней веществ, превращается в лёд, важна для жизни растений, принимает форму сосуда, в который её наливают . 

Воспитатель  (выставляет на стол термос):

Вода - волшебница, у неё есть ещё один секрет. Я принесла термос. Это такой предмет, который помогает воде оставаться всегда горячей. Давайте откроем термос. Что вы заметили? (Ответы детей).  Из термоса выходит пар. На что похож пар? Почему он горячий? (Ответы детей).

Воспитатель

Пар- это такая же вода. Водяной пар прозрачный и бесцветный. Теперь поместим над паром зеркальце. Посмотрите, что образуется на зеркальце? Это капельки воды. Пар превращается в капельки и падает вниз.

Вывод: Пар - это тоже вода.

Опыты с почвой

Опыт №1
Тема. "Есть ли в почве воздух?"
Цель: Показать, что в почве есть воздух. Развивать мыслительные процессы, активизировать словарь детей (пузырьки, сжимаются, вытаптывать). Содействовать бережному отношению к природе.

Оборудование: банка с водой, ёмкость с примятой и рыхленной землёй.

Ход.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто живёт в почве?

Дети: растения, черви, жуки.

 Воспитатель:

Без воздуха никто не может прожить. И воздух есть в почве. Опустим в банку с водой комочек земли. Что появляется в воде?

Дети:

 Пузырьки.

Воспитатель:

Это выходит воздух из земли.
Как вы думаете, в какой земле удобно жить насекомым? Давайте проверим. Опустим в воду комочек протоптанной земли и комочек рыхлой земли. От какого комочка идёт больше пузырьков?

 Дети:

В рыхлой земле больше воздуха, поэтому и пузырьков выходит больше. В протоптанной земле воздуха меньше. Когда мы ходим по земле, то давим на её частички; они как бы сливаются и воздуха между ними остаётся меньше и меньше. В протоптанной земле трудно жить.

Обследование: «Нальём воду в ёмкость с рыхлой и примятой почвой. В какую почву быстрее прошла вода?

Дети:

В рыхлую.

 Воспитатель:

Почему примятая почва медленно пропускает воду? В примятой почве меньше воздуха. Чтобы сохранить землю для её обитателей, для растений, нужно ходить по дорожкам, не топтать газоны, рыхлить почву в горшках и клумбах.

Вывод: В почве есть воздух: в рыхлой земле воздуха больше.

Опыт №3 «Цвет и состав почвы»

Цель: определение цвета и состава почвы.

Воспитатель:

 Положите мерную ложку почвы на белый лист бумаги. Разровняйте слой почвы на бумаге мерной ложечкой. Рассмотрите, ребята, какого цвета почва; какой её состав (под лупой). Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?

(Ответы детей).

Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Опыт №4 «Есть ли в почве вода?»

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.

Воспитатель:

Ребята, возьми лист бумаги, насыпьте на неё немного почвы.  Придавите её плотно к бумаге и  стряхните почву.  Наблюдайте, что произошло. Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Какой можно сделать  вывод?

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве?  

 Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь. 

Вывод: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Опыт №5.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

Воспитатель:

 Ребята, зачерпните мерную ложку почвы и бросьте её в стакан с водой. Размешайте палочкой и дайте отстояться.   Понаблюдаем за осадком Воспитатель: 

Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: 

На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.

Воспитатель:

 Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?(ответы детей).

Вывод: В почве есть песок и глина.

Опыт №6
Тема. «Как происходит загрязнение почвы?»
Цель: Выяснить последствия загрязнения почвы. Развивать умение сравнивать, размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать бережному отношению к миру природы.

Оборудование: Четыре ёмкости с землёй, баночки с чистой и мыльной водой, картон, палочки.
Ход.
Воспитатель:

Посмотрите, перед вами две баночки с землёй. В одну баночку я вылью дождевую воду, в другую - воду после стирки, мыльную. Сравните баночки с водой. Какая  стала земля?  (Ответы детей).

Воспитатель:

Одинаковая земля или разная? Есть ли изменения в банке с землёй, в которую вылили дождевую воду? (Ответы детей). Что можно увидеть на земле, которую полили мыльной водой? (Ответы детей).
Воспитатель

Теперь возьмите картон. Разорвите его на мелкие кусочки и положите в землю. Перемешаем землю с картоном. Воткните палочки в ёмкость с одной землёй и ёмкость с землёй и картоном. В какую землю легче воткнуть палочку? ( Ответы детей).

Воспитатель:

В чистой земле больше воздуха.
В земле растут не только деревья и растения, но и живут многие насекомые, животные. Загрязняя землю, мы губим их. Как спасти землю? Куда надо складывать мусор, выливать грязную воду? (Ответы детей).
Вывод: Почва загрязняется мусором и грязной водой.

Опыты  с воздухом

Опыт №1 «Воздух повсюду».

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Оборудование: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Ход

Воспитатель:

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? ( Ответы детей).

•Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

•Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить?

Воспитатель:

Пустую прозрачную бутылку опускаем  в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? (Ответы детей). Из горлышка выходят пузырьки потому, что  вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. (Ответы детей).  Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? (Ответы детей).

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым и он невидим

Опыт №2

Цель: показать ,что воздух находится внутри человека.

Оборудование: стаканчики с водой, трубочки.

Ход

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух  и подуйте  один раз в трубочку. Посмотрите, что появляется на поверхности воды? (Ответы детей). А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух. Давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей? (Ответы детей).

Вывод: воздух есть  вокруг нас, внутри нас.

Опыт №3

«Воздух легче воды».

Цель: доказать, что воздух легче воды

Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой.

Ход

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Воспитатель:

Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт№4 «Движение воздуха – ветер».

Материал и оборудование : бумажные кораблики, тазик с водой, веер.

Ход

Воспитатель:

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? (Ответы детей). 

Вывод: чем сильнее  ветер, тем сильнее движение воздуха.

Опыт№5 «Живая змейка»

Цель: Выявить, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз.

Материал и оборудование: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Ход

Воспитатель  зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух).

Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Опыт№6 «Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, флакон с духами.

Ход

Воспитатель берет ароматизированные салфетки, флакон с духами и т.д. и предлагает  детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.    

Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

 Опыт№7 «Воздух расширяется и сжимается»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Ход

Воспитатель:

Ребята, мы поставили открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденем  на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставим бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экспериментальной деятельности в средней группе по теме "Вода - волшебница"

Основная цель данного проекта - это развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику жизни на Земле....

Конспект открытого занятия НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды» Воспитатель: Балаганская И.А.

Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные:Учить на практике выявлять физические качества воды и льда. Формировать познавательные интерес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе «Медвежонок» «Удивительная вода»

Цель: Формирование представления о воде через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные:Формирование представления о воде, как о самом важном веществе на планете.Познакомить со свой...

Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Волшебное царство воды"

laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — глас...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Где прячется вода?»

С помощью экспериментальной деятельности наглядно показать детям механизм протекания природного явления типа"облако-туча-дождь". Опытным путём познакомить детей со свойствами воды....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

Конспект НОД (на улице в летний период) по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Вода, водичка».

Конспект был разработан с целью развить любознательность и познавательный интерес детей в процессе эксперементирования с водой....