Наш любимый ТЕХНОЛАБ
консультация по конструированию, ручному труду

Сокурова Мария Александровна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием образовательного робототехнического конструктора ТЕХНОЛАБ

Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательные робототехнические  конструктора нового поколения.[4]

Детей увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

При системном использовании образовательного конструктора происходит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Образовательный конструктор позволяет охватывать определенные направления развития и образования детей. (далее – образовательные области):

Социально – коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения при работе с конструктором.

Познавательное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; способствует формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целого, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и пр.).

Речевое развитие способствует формированию  предпосылок обучения грамоте , а именно обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи;

Художественно – эстетическое развитие способствует становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой конструктивной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующихвидах деятельности детей: координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

            Конструирование роботов с детьми 5-8 лет – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе по направлению «Образовательная робототехника».

   В нашем детском саду ознакомление с образовательными робототехническими конструкторами проходит в рамках дополнительного образования, в форме кружка, на котором  дети  расширяют базовые знания,  знакомятся с областями знаний, выходящими за рамки  основной общеобразовательной программы ДОУ (ООП).

В рамках работы студии  «Детский сад – Наукоград», у детей  инженерное мышление формируется на занятиях по техническому моделированию,  конструированию  и программированию из конструкторов нового поколения:

•        LEGOEducationWeDo;

•        RoboKids;

•        Robo UARO;

•        Робототехнический модуль «ТЕХНОЛАБ»;

•        Программирование логороботов «Пчелки»;

Конструктор ТИКО

   Основной   обучающей базой для внедрения конструирования и   робототехники, для нас стал, образовательный робототехнический модуль «Технолаб». предварительный уровень для детей 5 – 8 лет, предназначенный для изучения основ робототехники, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся.  Данный конструктор способствует освоению базовых навыков в области проектирования и моделирования объектов, направлен на стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике. Модуль способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и предназначен для проведения занятий в группах детей дошкольного возраста, как индивидуального применения, так и группового. Оснащён: методическими рекомендациями для преподавателя и обучающегося, рабочими тетрадями, технологическими картами, диагностическим материалом.

На занятиях по конструированию, с использованием робототехнического модуля «Технолаб»,дети знакомятся с основами робототехники и технического моделирования, учатся правильно читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования, и конечно создавать своих неповторимых роботов. Создавая реально действующую модель робота по разработанной схеме, дети чувствуют себя настоящими инженерами – конструкторами. Чтобы робот в конце сборки начал двигаться, надо внимательно рассмотреть инструкцию, прочитать чертёж – схему, выбрать нужные детали, правильно соединить. Если допустить мельчайшую ошибку, работа не принесет желаемого результата. Дети стараются быть внимательными, помогают друг другу и очень радуются, когда видят в конце занятия сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

Робототехнические занятия обогащаются сказочными историями, загадками, мультфильмами. На занятиях имеющиеся знания о моделируемом объекте дети дополняют интересной научной информацией. Например, работая по теме «Животный мир», дошкольники узнают не только о внешнем виде, повадках, особенностях жизни и местах обитания наших младших друзей, но и о необычных и интересных фактах. Яркие зрительные впечатления об объекте, помогают детям создать очень интересные, необычные фантазийные образы – «Улитка», «Пчелка», «Бабочка», «Коала», «Белка», «Пингвин», «Кролик», «Брахиозавр», «Трицератопс», «Олень» и пр. [3]

В конце занятия ребята с удовольствием играют своими созданными поделками, рассматривают роботов на выставке, рассказывают о своем творении или устраивают маленькие соревнования.

Ни менее интересно, используем  детали конструктора, во время занятий с дошкольниками  по математике. Например: проводим «цветовой диктант»: воспитатель называет цвета, а дети составляют ряд деталей соответствующего цвета. Ряд может быть сплошной или с интервалом в одну или две детали – для развития глазомера. Для восприятия формы  предлагаем детям разделить детали конструктора на формы: прямоугольник, квадрат, треугольник, уголок, пластина в форме дуги, другая форма. «Цветовой диктант» объединяем с арифметическим: скрепить одну деталь оранжевого  цвета с двумя деталями салатного цвета, три- желтого, четыре салатного и т.д. Преобразуем «цветовой» диктант в «логический»: какого цвета будут следующие три заклепки после оранжевой, если ряд состоит из оранжевой, желтой, синей, салатовой заклепок?

  Разноцветные заклепки конструктора используем для развития памяти: воспитатель предлагает запомнить приведенный выше ряд, дав на это минуту; затем закрывает ряд листом бумаги и просит ребенка на память выложить ряд; снимает листок бумаги и дети сравнивают два ряда.

   Детали конструктора (заклепки, пластины) используем как счетный материал для освоения числового ряда и элементарных математических действий (сложение, вычитание).Изучаем количество («больше – меньше», «одна много», «равные по количеству».  Например: Воспитатель вместе с детьми выбирает несколько заклепок желтого цвета, одну из них кладет в сторону – формируется понятие «одна – много». Затем воспитатель предлагает сделать так, чтобы слева и справа оказалось одинаковое количество  - формирует понятие «равные по количеству». Далее воспитатель предлагает выбрать несколько пластин одного цвета, сложить из них две «кучки», одинаковые по количеству элементов. Затем к одной из «кучек» добавляют две пластины – формируется понятие «больше» - «меньше».

При изучении  понятия величина («длиннее – короче», «ниже – выше», «уже – шире», «одинаковые»), воспитатель вместе с детьми берет две пластины разной длины, сравнивает их: «длиннее - короче».На сколько отверстии короче зеленая пластина, на сколько длиннее желтая пластина?

 Воспитатель предлагает сложить из заклепок оранжевого цвета два равных по длине ряда, чуть ниже сложить третий ряд такой же длины. Тем самым, объясняет, что первые два ряда представляют собой одну полосу более широкую, чем третий ряд – формируется понятие «уже – шире». Дети строят из одинаковых пластин одного цвета два столбика разных по высоте (понятие «выше – ниже»). Далее воспитатель просит детей построить третий столбик так, чтобы он был ниже первых двух. Дети называют их «самый высокий столбик», «ниже», «самый низкий». Затем строят столбики так, чтобы они были одинаковые по длине.

   Используемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а так же помогает детям легко в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Мы знаем что Старший дошкольник способен  интенсивным развитием познавательных процессов. Мы считаем что наиболее продуктивным способом знакомства с окружающим миром являются экскурсии поскольку 1 экскурсия заменяет серию занятий. По окончании экскурсии мы воспроизводим увиденное на занятиях по конструированию. На слайдах представлены работы детей подготовительной группы

Данные занятия совмещают развлечение и образование, помогают развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления, способствуют  интеллектуальному развитию,  формируют специальные технические умения, развивают активность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по конструированию роботов с детьми 5-8 лет на тему: «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб»

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о способах работы с собразовательным робототехническим  конструктором нового покол...

"Бабочка из Технолаб"

Презентация "Бабочка из Технолаб" разработана для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Технопарк "Солнышко" (конструироание робота "Бабочка&qu...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го

Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Поможем городу: машины Скорой помощи» с использованием конструктора «ТЕХНОЛАБ»

Образовательная деятельность направлена на развитие элементарных математических представлений с использованием современных технологий...