Семинар: «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей»
тренажёр по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ardasheva.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

Родители

Дети

Семинар: «Роль мелкой моторики

 в психофизическом развитии детей»

автор:  Ардашева Е.С.

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1.Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка, о некоторых способах профилактики плоскостопия.

2.Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.

3.Познакомить родителей с играми для развития мелкой моторики рук.

Ход  семинара

В настоящее время актуальной проблемой становиться полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительных, овладения родным языком , развития первоначальных навыков письма.

1.Беседа с родителями.

1). Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой и как?

2). Играли ли вы сами с вашими пальчиками ? Как?

3). Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?

Резюме: «Рука –это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант).

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находиться около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Так пассирую пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный- печень, средний-кишечник, указательный -желудок, большой голова).

2. Игровое занятие вместе с детьми.

Воспитатель. Что умеют делать ваши пальцы на ногах и на руках? (Ответы.) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Хотите узнать что ещё могут ваши пальчики? (Да.) Тогда мы отправляемся с вами в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

Взрослые и дети выполняют самомассаж.

Вы готовы, глазки? Да! (Легкими нежными прикосновениями поглаживаем веки глаз, расчесываем реснички и брови)

Вы готовы, щёчки? Да! (дружное похлопывание ладошками по щекам.)

Вы готовы, пальчики? Да! (Поочерёдно массажируют каждый пальчик.)

Вы готовы, ручки? Да! (поглаживание кистей рук, растирание ладошек.)

Вы готовы, ножки? Да! (поглаживание ног и выполняют щекотку на ступне.)

Всё готово? Да! (выполняют лёгкие пощипывания пальцами: рук, ног, груди и обнимают себя руками).

Воспитатель: Всё готово, все готовы, а теперь отправляемся в весёлое путешествие на поезде.

Аудиозапись «Мы едим, едим, едим…»   слова Сергея Михалкова, музыка Михаил Стракодомскского.

Первая станция «Удивительный лес»

Цель: учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.

Оборудование: аудиокассета « Природа, птицы, животные».

По сигналу «Гуляем по лесу!» взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Мы идём гулять сейчас

И зовём с собою вас!

(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке,

И кузнечик на травинке!

(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками . Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)

Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт.

(Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

«У-у! У-у!

Я вразвалочку иду!»

(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. . Переступание туловищем из стороны в сторону. Ходьба на внешней стороне стопы.)

А весёлые зайчата –

Длинноухие ребята –

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)

Шёл по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки перед грудью и соединены между собой в запястье-одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются.)

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок-скок-скок,

Под мосток – и молчок.

(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперёд)

Ой, ты дедушка – ежок,

Не ходи на бережок!

Там промочишь ножки,

Тёплые сапожки!

(Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена)

Ищут маму медвежата,

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

(Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.

В воздухе над лужицей

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся,

На солнышке резвятся.

(Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть)

Вот ползёт сороконожка

По тропинке на дорожку.

Спинка изгибается,

Ползёт-переливается.

(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе или на плечах впереди стоящего)

Нёс однажды муравей

Две травинки для дверей:

На полянке, под кустом,

Муравьишка строит дом.

(Пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече)

Птички в гнёздышках проснулись,

Улыбнулись, встрепенулись:

«Чик-чирик, всем привет!

Мы летаем выше всех!»

(Лёгкий бег врассыпную; птички чистят крылышки; машут хвостиком (руки сзади, ладошками друг к другу), легко прыгают)

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес!

(Помахивание рукой.

Поворот вправо-влево с вытянутыми руками.Ходьба)

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба)

Воспитатель: занимаем свои места, следующая станция….

Вторая станция «Театральная»

Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке» которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения, дети выполняют , а родители им помогают.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения «трепетание пальцев».

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый пальчик – какой-либо  персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по  морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Воспитатель: занимаем свои  места ,следующая станция…

Третья станция «Массажная»

Цель: научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.

Оборудование: массажные мячики. Родитель располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.

Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).

Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони.)

Каждый пальчик покручу,

 Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. (Захватывают каждый пальчик у

основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою, (Моют руки)

Пальчик в пальчик я вложу,( Пальцы складывают в «замок»)

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики (Расцепляют пальцы и перебирают ими)

Пусть бегут как зайчики.

В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.

Трем рукой-мочалкой. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пятки и носочки. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до колена. Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько. Вверх-вниз, вверх-вниз,

А бедро разотрем. Вверх-вниз, вверх-вниз,

И гулять пойдем. Вверх-вниз, вверх-вниз.

Родители делают массаж стопы своему ребенку.

Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе я их соберу

И шагать начну.

Поглаживают пальцы ног.

Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу, (Растирают каждый пальчик стопы)

Разведу вперед, назад

И сожму руками. (Руками тянут пальцы от себя, на себя)

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные. (Пощипывают стопы)

Воспитатель: Дети. Мы приближаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?

Дети. Да!

Четвёртая станция "Повтори за мной"

(вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Цель: развитие мелкой моторики, координации, зрительного восприятия.

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно  - повторить "фигуру".

Пятая  станция «Игра с солёным тестом»

Цель: способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению;  развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Родитель и ребёнок сидят паровозиком в паре, взрослый  наблюдает за игрой ребёнка с тестом и помогает при необходимости. Ребёнок выполняют следующее:

Раскатывание – кусочка теста, положенный между ладонями  и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть теста – оттягиванием.

Сплющивание , для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев.

Воспитатель: А сейчас уважаемые родители и дети, прошу вас создать смайлик из теста, с теми эмоциями которые вы получили сегодня от нашего семинара.

Каждому участнику даётся по одной витаминки «Ревит»- «жизнь».

Воспитатель: Вы имели возможность убедиться: пальцы рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр ; они любят соревнования, массаж. Играть с пальцами рук и ног дети могут с родителями, с друзьями и дома, и в гостях, и на улице и в транспорте…исходные положения для этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу в позе «факира».

Спасибо всем участникам! До новых встреч!

 Используемая литература:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. ООО «ТЦ Сфера» 2005.
  2. Данилова Е. «Пальчиковые игры» Росмэн 2007.
  3. Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей"; Литера 2008
  4. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль. 2006.
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 .
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 .
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005.

Электронные ресурсы

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  1. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
  2. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  3. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  4. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста

Целенаправленная систематическая и планомерная раота по развитию у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мо...

Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...

Статья "Роль мелкой моторики в развитии детей"

влияние развития мелкой моторики на развитие детей...

"Роль мелкой моторики в развитии детей"

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентр...