Главные вкладки

    Статья "Роль мелкой моторики в развитии детей"
    статья на тему

    Светлана Леонидовна Скокова

    влияние развития мелкой моторики на развитие детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_rol_melkoy_motoriki_v_razvitii_detey.docx14.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль мелкой моторики в развитии ребенка

    Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

    Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.

    Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

    В процессе задействована не только двигательная, но и нервная, и зрительная системы, так что развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их скорейшего и полноценного развития. Именно в этом и состоит роль игрушки: научить ребенка управлять собственным телом. Как показывают исследования, около трети площади двигательной проекции нашего мозга отвечает за проекцию кистей рук, которая, в свою очередь, соседствует с речевой зоной. Таким образом, развивая моторику рук, мы подталкиваем развитие речи. Мелкая моторика включает комплекс самых разных движений, от примитивных захватов предметов до весьма сложных манипуляций, например письма. Именно поэтому игрушки, которые способны провоцировать развитие моторики у детей, непременно должны быть их верными спутниками чуть ли не с самого рождения.

    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Важную роль в дошкольном возрасте имеет развитие мелкой моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    Тренировка ручной ловкости способствует развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста

    Целенаправленная систематическая и планомерная раота по развитию у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мо...

    Учебно-методические пособия для развития мелкой моторики,сенсорному развитию детей в раннем возрасте.

    Дидактические  игры "Разложи предметы в свои домики" по сенсорному развитию для детей раннего возраста.   Актуальность применения - ребёнок в раннем возрасте должен различать не менее 6...

    Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "

    Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...

    Презентация по теме: "Влияние развития мелкой моторики на развитие детей раннего возраста."

    Презентация  по развитию мелкой моторики  детей раннего возраста. Материалы можно сделатьсвоими руками, так же использовать  природный материал (камушки, шишки,  орехи и т.д....

    Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей»

    Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Разви...