Влияние развития мелкой моторики на развитие детей с ОВЗ
консультация по логопедии

Григорьева Татьяна Сергеевна

Развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Влияние развития мелкой моторики рук на развитие детей с ОВЗ»

 

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет связная речь, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием различного материала.

Средства развития мелкой моторики: - Пластилин - Бумага - Крупа, бусы, пуговицы - Природный материал - Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани - Куклы - Песок - Вода - Карандаши, счетные палочки картофельные печати и т.д.

Игры с пластилином: «Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики. Раскатываем колбаски и т.д.» Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Лепка также оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции.

Игры с бумагой «Бумагу» можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается творческий потенциал ребёнка.

Игры со счетными палочками, спичками и т.д. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, спички или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игра в кубики и собирание конструктора не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики или фигур из конструктора, малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.

Игры с пуговицами отлично развивают: мелкую моторику и тактильное восприятие; зрительно-моторную координацию; точность движений и внимание; математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать); эмоциональное и творческое развитие.

Некоторые дети могут достаточно длительное время перебирать крупы, перекладывать в миски, а некоторым надоест уже через 5-10 минут, но при этом все равно данная игра принесет пользу малышу.

Дети могут рисовать в крупе или делать из неё аппликации.

Игры с веревочками, шнурками, ленточками, отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все - пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза. Сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Необходимо соблюдать важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей:

- занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку;

- игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков;

- в ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки;

- важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие;

- нельзя заставлять маленького ученика, дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям;

- выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку;

- старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики;

- не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна;

- контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально, не пересиживайте и не переутомляйте его;

 

- и не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

как влияет развитая мелкая моторика на речь детей...

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детейПрактикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную нед...

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей.

Консультация для родителей: "Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей"....

Презентация по теме: "Влияние развития мелкой моторики на развитие детей раннего возраста."

Презентация  по развитию мелкой моторики  детей раннего возраста. Материалы можно сделатьсвоими руками, так же использовать  природный материал (камушки, шишки,  орехи и т.д....