Рабочая программа "Маленькие дизайнеры" для старшей группы ДОУ
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Программа направлена на проявление интереса, живой эмоциональный отклик к восприятию эстетических свойств предметов, желание детей взимодействовать с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkie_dizaynery_starshaya_gruppa.docx68.12 КБ

Предварительный просмотр:

АНДОО «Филипп»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Маленькие дизайнеры»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год (36  часов)

Автор - составитель: Шарахова В.В.

Воспитатель

Щелково 2019 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  1. Общее положение……………………………………………………………2                                                                                        
  2. Направленность и уровень программы……………………………………………. ……………………..2
  3. Актуальность…………………………………………………………………3
  4. Организационно-педагогические основы программы……………………………………………………………............4
  5. Принципы и задачи программы…………………………………………………………….. …….4
  6. Основные компоненты программы………………………………………………………... …………5
  7. Интеграция с другими образовательными областями……………………………………………………………. ………6
  8. Ожидаемые результаты………………………………………………………7
  1. Учебный (тематический) план………………………………………………………………....................       8-18
  2. Оценочные материалы………………………………………………………………………..18-19
  3. Приложения……………………………………………………………………...20-26
  4. Список используемой литературы……………………………………………………………….............27

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

  1. Общее положение

Данная программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации дополнительной образовательной деятельности и направлена на:

-удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии;

- выявление и поддержку одаренных и талантливых детей;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Нормативно-правовую основу для разработки данной  программы составили:

- Концепция развития ДОД (от 04.09.2014г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008);

- Письмо Минобрауки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций»;

- СанПин;

- Устав АНДОО «Филипп»

     1.2.     Направленность и уровень программы

Программа «Юные дизайнеры» имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

Уровень программы ознакомительный.

              1.3.Актуальность

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Художественный труд и изобразительное искусство - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.

 Художественное творчество  - естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения».  Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

            1.4.Организационно – педагогические основы рабочей программы «Маленькие дизайнеры»

Создание программы дополнительного образования обосновано актуальностью проблемы по развитию изобразительных  умений у детей дошкольного возраста. В программе поднята важнейшая проблема творческого  развития личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Данная рабочая  программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

  • Содержание программы разработано  на основе авторской программы И.Т.Лыковой «Цветные ладошки».
  • Занятия в кружке «Маленькие дизайнеры» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 1 раз в неделю в первую половину дня. Длительность совместной деятельности с детьми составляет 25-30 минут.
  • Тематический план предусматривает 32 занятия в год.
  • В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

-первичная диагностика (выявление стартовых условий, уровня развития и достижений ребенка)-сентябрь.

-итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач)-май.

Отчет результатов кружка «Маленькие дизайнеры» проводится в форме выставок, ярмарок, оформление интерьера детского сада и групповых комнат, проведения открытого мероприятия для родителей, проведение мастер-класса среди педагогов.

                 1.5.Образовательный процесс в кружке «Маленькие дизайнеры» строится на принципах:

- систематичность художественно-эстетического воспитания в процессе познания и усвоения ребенком прекрасного

- разносторонность художественного творчества

- интеграция видов искусств, видов детской деятельности, задач образовательных областей

- проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости задатков, заложенных  от природы;

ЦЕЛЬ  программы:

Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через  развитие навыков изобразительной деятельности.

Задачи программы:

  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса;
  • Развитие интереса у детей к восприятию эстетических свойств, предметов и вещей;
  • Формирование умения создавать художественно-творческие образы и использовать их для оформления определенного пространства.
  • Знакомство детей с нетрадиционными изобразительными техниками, применять их при создании творческих работ.        
  • Формирование  умения экспериментировать с художественными материалами, изобразительными средствами.
  • Развитие самостоятельности в достижении результата, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического  чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к  искусству;
  • Формирование творческого начала личности ребенка , развитие его

индивидуальности;

             1.6.Основные компоненты  программы:

Развивающий компонент - предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент - заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент - выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, пластилинография, техника коллажа).

Практический компонент - заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, бросовым материалом, природным материалом, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

Принципы построения программы:

Синтетичности: тесная взаимосвязь рисования, аппликации, лепки и ручного труда.

Адаптивности: гибкое применение содержания и методов развития творческих способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.

Принцип творческого подхода: данный принцип заключается в поощрении творческого подхода, творчества детей.

Принцип интеграции: здесь подразумевается взаимопроникновения различных направлений и форм работы.

Принцип личностно-ориентированного общения: дети являются активными исследователями, деятелями. Воспитатель и ребенок в общении и взаимодействии являются партнерами, соучастниками.

Очень важной составляющей данной программы является развитие воображения (фантазии) детей, так как именно на этом основывается любая дизайнерская деятельность. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание; отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Поэтому для развития воображения детей в начале каждого занятия я использую соответствующие игры и упражнения.

Работа с родителями 

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.

              1.7.Интеграция  с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики  

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах

продуктивной деятельности

                  1.8.В процессе занятий по программе «Маленькие дизайнеры» у детей будут сформированы следующие умения и навыки:

1. Проявляет интерес, живой эмоциональный отклик к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать и действовать с ними.

2. Имеет представление о назначении предметов декоративно-прикладного искусства.

3.  Проявляет творческую инициативу при создании работы.

4. Владеет нетрадиционными изобразительными техниками: (печатание штампами, листьями, пальцами и т.д., раздувание трубочкой, граттаж, рисование воском и акварелью, рисование пластилином, тычок жесткой кистью, печать по трафарету, набрызг, рисование нитками).

5. Способен выбрать изобразительную технику для передачи собственного замысла. Полная самостоятельность в достижении результата.

6. Владеет техническими навыками и умениями: вырезать по кругу, симметричное вырезание, обрывает бумагу на мелкие части, обрывает по контуру, сгибает.

7.  Владеет основными приемами лепки из теста и пластилина.

Планирование занятий по программе «Маленькие дизайнеры»

Сентябрь

Тема занятия

Техники

Программное содержание  

Оборудование

1

«Я в дизайнеры пойду. Пусть меня научат»

Беседа. Водная часть.

Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера.

Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримѐр», «архитектор».

Иллюстрации, раздаточный материал

2

Грибная полянка

Пластилинография

Познакомить детей с понятием «пластилинография», обучать детей приемам работы в технике «пластилинографии», лепить отдельные детали, придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

Муляжи грибов, иллюстрации, шаблоны, пластилин, доски, стеки

3

Бабочка

Аппликация из сухих листьев.

Дети учатся находить одинаковые листочки и составлять симметричное изображение.

Иллюстрация с изображением бабочек , засушенные листья, цв. картон , клей , кисти , тряпочки.

4

Море

Набрызг.

Знакомство с понятием “ морской пейзаж “. Подбирать цвета для изображения моря , приёмом набрызга.

Репродукции морских пейзажей , жёсткие кисти , картонка 5/5 для набрызга.

октябрь

5

Зонтик

Объемная аппликация

Закрепление признаков осени. Знакомство с техникой объемной аппликации, обучение складыванию бумаги по схеме.

Шаблоны, цветная бумага, клей, кисти, иллюстрации осенней погоды.

6

Братья наши меньшие

Поделки из бросового материала

Капсулы от киндер-сюрприза, пластилин, доски, стеки, иллюстрации с животными и макеты.

7

Цветы осени

Набрызг с прикладыванием сухих листьев, веточек.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (набрызг).  Cоздавать фон для будущей работы, используя смешение красок.

Бумага, жёсткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

8

Сказочная рыбка

Аппликация из семян арбуза , дыни…

Выполнить аппликацию из семян арбуза, дыни , подсолнечника , путём вдавливания в пластилин. Учить составлять орнаменты на форме рыбки, подбирать цвет пластилина , формы семян.

Шаблоны рыбок ,пластилин , семена.

Ноябрь

9

Открытка для мамы

Скрапбукинг

Продолжать знакомить детей с техникой «скрапбукинг»

- закреплять навыки вырезания, рисования

- содействовать умению правильно располагать детали на открытке

- воспитывать любовь и уважение к маме

Листы, восковые карандаши , акварель , клей , жёсткие кисти , тряпочки , шаблоны, цветная бумага.

10

Такие разные вазы

Аппликация из семян .

Вырезать вазы из картона , нанести пластилин . Вдавливать семечки  в пластилин , создавая орнамент , узор.

Картон , ножницы , пластилин , семечки.

11

У зайчика новая шубка!

Аппликация ваты.

 Cоздавать изображение , используя приём наклеивания ваты.

Образцы аппликаций , изображающих зайца , вата , клей , кисти жёсткие.

12

Подарки курочки-хохлатки

Аппликация из яичной скорлупы.

Познакомить с приёмами выполнения аппликации из яичной скорлупы и её свойствами .Выполнить аппликацию , украсить тарелочку.

Иллюстрация с изображением курочки – хохлатки, яичная скорлупа, образец.

Декабрь

13

Такие разные часы  

Лепка на форме с элементами конструирования

Продолжить  создавать с детьми в лепке модели функциональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении (корпус, циферблат со стрелками для показа измерения времени, часовой механизм внутри, кнопка звонка на будильнике, маятник на настенных или напольных часах, ремешок на наручных и т.д.). совершенствовать технику лепки на готовой форме. Воспитывать интерес к познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений и впечатлений в изобразительной деятельности.

Пластилин, стеки картонные коробки и упаковки для лепки на форме, оформленные на занятии по конструированию, пуговицы или бусы, набор цифр из кассы букв и слогов для уточнения представления о начертании цифр; поворотные диски или клепки.  

14

Камин с огоньком

Лепка из пластин или на готовой форме

Побуждать детей к рисованию из пластилина. Развивать творчество в индивидуальном исполнении камина.

Пластилин, стеки, скалки, шаблоны (бруски из строительного набора), картонные коробки и упаковки для лепки на форме, поворотные диски или клеенки, салфетки бумажные и матерчатые.

15

Ёлочка пушистая

Аппликация из ниток.

Выполнить небольшую картину из ниток. Предварительно сделав эскиз.

Нитки, клей, кисти жёсткие, клей ПВА.

16

Елочная игрушка

Работа по замыслу детей

Выполнить игрушку для новогодней елки из предложенных материалов

Бумага, клей, краски, нитки, ножницы, шаблоны, дождь, ветные скрепки, пуговицы и др.

Январь

17

Снеговик

Аппликация из ватных дисков

Развивать творческое воображение, фантазию, показать использование нестандартных материалов, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Ватные диски, картон, клей, цв.бумага, фломастеры.

18

Снежинка

Аппликация из макарон

Развивать эстетическое чувство, чувство формы, научить видеть красоту зимы, использовать нестандартные материалы,

Основа, макроны разной формы, серебристая гуашь, клей.

19

До свидания, елочка!

Пластилинография

Вспомнить с детьми новогодний праздник, развивать чувство композиции и эстетики при украшении елки.

Шаблоны, пластилин, бисер, пуговицы, праздничные иллюстрации

20

Полярное сияние

Рисование пастелью с элементами обрывной аппликации

Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде «каскадов» много цветных штрихов. Инициировать изображение арктических животных на основе представления о внешнем виде и способах передвижения в пространстве (в воде и на льду. Развивать восприятие цвета. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Бумага формата А2 или А3 – на выбор детям: пастель, тонкая бумага белого, голубого и серебристого цвета (машинописная или бумажные салфетки), цветная бумага, клей салфетки бумажные и матерчатые, ватные диски.

Февраль

21

Пингвиний пляж (на льдине)

Лепка коллективная

. Совершенствовать технику скульптурной лепки. Вызвать интерес к изображению пингвина пластическими средствами. Инициировать создание коллективной композиции. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности.

. Пластилин синего, голубого, белого, черного, красного цвета, бусины и пуговицы для глаз, стеки, куски пенопласта, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, поворотный диск. Основа для коллективной композиции («море» в виде неправильного овала, вырезанного из цветной бумаги или фольги).

22

Открытка для папы

Скрапбукинг

Продолжать знакомить детей с техникой «скрапбукинг»

- закреплять навыки вырезания, рисования - содействовать умению правильно располагать детали на открытке

- воспитывать любовь и уважение к папе

Бумага белая и цветная, салфетки
бумажные белого цвета, ножницы, клей,
цветные карандаши, фломастеры,

23

«Я рисую зиму..»

Рисование-экспериментирование

Вызвать интерес к созданию образа зимы различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу.

Для рисования: листы белой бумаги разного размера (удлинённые прямоугольники или полосы), кисточки разного размера, поролоновые губки, старые зубные щётки, мочалки, щётки и другие бытовые предметы, для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки. для лепки:
пластилин, стеки, бисер, мелкие пуговички или бусинки для мелких деталей.

24

Карандашница-гусеница

Поделка из бросового материала

Вызвать у детей интерес к  созданию из предмета обихода из бросового материала, вызвать интерес к декорированию, показать возможнось использования «ненужных» вещей, вызвать радость от результата.

Втулки от туалетной бумаги, цветной картон, бумага, клей.

                                                         

Март

25

Мамочке любимой!

Аппликация «Букет лилий» с использованием ватных дисков

Познакомить детей с новым видом творчества - аппликацией из ватных дисков. Учить выполнять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Ватные диски, гофрированная бумага, цветная бумага, клей, кисти.

26

«Снегири на ветках»

Учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезая по частям из цветной бумаги), соблюдая относительную величину. Передавать окраску снегиря. Учить красиво располагать изображения на листе. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие.

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей, снегирей. Образец, выполненный воспитателем.

Большой лист бумаги светлого тона с нарисованным деревом с широко расходящимися ветками, цветная бумага, ножницы, клей.

27

«Ранняя весна»

Нетрадиционное рисование

Развивать логическое мышление (учить детей внимательно рассматривать картины, анализировать их);
с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей интерес к изобразительной деятельности. совершенствовать цветовосприятие (выбирать оттенки данной тематики — холодные, радостные).
познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией;
продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

Листы для акварели, краски, кисти, губки, трафареты, салфетки.

28

«Вкусная масленица»

Лепка рельефная (пластилиновая «живопись»)

Формировать интерес к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа,
продолжать формировать навыки работы с солёным тестом, соломой.

Интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).

Апрель

29

Звезды и кометы

Аппликация из цветной бумаги, ткани фольги

Прививать детям интерес к выполнению картины неба: вырезать пятилучевые звёзды, складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы — звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

Фольга золотистая и серебристая, цветная и фактурная бумага, лоскутки ткани, текстильные и декоративные бумажные ленты, серпантин, ножницы, клей, клеящие карандаши, коробочки для обрезков, простые карандаши, схема изготовления пятилучевой звезды, контурные схемы созвездий, листы бумаги чёрного или тёмно-фиолетового цвета.

30

Летающие тарелки и пришельцы из космоса

Лепка, аппликация или рисование (по выбору)

Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательные интересы.

Для лепки — пластилин разных цветов; проволока для каркасов, стеки, коробочки киндер-сюрпризов, баночки с крышками, трубочки для коктейля. для аппликации цветная и чёрная или тёмно-фиолетовая бумага, фольга, ножницы, клей, кисточки, салфетки. для рисования — листы бумаги большого формата, краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой.

31

Динозаврики

Лепка сюжетная

. Инициировать создание коллективной композиции из разных динозавров. Продолжать учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки открытого рта. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать интерес к познанию природ и отражению представлений в продуктивной деятельности.

Пластилин или солёное тесто,
стеки, колпачки фломастеров или авторучек, зубочистки, ткань грубого плетения или губки, салфетки бумажные и матерчатые. Силуэты динозавров для обследования формы, зоологические игрушки.

32

Папоротниковый лес

Аппликация с элементами бумажной пластики

  Составлять в сотворчестве сложные многоплановые композиции. Расширить спектр изобразительно-выразительных возможностей бумажной пластики. Развивать зрительное восприятие, чувство формы, способности к композиции. Воспитывать эстетический вкус, любознательность.

Цветная бумага (разные опенки зелёного), ножницы, клей, фломастеры, бумага большого формата для создания коллективной композиции «Папоротниковый лес».

Май

33

Три поросенка с друзьями

Лепка сюжетная

 Лепить образы сказочных животных на основе овоида (яйцевидной формы), пере- давая пластическими средствами характерные особенности внешнего вида. Формировать умение лепить по объяснению с частичным показом способа изображения. Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности (нос, пятачок, хвост, крючок, ушки-лопушки, пятнышки на спинке). Воспитывать инициативность, самостоятельность, уверенность.

Пластилин белого, розового, серого цвета, салфетки, бисер для глаз, зубочистки или трубочки для коктейля для
оформления пятачка, игрушечный поросёнок или картинка с его изображением,
народная игрушка свинка (дымковская филимоновская). Книжка с иллюстрациям к сказке «Три поросёнка». Три пластилиновых поросёнка (для пока: вариантов и обыгрывания творческой
ситуации), композиционная основа - зелёная лужайка из картона или бумаги.

34

Лужи-тучи для веселых поросят

Аппликация-мозайка

Продолжать знакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать в пределах сложного силуэта (лужи). Показать зависимость содержания (интерпретации) образа от его размещения в пространстве (один и тот же силуэт может быть «тучей» при размещении его вверху и «лужей» — внизу). Подвести к сравнению способов деления бумаги на части:
способом разрезания и разрывания. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в
движениях обеих рук.

Узкие полоски бумаги синего, фиолетового и белого цвета — для модульной аппликации-мозаики; силуэты луж голубого цвета (в разнообразии опенков); ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Аппликация-мозаика «Тучи», выполненная воспитателем или детьми старшего дошкольного возраста. Несколько бумажных силуэтов для показа детям вариантов очертаний луж.

35

Чудо – дерево

Лепка коллективная (тестопластика)

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических материалов лепки — раскатывать пласт солёного теста и вырезать с помощью формочек рельефные фигурки для размещения на чудо-дереве. Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте). Развивать способности к формообразованию (чувство формы), чувство юмора.
Формировать навыки сотрудничества
(договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои поделки на общей композиционно основе). Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность.

Солёное тесто (натуральное и окрашенное), формочки, скалки, доска разделочная, предметы для отпечатков (штампики, колпачки фломастеров), мелкие бытовые предметы (бусины, бисер) и природный материал (горох, фасоль) для украшения поделок; салфетки. трубочки для коктейля, шнурки или тесьма декоративная. Силуэт чудо-дерева из картона с парными отверстиями для  подвешивания чудо-плодов.

36

Оформление книжки-самоделки

Знакомство с книжной графикой на примере творчества И.Я. Билибина

Познакомить с творчеством иллюстратора детских книг И.Я. Билибина. Уточнить представление о структуре книжки-картинки. Вызвать интерес к оформлению книжек-самоделок по замыслу. Развивать воображение. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, бережное отношение к книжкам.

Книжки с иллюстрациями И.Я. Билибина: «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке».
Книжки - самоделки, подготовленные воспитателем (2 листа бумаги белого цвета формата А-4 складываются пополам, вкладываются друг в друга и скрепляются), цветные карандаши и фломастеры.

 

        3.Для отслеживания динамики достижений детей проводится диагностика:

- первичная диагностика для отслеживания стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре (начало месяца)

- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца)

Критерии диагностики

Низкий уровень (1 балл)

Проявляет интерес к наиболее ярким свойствам предметов и явлений, желание общаться с ними. Эмоционально откликается на проявление эстетического, но только по побуждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисунках , иллюстрациях, скульптуре, предметах быта, игрушках узнает их, радуется. Рисует, лепит, конструирует, составляет аппликацию с помощью взрослого. Знает некоторые изобразительные материалы, но умения ими пользоваться, технические, формообразующие навыки и умения требуют дальнейшего закрепления.

Средний уровень (2балла)

Проявляет интерес к восприятию предметов, произведений искусства, желание рассматривать их, действовать с ними при постоянном активном участии взрослого. Эмоционально откликается на красивое с помощью жеста, мимики, движения. Знает основные признаки предметов, которые делают предмет красивым; яркие цвета, основные формы, разницу величин, свойства поверхности. Узнает образы в рисунке, иллюстрациях, скульптуре, прикладном искусстве. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями в пределах программных требований данной группы. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.

Высокий уровень (3 балла)

Проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать и действовать с ними. Есть живой эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах. Проявляет заинтересованное отношение, элементарную оценку, используя отдельные слова, характеризующие образ: веселый, хороший, теплый, мягкий и т.д. знает и называет основные сенсорные признаки предметов. Узнает яркие эмоциональные состояния, их внешние выражения. Проявляет интерес к изобразительной деятельности: знает, что нарисовать, слепить, построить, выполнить аппликацию. Знает изобразительные материалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями выше программных требований данной группы. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, выполнения образа деталями.

4. Приложения

Нетрадиционные художественно – графические техники

  1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой

Средства выразительности: фактурность окраски

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.

  1. Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

  1. Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.

  1. Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:  мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

  1. Восковые мелки (свеча) + акварель

Возраст: от четырех лет

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура

Материалы: восковые мелки (Свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти

Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается незакрашенным.

  1. Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:  мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета,тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифенного картона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

  1. Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

  1. Кляксография обычная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

  1.  Кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  1.  Отпечатки листьев

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  1.  Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

  1.  Рисунки из ладошки

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая бумага.

Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает  необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

  1.  Волшебные веревочки

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: волшебное изображение, сулуэт.

Материалы: веревочки различной длины и цвета.

Способ получения изображения: Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько веревочек. Любое изображение необходимо начинать выкладывать с головы, следить за формой туловища человека или животного.

  1.  Воздушные напыление.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу.

Материалы: зубная щетка, акварельные или гуашевые краски, стека, силуэты предметов, животных, птиц (а так же можно использовать засушенные листики и травинки); фартук или старая рубашка.

Способ получения изображения: Ребенок  красиво располагает на бумаге любой предмет (главное, чтобы он был не очень большим и имел характерную форму). Обмакивает кисть в какую – нибудь краску и наносит ее на щетку. Стряхивает лишнюю воду, чтобы не было клякс. Чем гуще краска, тем лучше. Проводит стекой по щетинкам, направляя летящие брызги на листок и ровно закрашивает всю картину. Затем убирает предмет. Можно продолжить процесс разбрызгивания, используя другую гуашь, стеку и карандаш.

  1.  Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: объем.

Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистый песок (крупа, соль, скорлупа)

Способ получения изображения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.

  1.  Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, цвет, фактура.

Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).

Способ получения изображения:

  1. Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать несколько цветов или цветной картон)
  2. Всю поверхность листа натереть свечой.
  3. Покрыть черной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине, добавить в нее жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).

  1. Рисование мыльными пузырями

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: цветные круги.

Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).

Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с  пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши.

    Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

        РИСУНОЧНЫЕ ИГРЫ

Радуга

Продемонстрировать волшебную игру красок, обучая ребенка смешивать цвета, полезно, попросив его нарисовать радугу. Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, расскажите ему считалку: «Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый)», — и вместе с ним рисуйте радугу, смешивая краски.

Самоцветы

Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги — это сундук с драгоценными камнями. Каждый из них имеет свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

Рисуем музыку

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Можно сначала договориться, какой цвет будет добрым (желтый, голубой), грустным (зеленый, светло-синий), злым (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятия музыки.

Рисуем настроение

(для детей с 5 лет)

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки и т. д.

Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона — это тревожные тона.

Рисуем сказку

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Предложите ребенку внимательно послушать сказку (любую) и, когда ему захочется, изобразить что-то или Кого-то цветом. Пока ребенок смешивает краски и рисует, взрослый спокойно ждет, затем продолжает сказку. Рисунок покажет, насколько эмоционально воздействует сказка на ребенка. Темная гамма будет свидетельствовать о негативном переживании, светлая — о радостном и легком.

Времена года

Предложить ребенку на одном листе нарисовать весну, лето, осень и зиму, рассказав, что «у природы нет плохой погоды», что любое состояние души полезно человеку. Интерпретируя, обратите внимание, грустно или радостно малышу рисовать осень.

Рисуем всей семьей

Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать, что кому хочется.

А теперь несколько необычных способов рисования, развивающих умение, удивляться, интересоваться и фантазировать.

Рисование по точкам

Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Чудо-рисунок

Предложите ребенку нарисовать что-то (портрет мамы, город, животное, человечков) из... разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.), из... овощей (огурцы, морковки, арбузы и т. д.), из... зайчиков, белочек, птичек. Вот это будут чудо - картины!

Рисуем на асфальте

Дайте ребенку мелки и расширьте зону рисования как можно больше. Предложите рисовать все, что ему хочется.

Смешной рисунок

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

Коллективный рисунок

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.). Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.

Рисуем открытку

Чтобы сделать приятное человеку, ему можно подарить открытку и с чем-то поздравить, пожелать что-то доброе. Возьмите небольшие плотные листки (луч-ше картон). Предложите ребенку нарисовать что-то очень красивое, нежное, доброе, при этом постараться, ведь это подарок. Затем переверните открытку и со слов ребенка напишите пожелания тому, кому он хочет сделать приятное. Если он уже умеет писать, то помогите в орфографии.

Очень светлое чувство появляется в душе, когда даришь или получаешь такой подарок.

Рисуем портреты

Участники разбиваются на пары. Один — натурщик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Изображение может состоять из цветочков, звездочек, снежинок, шаров, морковок и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь. «Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов.

Из полученных портретов собирается целая выставка.

Рисунок на стекле

Сначала нужно попросить папу сделать особый «мольберт»: кусок стекла или прозрачного пластика размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой, а еще лучше вставить в деревянную рамочку, чтобы не пораниться. Рисовать можно красками, фломастерами, мелками. Все, что захочется. Всегда нужно время, чтобы рисунок высох. С обратной стороны стекла можно подложить белую или цветную бумагу, рисунок будет необычно изменяться в зависимости от присутствующего тона. Когда хочется нарисовать что-то другое, стекло начисто протирается тряпочкой, и «мольберт» опять чист и ждет своего талантливого художника!

Совет. Если нет мольберта, можно рисовать на оконном стекле.

Кляксы

Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините историю.

Волшебный салют

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!

Совет. Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду можно постирать.

         

          5.Литература:

  1. Изобразительное творчество в детском саду «Цветные ладошки», И.А.Лыкова, 000 Издательский дом «Карапуз», 2008.
  2. Аппликация из природных материалов в детском саду. И.В.Новикова, Академия развития, Ярославль.
  3. Изобразительная деятельность. Художественный труд. Комплексные  занятия (Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа),  Павлова О.В. Волгоград, Учитель, 2012 г.
  4. Методическое пособие. Пластилиновая живопись. Т.Н.Яковлева, 000 ТЦ Сфера, Москва
  5. Мониторинг в детском саду «Детство»/под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, М.В.Крулехт- 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2011
  6. Учебное издание. Поделки из пластилина и соленого теста. Л.В.Занкова: Издательство Оникс, 2009.
  7. Приглашение к творчеству; обучение дошкольников технике аппликации и коллажа.  Дубровская Н.В., СПб, Детство – пресс, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа старшей группы

Рабочая учебная программа для старшей группы  доу общеразвивающего вида, разработанная по комплексной программе "Воспитание и обучение в детском саду" М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой...

Рабочая программа по старшей группе

Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – четвертое издание)....

рабочая программа для старшей группы

разработка рабочей программы для старшей группы на год...

Рабочая программе в старшей группе

Пояснительная запискаМуниципальное бюджетное  образовательное  учреждение  «Первомайский детский сад «Шусам» Батыревского района ЧР обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте...

Рабочая программа для старшей группы

1. Общая пояснительная запискаВозрастные особенности физического развития детей  6-го года жизни  3. Пояснительная записка по направлению «Физическое развитие»      ...

Рабочая программа для старшей группы (год написания 2014)

Рабочая програма создана  с учетом  требований стандартов для ДОУ ( на сонове программы " От рождения до школы"...