ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста «Юный конструктор»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Цыкун Ирина Владимировна

Программа  направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса, где ребёнок становится субъектом образования, активным в выборе содержания своего образования. Наша  задвча - сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. В программе представлено  тематическое планирование  кружковой  работы  по конструированию с использованием электронного конструктора  "Знаток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_znatok_1.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

для  детей  дошкольного  возраста

«Юный  конструктор»

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО произошло обновление содержания образования, а именно, программа  нашего дошкольного учреждения направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса, где ребёнок становится субъектом образования, активным в выборе содержания своего образования. Научить ребенка хотеть быть успешным — вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития. И обязательно, организовать родителей, создать условия и для развития мотивации родителей принимать участие в образовании своих детей — дошкольников.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания детей, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов «Знаток» позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Важная задача сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.

Конструкторы "Знаток" позволяют получить первые сведения о мире электричества и электроники. Разработчикам этих конструкторов удалось сделать игрушку и наглядное пособие, которое позволяет изучать мир в игровой форме.

Разработкой конструкторов занимался знаменитый мастер на все руки, ведущий рубрики «Очумелые ручки» в программе «Пока все дома» Андрей Бахметьев. Конструктор проверен временем и десятками тысяч детей и взрослых. С 2002 года он признается в России самым популярным конструктором для детей.

В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Задачи программы:

Обучающие:

• познакомить с основными простейшими принципами конструирования;

• изучить виды конструкций и соединений деталей;

• сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;

• повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора «Знаток».

Развивающие:

• содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;

• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также мелкую моторику кисти рук, последовательность в выполнении действий;

• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;

• нравственное воспитание.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на один год обучения с детьми 6-7 лет. Общая продолжительность обучения 36 занятий в течение учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут.

Длительность и количество занятий:

Дети в возрасте 6-7 лет – 30 минут, 1 занятие в неделю

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Конструктор «Знаток» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование этого конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую  целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в дополнительном образовании «Электроник» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет  играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Этот конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе  образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая  целесообразность программы  обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Для обучения детей конструированию необходимо использовать разнообразные методы и приемы.

Методы  и  приёмы

Наглядный  Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный  Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

Планируемые результаты освоения программы с детьми 6-7 лет:

Результатами является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события);

- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

- определять, различать и называть детали конструктора,

- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенным инструкциям.

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Дети будут иметь представления:

• о деталях конструктора «Знаток» и способах их соединений;

• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

• о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

• о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

• Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

• Выставки по конструированию;

• Конкурсы, соревнования, фестивали.

Материально-техническое оснащение  образовательного процесса

  • конструкторы «Знаток» (по количеству детей);
  • технологические карты, схемы, книга с инструкциями;
  • проектор, экран

 Структура занятия

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

• Совершенствование навыков классификации.

• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

• Развитие памяти и внимания.

• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

• Развитие комбинаторных способностей.

• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

• Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

      Тематический план. Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во и

длитель-ность занятий

Продолжи-тельность занятия

1

Знакомство с электронным конструктором

 «Знаток»

Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике

1х30 минут

2

 Знакомство с видами деталей – ЛАМПА

Электролампа

Познакомить детей с деталями конструктора и различными способами их крепления.

При замыкании выключателя лампа загорается. Она гаснет, когда выключатель размыкается

1х30 минут

Набор «А»,

схема 1,  стр. 8

3

Лампа, управляемая магнитом

Активизировать внимание, память. Развивать познавательный интерес, навыки общения.

1х30 минут

Набор «А»,

схема 4,  стр. 9

4

Лампа с изменяемой яркостью света

Формировать  умение  собирать по схеме  модель лампы, меняющая яркость

1х30 минут

Набор «А»,

схема 11,  стр. 12

5

Знакомство с видами деталей – ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Электрический вентилятор

Продолжать знакомить детей с деталями конструктора; формировать умение  собирать  по схеме электрический вентилятор; обратить внимание детей на то, что при  смене полярности включения электродвигателя, он начинает вращаться в другую сторону; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схема 2,  стр. 8

6

Летающий пропеллер

Формировать  умение детей  собирать по схеме  летающий пропеллер; предложить детям провести эксперимент (заменить выключатель кнопкой); развивать мышление, умение делать выводы; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схема 3,  стр. 9

7

Вентилятор, управляемый магнитом

Формировать  умение  собирать  по схеме  вентилятор, управляемый магнитом; обратить внимание детей на то, что при смене полярности включения электродвигателя, пропеллер не взлетит, а будет вращаться с большей силой;  воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схемы 5, 7 стр. 10

9

Последовательное соединение лампы и электродвигателя

Познакомить детей с последовательным  соединением лампы и электродвигателя; дать понятие о том, что при замыкании выключателя, электродвигатель начнёт вращение, лампа загорится и наоборот;  воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схема 8,  стр. 11

10

Параллельное соединение лампы и электродвигателя

Познакомить детей с параллельным   соединением лампы и электродвигателя; дать понятие о том, что при этом соединении  они работают независимо друг от друга; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схема 9,  стр. 11

11

Вентилятор с переменной скоростью вращения

Продолжать  формировать  умение детей собирать  модели по схеме; показать зависимость скорости вращения двигателя и яркости лампы; развивать мышление, умение делать выводы; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схема 10,

стр. 12

12

Управление лампой  двумя последовательно и двумя  параллельно соединёнными переключателями

Закреплять навыки работы с конструктором, знания о последовательном и параллельном соединении; развивать мышление, воображение; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схема 12,14

стр. 13, 14

13

Управление вентилятором двумя последовательно и двумя  параллельно соединёнными переключателями

Закреплять навыки работы с конструктором, знания о последовательном и параллельном соединении; развивать мышление, воображение; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «А»,

схема 13,15

стр. 13, 14

14

Сигнал полицейской  машины

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  знания детей об окружающем мире; закреплять навыки работы с конструктором,  обратить внимание на то, что при изменении полярности включения динамика ничего не меняется; развивать мышление, воображение; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «В»,

схема 9,

стр.16

15

Полицейская  машина со световым и звуковым сигналом

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  знания детей об окружающем мире; закреплять навыки работы с конструктором,  обратить внимание на то, что при изменении полярности включения светодиода, он перестанет загораться, динамик замолчит; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «В»,

схема 7,

стр.14

16

Полицейская  машина с красным светом

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  знания детей об окружающем мире; закреплять навыки работы с конструктором; воспитывать навыки безопасной работы с конструктором

1х30 минут

Набор «В»,

схема 13,

стр.17

17

Звук полицейской машины при разрыве  провода

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; показать, как можно использовать эту схему как охранную сигнализацию; расширять  знания детей об окружающем мире; закреплять навыки работы с конструктором; воспитывать навыки безопасной работы, взаимопомощь и умение работать в парах.

1х25 минут

Набор «В»,

схема 1,

стр. 8

18

Пожарная  машина

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

Набор «В»,

схема 15,

стр. 20

19

Пожарная  машина со световым и звуковым сигналом

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

Набор «В»,

схема 8,

стр.15

20

Звук пожарной машины при разрыве  провода

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

Набор «В»,

схема 2,

стр. 9

21

Карета скорой помощи со световым и звуковым сигналом

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

Набор «В»,

схема6,

стр. 9

22

Звук пулемётной  стрельбы

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

Набор «В»,

схема 10,

стр. 16

23

Звук пулемётной стрельбы  при разрыве  провода

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

Набор «В»,

схема 3,

стр. 10

24

Предупредительный красный свет и звук пулемётной стрельбы

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

 Набор «В»,

схема 12 ,

стр. 18

25

Сигнал для защиты от воров

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире;

1х30 минут

Набор «В»,

схема 5 ,

стр. 12

26

Тестер  проводимости

Дать детям понятия «проводники» и «диэлектрики», познакомить с различными материалами, проводящими ток; предложить собрать тестер проводимости по схеме и испытать предложенные материалы на проводимость (ложка, линейка, карандаш и др.); развивать мышление, познавательные способности

1х30 минут

Набор «В»,

схема 14 ,

стр. 19

27

Знакомство с видами деталей – СВЕТОДИОД

Светодиодный  фонарик

Познакомить детей с новой   деталью; продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире; объяснить о преимуществе светодиодов перед обычной лампочкой; развивать мышление, познавательные способности

1х30 минут

Набор «С»,

Схема 1,2  ,

стр. 10, 11

28

Последовательное соединение  лампочки, светодиода и электродвигателя

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; закреплять знания детей  о последовательном соединении деталей; объяснить, почему при соединении цепи горит только светодиод; развивать мышление, познавательные способности; повторить правила  безопасной работы

1х30 минут

Набор «С»,

схема 15 ,

стр. 22

29

Параллельное  соединение  лампочки, светодиода и электродвигателя

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; закреплять знания детей  о параллельном  соединении деталей; объяснить детям, почему при соединении цепи горят  все три элемента; развивать мышление, познавательные способности;  закреплять правила  безопасной работы

1х30 минут

Набор «С»,

схема 16,

стр. 23

30

Простейший  телеграфный  тренажёр

Познакомить детей с Азбукой Морзе; продолжать  учить детей собирать модель по схеме; дать детям возможность поупражняться в передаче телеграмм при помощи Азбуке Морзе; расширять  представление детей об окружающем  мире; развивать память, мышление, сообразительность

1х30 минут

Набор «С»,

схема 24 ,

стр. 29

31

Знакомство с видами деталей – РАДИОПРИЁМНИК

FM-радиоприёмник

Познакомить детей с новой деталью; продолжать  учить детей собирать модель по схеме; учить выбирать станции радиоприёмника коротким нажатием на кнопку выбора; расширять  представление детей об окружающем  мире; закреплять правила безопасности при работе с конструктором

1х30 минут

Набор «С»,

схема 31,

стр. 36

32

Приёмник с индикатором  работы

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире; закреплять правила безопасности при работе с конструктором

1х30 минут

Набор «С»,

схема 32 ,

стр. 37

33

Приёмник с индикатором уровня громкости

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире; закреплять правила безопасности при работе с конструктором

1х30 минут

Набор «С»,

схема 33 ,

стр. 38

34

Приёмник, управляемый  касанием

Продолжать  учить детей собирать модель по схеме; расширять  представление детей об окружающем  мире; закреплять правила безопасности при работе с конструктором

1х30 минут

Набор «С»,

схема 34 ,

стр. 39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...