Консультация для педагогов
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Короткова Кристина Николаевна

«Использование конструкторов ЛЕГО как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dl_pedagogov.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное  бюджетное дошкольное   образовательное

учреждение   МБДОУ № 18 «ЛУЧИК»

         

   

                                                                   Подготовила  воспитатель:

Короткова Кристина Николаевна

Консультация для педагогов на тему:

«Использование конструкторов ЛЕГО как полифункционального  и трансформируемого средства образовательной среды группы.»

Цель:

 *Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО-конструирования.  

  Задачи:

1. Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.

 2. Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно - интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования.

 3. Разработать механизм внедрения ЛЕГО - конструирования в рамках культурной образовательной практики проектной деятельности педагогов.

 4. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка: проектор, ноутбук

Презентация для педагогов

Волшебный мешочек

Лего кирпичики - по количеству педагогов

Конструктор для создания фигуры с одинаковым количеством кирпичиков для каждой команды сзашифрованными словами: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое

Чистые листы, ручки для каждой команды

Ход консультации

 Часть 1.      Практическая деятельность с педагогами.

     

     «Лего» – умная игра,

Завлекательна, хитра.

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

«Лего» собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В «Лего» поиграть полезно

ЛЕГО это мир фантазий!

Мир идей, разнообразий.

Изучая схемы в нем,

Может получиться дом.

Или мы построим замок,

Где живет большой дракон.

Он принцессу сторожит

И огнем на всех рычит.

ЛЕГО руки развивает

И мечтать нам не мешает.

И скажу про ЛЕГО я

Это лучшая игра!

  1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Угадайте, что здесь? Предложить потрогать, пощупать. Какие кирпичики нащупали?

Задание. Как вы думаете: Какие задания можно дать детям, чтобы заинтересовать? С какой целью можно использовать такую игру?

Уважаемые коллеги, достаньте по одному кирпичику из мешочка. Как можно разделить детей на группы? ( по цвету, по количеству шипов на кирпичике, по длине) Разделитесь, пожалуйста, по цвету. Займите рабочие столы по определённому цвету Лего кирпичиков.

  1. Дидактическая игра «Составь по представлению»

Задание. Составьте любую фигуру, используя одинаковое количество кирпичиков без остатка и расшифруйте закодированные слова.

Мы разделились не только по цвету Лего кирпичиков, но и по образовательным областям. -Как вы думаете  ПОЧЕМУ? (конструирование интегрируется со всеми образовательными областями)

  1. Игровое задание «Предложи свою игру»

Задание. Как можно использовать интеграцию  каждой образовательной области с Лего конструктором. Какие игры и задания можно предложить нашим детям.

  1. Физ минутка «Лего на голове»

Задание. Каждая команда придумывает задание, которое должны выполнить все не уронив кирпичик со своей головы.

(Например: Сделать два шага, повернуться кругом, присесть, погладить живот , поднять праую ногу, левую рук, пройти спиной 3 шага и др.)

Часть 2.                       Проектная деятельность с  презентацией

  Слайд 2                      «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                       В. А. Сухомлинский

    Введение ЛЕГО-конструировани в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.    

Слайд 3                ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания  дошкольного образования,  предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

-вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;

-единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;

-учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Основные принципы

от простого к сложному;                                                                                                

учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;

комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Слайд 4.            Лего конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредствам увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справится. Данная технология актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Слайд 5.             Введение ЛЕГО конструирование обусловлена требованиями ФГОС ДО к

            *формированию развивающей предметно-пространственной среды,

*востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника,

            *формирования предпосылок универсальных учебных действий.

 Слайд 6     Лего-технология  заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность

Слайд 7                Использование игровых приёмов:

приносит разнообразие в процесс обучения и развития,

 делает его более ярким и динамичным,

развивает конструктивное творчество, воображение ,

мелкую моторику.

вырабатываются привычки сосредотачиваться,  мыслить самостоятельно,

развивается внимание, стремление к знаниям.

запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,

пополняют запас представлений, понятий,

развивают фантазию.

Слайд 8     «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»  

                                                                                                                 В. А. Сухомлинский

Слайд 9                        Некоторые преимущества лего-технологии

Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации лого-психо-коррекционной игры.

Во-вторых, при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.

В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

И наконец, конструктор безопасен: нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Слайд 10                        Проектная деятельность с использованием Лего технологии

является средством для интеллектуального  развития   дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и интегрируется с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.  ЛЕГО  позволяет учиться играя и обучаться в игре.

позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно - речевую деятельность дошкольников.

Внедрение ЛЕГО-технологии в детский сад происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.

                                   Социально-коммуникативное развитие;

Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы. Использовать в режиссёрских играх, сюжетно-ролевых, играх фантазированиях театралзациях, экспериментирование как предметы –заместители, оформление игрового пространства, артрибуты, деление на части

                                          Познавательное развитие;

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.

                                                    Речевое развитие;

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку, рассказ о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Речь-рассуждение, речевое планирование.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. Классифицировать понятия, подобрать существительны,глаголы или прилагательные при описании…

Данное использование ЛЕГО — конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Рассказать последовательность постройки, алгоритм.

Используются ЛЕГО — элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, призвуковом анализе слов, составлении схемы слов, предложений, составлении схемы слов, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

                                     Художественно – эстетическое развитие;

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)»

Оборудование (материалы): кубики цветные.

Строим из кубиков несколько домиков (гаражей, заборчиков и т.д.) разных цветов.

Подбираем предметы разных цветов.

Инструкция № 1. Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поселить лошадку в синюю конюшню.

Инструкция № 2. Ребенку предлагают собрать у зеленого дома только зеленые предметы, а у красного только красные.

Задания можно усложнять и упрощать с учетом возрастных особенностей детей. Обвести постройку, раскрасить, заштриховать по контуру.

                                                Физическое развитие;

Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.

ходьба/бег змейкой между деталями конструктора

челночный бег

удержание равновесия

упражнения на развитие координации движений

упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

«LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».  

Использование ЛЕГО конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию воображения. Это близко к теме моего самообразованя «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Поэтому и цель моего проекта напрвлена….

Слайд 14             Цель проектной деятельности направлена на развитие у дошкольников логического  и конструктивного мышления.

                  Задачи проектной деятельности:

* развитие интеллекта, воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, функций анализа и синтеза, творческих задатков; 

*формирование умения сотрудничать с партнером;

*развитие коммуникативных способностей посредством конструкторской деятельности.

 В наших группах используются различные наборы конструктора Лего. Это- удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для  поисковой и  экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Слайд 15         Новизна состоит в том, что в проекте предлагается система работы в соответствии с современными образовательными стандартами.

                    Условия инновационной работы:

• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

• новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного выявления существенных признаков, анализа, сравнения.

• большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка.

• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

• каждый ребенок продвигается вперед своим темпом.

• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

• обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

                                           Наметила этапы работы.

        На 1 этапе Целеполагание. Заручилась поддержкой родителей. Была проведена анкета об «Использование ЛЕГО конструктора в семье», изготовила папку-передвижку, сделала подборку для познавательных бесед. Организовала фотоконкурс с участием всех членов семьи «Игры нашей семьи». Вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений                              

Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

На 2 этапе Основной. Обогатили Уголок конструирования, разработала  рекомендации для родителей и педагогов,   картотеку дидактических игр и заданий по лего-конструированию, провела непосредственно-образовательную деятельность по ФЭМП, конструированию, использовала Лего на занятиях по обучению грамоте, составляли рассказы о постройках., альбом с образцами построек.

 На 3 этапе Заключительном Провела родительское собрание «Роль ЛЕГО конструктора в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей» с элементом практической работы , как самостоятельной , так и совместно с детьми. Начала разработку Рабочей программы

         Легоконструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

         Конструктор есть почти в каждой семье. Это прекрасное средство обучения, облегчающее жизнь родителей в нашем суматошном мире. Совместная деятельность родителей и детей в детском саду и дома - бесценный опыт, лучший способ для установления эмоционального благополучия в семье.

 

               «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»  

                                                                                                                 В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....