Актуальность занятий по архитектуре, методы и принципы обучения.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Крылова Юлия Николаевна

В статье даны опорные методы и принципы обучению детей художественно-образному мышлению через введение в программу занятий по архитектуре и бумагопластике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_temy_arhitektury.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы архитектуры в детском творчестве.

Методы преподавания искусства.

Не только обязанность, но и большое счастье каждого – знать и любить все бесценное, что создали своим талантом выдающиеся сыновья России. Подлинное глубокое и серьезное знание художественного наследия – это понимание современности как органической части исторической жизни во всей ее сложности и противоречивости. История не умирает. А живет в нас, помогая осознать действительность – эту почву настоящего искусства.

Архитектурное произведение – это еще и памятник культуры, функционирующий в пространстве ансамбля. А памятник, по словам Д. С. Лихачева, - «и природный ландшафт, и исторические названия родных мест, которые нуждаются в сохранении и изучении...» Поэтому изучение зодчества Древней Руси позволяет понять эстетическую меру прекрасного в его социально-историческом конспекте, дает ощущение себя как части великого народа, а восприятие художественного целого архитектурного произведения определенным образом гармонизирует  жизнедеятельность человека.

Основной целью преподавания искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Формирование духовного мира ребенка осуществляется средствами искусств (в т.ч. архитектуры и живописи) через познание языка и образного строя данных искусств. История искусств дает возможность познать накопленный человечеством творческий и культурный опыт, а система художественно-творческих заданий развивает способности ребенка быть активным участником всех многообразных связей искусства с жизнью.

Педагогический смысл рассматриваемой нами проблемы заложен в идее В.А. Фаворского, который считал, что архитектура «есть искусство по преимуществу пространственного человека». Следовательно, развитие художественного объемно-пространственного мышления является по существу формированием «пространственного человека», образ которого Фаворский выводил из духовного, функционального и конструктивного соответствия человека пропорциональным соотношениям в архитектуре, из способности в процессе движения соотносится с ней. Среди особенностей архитектуры теоретик искусства Б.Р. Виппер также подчеркивал соответствие экспрессии архитектурных масс «нашему мускульному опыту».

 Идеи формирования «пространственного человека», несмотря на ясный педагогический смысл, свое научно-практическое развитие в художественной педагогике в полной мере не получили.

При развитии в ребенке качеств «пространственного человека» следует руководствоваться мудрой идеей Яна Амоса Коменского о природосообразности  педагогического процесса. Он считал принципиально важным, чтобы педагогический процесс не противостоял восхождению природы  в созидании человека, а преемственно продолжал ее.

Совершенно необходимо учитывать, что в младшем школьно возрасте желательно применять знакомые, яркие, сказочные образы при объяснении темы (например, сказочный деревянный терем и лесная избушка медведя стоят совершенно в разном окружении), им близка тема семьи и мир игр. В среднем школьном возрасте знакомый  круг окружающего и познанного мира расширяется. Следует включать в обучение рисованию архитектурного пейзажа литературный, музыкальный, зрительный ряд.

        

        Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,

Я вижу с них, подобно звонарю,

Родных лесов и пажитей просторы.

Не чад кадил, не слепоту сердец,

Взалкавших недоступного им рая,

А творчества слепительный венец,

Вознесшегося, время попирая.

Великий Новгород и древний Псков —

Нас от врага спасавшие твердыни —

Вот что в искусстве старых мастеров

Пленяет нас и радует поныне.

Был точен глаз их, воля их крепка,

Был красоты полет в дерзаньях отчих,

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!

                        (В.А. Рождественский, «Зодчество»)

        Опора на апогей явления в искусстве также предполагает первоначальное знакомство на примере ясном, в котором то или иное явление дано в чистом виде (например, техника исполнения рисунка).

        Метод свободы в системе ограничений предполагает вариативность, творческий выбор учащихся в решении поставленных задач.

        Коллективный метод выполнения заданий позволяет создать зрелищную, масштабную работу, при этом не ущемляются личные интересы каждого автора. Организовать такую работу можно, разделив класс на не сколько групп, в которой выбран главный мастер, группам розданы определенные задания. Взаимовыручка, умение находить общий язык, дружеское сплочение коллектива – такие воспитательные задачи решаются попутно с творческими. Архитектура образует «вторую природу», среду обитания человека, что предполагает объединение отдельных зданий в единый комплекс (города, храмовые, монастырские обители и т.д. в гармонии с природной средой).

        Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Это выражается в понимании учениками конкретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ее ходе.

        Ростовцев Н.Н. подчеркивает важность индивидуального подхода в обучении, применяя различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.

 Все-таки главным в искусстве остается вопрос самовыражения, желания донести свое видение мира до зрителя, а для этого нельзя действовать по шаблонам. В работе мы можем пользоваться одним из трех способов:

  1. Работать знанием (заимствованным, выученным).
  2. Работать матрицей (своей).
  3. Работать культурой мышления (наработанной).
  4. Первый способ: учитель работает по инструкции, второй способ: учитель поощряет индивидуальность ученика; третий способ: учитель учит культуре мышления. Культура мышления – это способность таланта  приводить к общему знаменателю задачу и матрицу (матрица – это слепок души таланта). Шаблон – чужое знание, неизменная мера, матрица – свое, выстраданное, это развивающийся, самосовершенствующийся аппарат. В работе таланта интересует только процесс, для него работа должна быть интересной, для него творческий процесс – это материализация себя. Настойчивость и любовь к делу, к окружающему нас миру помогут преодолеть любые трудности на пути к самосовершенствованию и мастерству.

Принципы и методы организации учебного процесса

  1. Принцип уподобления, раскрывающийся, прежде всего в методах педагогической драматургии, создании на занятиях ситуации уподобления. Для раскрытия этого принципа используются дидактические игры.
  2. Принцип освоения вживанием. Каждую тему программы необходимо эмоционально проиграть. Каждая тема должно стать эмоциональным открытием. Здесь используются методы: метод поэтапных открытий, единства восприятия и создания, обобщающих занятий, широких ассоциаций.

3. Принцип постоянства связи с жизнью. В этом принципе заложены методы:

- привлечения личного опыта детей, актуализация этого опыта;

- индивидуальной и коллективной поисковой деятельности (в форме домашних заданий по наблюдению);

- организации выставки своих работ;

- оформления работами обучающихся интерьера Центра творчества (праздников, мероприятий и т.п.);

4. Принцип опоры на апогей явления в искусстве- раскрытие перед обучающимися различных жанров и разнообразие художественных материалов в чистом виде, т.е. в апогее.

5. Принцип единства формы и содержания. Основным методом в этом принципе является обязательная постановка эмоционально- отношенческих задач в любой практической работе (сначала ставится вопрос «зачем», а потом «что» и «как»);

6. Принцип создания потребности приобретении знаний и навыков помогает педагогу активизировать сознание обучающихся, их интерес к поставленным задачам. В этот принцип заложены методы:

- свободы в системе ограничений;

- диалогичности: педагог - обучающийся –собеседники, совместно выясняют и находят, так как мы готовим не мастерового, а личность, умеющую и мыслящую;

- сравнений, как путь активизации мышления, многовариантность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

Методы и принципы логопедического исследования и обучения детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба.

Методы и принципы логопедического исследования и обучения детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и неба....

Принципы специальной педагогики, методы и формы обучения

Принципы специальной педагогики – это общепедагогические и специальные принципы. Реализация общепедагогических принципов в системе специального образования имеет качественное своеобразие. Собств...

Основные методы и принципы проведения ОД художественно-эстетической направленности «РИСОВАНИЕ» в разных возрастных группах детского сада

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью.Оно направлено на...