План работы по теме самообразования.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кущ Татьяна Петровна

"Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством декоративно- прикладного искусства."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobr.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством декоративно- прикладного искусства.

 Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.

Потребность в творчестве – одно из главных отличительных качеств человека, а для ребёнка творчество – это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, найти ту сферу, где его возможности и интересы раскрываются максимально, и тем самым утвердить себя в этой жизни, реализовать как полноценную личность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Целью моей работы считаю: повышение уровня профессиональной компетенции в вопросах применения декоративно-прикладного творчества для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:                                                                                                                                           -изучение методической литературы;                                                                                                  

-посещение открытых занятий;                                                                                                            

-посещение методических объединений.                                                                                                    

План работы:                                                                                                                                                

1.Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме.                                                                            

2.Внедрение в работу с детьми.                                                                                                

3.Проведение комплекса мероприятий.                                                                                  

4.Подготовка выступления по итогам на педсовете.                                                                    

        Направления работы:

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Познавательное развитие

Содержание программы:

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

         

       Перспективное планирование кружковых занятий с детьми(5-7)

№ п/п

Раздел

Занятия

1

«Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)

1.Картина из соли

2. Декутаж тарелки

3. . «Елочная игрушка» (из семечек)

4. «Домик» ( из спичек)

5. «Одуванчик» (из ватных дисков)

6. «Пасхальный зайчик» ( из скорлупы)

2

«Лесное царство» (из природного материала)

  1. «Веселый коврик»
  2. «Осенний букет» (из гербария)
  3. «Совушка» (из природн. материалов)
  4. «Пейзаж» ( из бересты и листьев)
  5. «Березка» (бумага + природ. материал)
  6.  «Совушка – сова» ( из листьев и пластилина)

3

«Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)

  1. «Курочка и петушок» ( из цветной бумаги)
  2. «Божьи коровки на веточке» ( бумага)
  3. Корзина с цветочками ( оригами)
  4. «Новогодний шар» (оригами)
  5.  «Угощение для мамы» (из салфеток)
  6.  «Снеговик»
  7. «Снежинка» (оригами)

4

«Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина)

  1. «Елочка» (из пластилина)

  1. «Кружка» (из соленого теста и ниток)
  2. «Пасхальное яйцо» ( из круп и пластилина)
  3. «Картина» (из макарон и пластилина)
  4. «Семицветик» (из скучен. Пластилина)

5

«Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)

1. «Кораблик»

2. «Грибы»

6

«Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)

  1. «Паучок» (нитки + бумага)
  2. «Букетик» ( из шерсти)
  3. «Коврик» (из ткани)
  4. «Мозаичная аппликация» (из ткани и бумаги)
  5. «Новогодняя игрушка» (из ниток)
  6. «Одуванчики» (из ниток)
  7. «Домик» (пряжа+бумага)
  8. «Картина» (из мелких кусочков ниток)
  9.  «Осьминожек» ( из ниток)

Ожидаемый результат

Старшая группа

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

• Разовьется поисковая деятельность.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Сформируется положительное отношение к труду.

• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

Результатом работы по данной программе должно стать:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами ручного труда.

Умение создавать художественный образ своего изделия.

Овладение приемами работы с разными материалами и инструментами.

Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

Развитие коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, республики, Российской Федерации.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

цветную бумагу, офисную цветную бумагу, гофрированную цветную бумагу, бумажные салфетки;

белый и цветной картон;

клей (наилучшим является клей ПВА и клей карандаш);

пластилин;

соленое тесто;

природный материал;

различные крупы.

Инструменты: ножницы, простые карандаши, линейка, зубочистки, стержни от шариковой ручки, стека, кисточки для клея, подкладные листы, салфетки.

Методическое  обеспечение.

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010г..

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2008г..

4. Т.Н. Проснякова.  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство. «Учебная литература», 2008г..

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

 6.Н.М. Конышева.«Чудесная  мастерская». Издательство «Ассоциация 21

 век. 2007.

 7. Н.М. Конышева.« Наш рукотворный мир» - Издательство «Ассоциация 21

 век. 2004.

 8. М.И. Нагибина. «Чудеса для детей из ненужных  вещей». Ярославль

«Академия Холдинг»  2000г

9. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

  10.Лыкова И.А. Я леплю из пластилина, Карапуз, 2008г.

11.Лыкова И.А. Я создаю поделки, Карапуз, 2008г.

12.Чен Н.А. Замечательные поделки своими руками, Харьков, 2008г.

13. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

14. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;

15. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

16. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

17. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

18. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

19. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

20. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

21. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

22. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования

Примерный план, может кому-то будет полезен...

План работы по теме самообразования: « Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения через игру....

План работы по теме самообразования.

Актуальность проблемы речевого развитя. План работы по теме самообразования....

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

ПЛАН работы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников).

ПЛАНработы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников). Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспери...

План работы по теме самообразования «Элементы игрового стретчинга как способ повышения интереса к физкультурным занятиям» На 2021-2022 год (первый год работы над темой)

Тема самообразования: «Элементы игрового стретчинга как способ повышения  интереса к физкультурным занятиям».Сроки реализации: 01.09.2021 г. – 31.05.2022 г.Цель: Развитие двигат...