Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Воробьева Анна Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

 2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карандаши шестигранные, ребристые палочки, орехи грецкие, зубные щетки, веревочки с узелками, прищепки, решетки для раковины.

Ход: -Здравствуйте, уважаемые коллеги! Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне? (нет или да) Деток вы любите? Да или нет? Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет) Я вас понимаю…. Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да) Дайте мне тогда ответ  Помочь откажетесь мне? (Нет) Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (нет или  Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ».

Велико значение развития мелкой моторики в развитии речи дошкольников. Ведь как говорил великий педагог Сухомлинский, «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Во-первых, движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания.

Во-вторых, уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

В-третьих, движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других функций – мышления, внимания. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно с речью. Совершенствование мелкой моторики— это совершенствование речи.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: - решеток для раковин; - прищепок; - пуговиц; - зубных щеток; - шестигранных карандашей; - веревочек с узелками; -пробки. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение— есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Все игры сопровождаются стихотворениями— это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. В данной технологии представлены игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Нетрадиционное использование предметов: - стимулирует умственную деятельность; - способствует хорошему эмоциональному настрою; - повышает общий тонус; - снижает психоэмоциональное напряжение; - координирует движения пальцев рук; - расширяет словарный запас; - приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Сейчас я предлагаю вам вообразить, что вы дети и поиграть. Задание для педагогов такое - Педагогам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом. Жил-был зайчик длинные ушки. Отморозил зайчик носик на опушке. Отморозил носик, отморозил хвостик, И поехал греться к ребятишкам в гости. Там тепло и тихо, волка нет, И дают морковку на обед.

А сейчас я приглашаю вас в нашу творческую игровую. Присаживайтесь за столы и приступим к играм.

 1.Игры и упражнения с прищепками. Перед вами в лоточках находятся бельевые прищепки. С этими предметами можно поиграть с детьми в разные игры и упражнения. Некоторые из них я предлагаю Вашему вниманию: Игра «Дополни предмет». Задание: предлагаю, Вам, из разноцветных прищепок дополнить лежащие перед вами предметы. Упражнение с прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие). Кусается сильно котенок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!». «Гусь».  Гусь стоит и все гогочет – Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га! Эта игра и упражнения развивают творческое воображение, память, мышление; развивает мелкую моторику.

2. Игра с зубными щетками. «Моя семья». Берем в руки зубную щетку, растираем щеткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем. Раз, два, три, четыре, Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка. Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, щегол и я! Вот и вся моя семья! 3.Игры с пуговицами. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячик. "Пуговичный футбол".

Для этой игры понадобится 7 пуговиц. Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра. Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно, только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди. "В рассыпную". На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков. По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил. "Пирамида". Чтобы выиграть в этой игре, нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

 4. Массаж шестигранными карандашами (ребристыми палочками). Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду. «Добывание огня». Взять карандаш, зажать его между ладонями вертикально, катать вперёд-назад. Сначала выполнять это упражнение медленно, затем можно ускорить темп. «Утюг». Положить карандаш на стол, катать попеременно правой рукой движение «вперёд-назад», затем левой. «Игра на пианино» Положить карандаш перед собой. Нажимать поочерёдно каждым пальцем руки на карандаш. Можно сначала делать лёгкие прикосновения, затем фиксировать нажим, надавливая сильнее. «Вертолёт». Взять карандаш и вращать его тремя пальцами: указательным, большим и средним. Сначала предложить выполнить упражнение одной рукой, затем другой.

5. Массаж грецкими орехами  Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех. Катать орех между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтобы стало мне приятно.

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. Три ореха я возьму, между пальцами зажму. 1,2,3,4,5 орехи сложно удержать. Два ореха в одной руке и вращать одним вокруг другого. Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

6.Веревка с узелками.  Завязать на веревке узелки – до 12, ребенок перебирает узелки пальцами. На каждый узел называть дни недели по порядку, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи: Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

7.Решетка для раковины. «Ходим» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной рукой, двумя руками.

«Кто живёт в моей квартире» Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестра, Бабушка, дедушка и я, Вот и вся моя семья. На прогулку мы пойдем, И в футбол играть начнем. И с хорошей тренировкой, Каждый станет сильным, ловким.

Игры и упражнения с решетками способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческой деятельности.

8. Резинки   для   волос. Надеваем и снимаем резинку на большой палец, — На указательный, — На средний, — На безымянный, — На мизинец. Игры  с  резинками  развивают   зрительное восприятие: дети  по образцу надевают на пальцы  разноцветные  резинки.

9. Пробки. Положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки); — Разложить по цвету — «Рисовать» цветы и т.д.

Вывод. Таким  образом, использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации. При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: многофункциональность; экономическая выгода; общедоступность.

 Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. И в завершении мастер – класса я предлагаю вам  помедитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Спасибо за внимание, желаю вам творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орган...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: знакомство с методами и приёмами работы по развитию мелкой моторики рук.Задачи: - Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орга...

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный способ развития детей, наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Они представляют собой своеобразный массаж и ги...