Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »
учебно-методический материал (младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Улыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

второй младшей группы

Элесханова С.Х.

 

 

 

 

 

 

 

Моздок

2021г.

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

 

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

 

Оборудование: карандаши шестигранные, ребристые палочки, орехи грецкие, зубные щетки, веревочки с узелками, прищепки, решетки для раковины.

 

Ход:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

 Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ  

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (Нет или  Да)

 

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ».

Велико значение развития мелкой моторики в развитии речи дошкольников. Ведь как говорил великий педагог Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Во-первых, движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания.

Во-вторых, уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

В-третьих, движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других функций – мышления, внимания. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

 - решеток для раковин;

- прищепок;

- пуговиц;

- зубных щеток;

- шестигранных карандашей;

- веревочек с узелками;

-пробки.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Все игры сопровождаются стихотворениями- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. В данной технологии представлены игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Нетрадиционное использование предметов:

- стимулирует умственную деятельность;

- способствует хорошему эмоциональному настрою;

- повышает общий тонус;

- снижает психоэмоциональное напряжение;

- координирует движения пальцев рук;

- расширяет словарный запас;

- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Сейчас я предлагаю вам вообразить, что вы дети и поиграть. Задание для педагогов такое:

 - Педагогам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом. «Жил-был зайчик длинные ушки. Отморозил зайчик носик на опушке. Отморозил носик, отморозил хвостик, И поехал греться к ребятишкам в гости. Там тепло и тихо, волка нет, И дают морковку на обед».

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

 1.Игры и упражнения с прищепками. Перед вами в лоточках находятся бельевые прищепки. С этими предметами можно поиграть с детьми в разные игры и упражнения. Некоторые из них я предлагаю Вашему вниманию: Игра «Дополни предмет». 1 Задание: предлагаю, Вам, из разноцветных прищепок дополнить лежащие перед вами предметы.

Следующее- упражнение с прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие).

- Кусается сильно котенок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!».

-  Гусь стоит и все гогочет – Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га!

Эта игра и упражнения развивают творческое воображение, память, мышление; развивает мелкую моторику.

2. Массаж шестигранными карандашами (ребристыми палочками). Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

-  Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

- «Добывание огня». Взять карандаш, зажать его между ладонями вертикально, катать вперёд-назад. Сначала выполнять это упражнение медленно, затем можно ускорить темп.

- «Утюг». Положить карандаш на стол, катать попеременно правой рукой движение «вперёд-назад», затем левой.

3. Массаж грецкими орехами 

- Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

«Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех»  Катать орех между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. «Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтобы стало мне приятно»

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук. « Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. Три ореха я возьму, между пальцами зажму. 1,2,3,4,5 орехи сложно удержать»  

4. Резинки   для   волос. Надеваем и снимаем резинку на большой палец, — На указательный, — На средний, — На безымянный, — На мизинец. Игры  с  резинками  развивают   зрительное восприятие: дети  по образцу надевают на пальцы  разноцветные  резинки.

5. Игры  с крупой

Оборудование: контейнер, крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа); бобовые (горох, фасоль); макароны; орехи; Ситечко для просеивания; мелкие игрушки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов; набор мерных ложечек.

«Ищем клад» В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.

Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его  в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!

Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.

Думаю, не стоит говорить о правилах безопасности: оставлять малыша наедине с мелкими предметами ни в коем случае нельзя!

Вывод. Таким  образом, использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации. При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: многофункциональность; экономическая выгода; общедоступность.

 Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам  помедитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Спасибо за внимание, желаю вам творческих успехов!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Улыбка»

Мастер-класс для педагогов

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Подготовила воспитатель

второй младшей группы

Элесханова С.Х.

Моздок

2021г.

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карандаши шестигранные, ребристые палочки, орехи грецкие, зубные щетки, веревочки с узелками, прищепки, решетки для раковины.

Ход:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

 Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ  

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (Нет или  Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ».

Велико значение развития мелкой моторики в развитии речи дошкольников. Ведь как говорил великий педагог Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Во-первых, движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания.

Во-вторых, уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

В-третьих, движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других функций – мышления, внимания. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

 - решеток для раковин;

- прищепок;

- пуговиц;

- зубных щеток;

- шестигранных карандашей;

- веревочек с узелками;

-пробки.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Все игры сопровождаются стихотворениями- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. В данной технологии представлены игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Нетрадиционное использование предметов:

- стимулирует умственную деятельность;

- способствует хорошему эмоциональному настрою;

- повышает общий тонус;

- снижает психоэмоциональное напряжение;

- координирует движения пальцев рук;

- расширяет словарный запас;

- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Сейчас я предлагаю вам вообразить, что вы дети и поиграть. Задание для педагогов такое:

 - Педагогам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом. «Жил-был зайчик длинные ушки. Отморозил зайчик носик на опушке. Отморозил носик, отморозил хвостик, И поехал греться к ребятишкам в гости. Там тепло и тихо, волка нет, И дают морковку на обед».

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

 1.Игры и упражнения с прищепками. Перед вами в лоточках находятся бельевые прищепки. С этими предметами можно поиграть с детьми в разные игры и упражнения. Некоторые из них я предлагаю Вашему вниманию: Игра «Дополни предмет». 1 Задание: предлагаю, Вам, из разноцветных прищепок дополнить лежащие перед вами предметы.

Следующее- упражнение с прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие).

- Кусается сильно котенок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!».

-  Гусь стоит и все гогочет – Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га!

Эта игра и упражнения развивают творческое воображение, память, мышление; развивает мелкую моторику.

2. Массаж шестигранными карандашами (ребристыми палочками). Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

-  Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

- «Добывание огня». Взять карандаш, зажать его между ладонями вертикально, катать вперёд-назад. Сначала выполнять это упражнение медленно, затем можно ускорить темп.

- «Утюг». Положить карандаш на стол, катать попеременно правой рукой движение «вперёд-назад», затем левой.

3. Массаж грецкими орехами 

- Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

«Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех»  Катать орех между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. «Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтобы стало мне приятно»

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук. « Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. Три ореха я возьму, между пальцами зажму. 1,2,3,4,5 орехи сложно удержать»  

4. Резинки   для   волос. Надеваем и снимаем резинку на большой палец, — На указательный, — На средний, — На безымянный, — На мизинец. Игры  с  резинками  развивают   зрительное восприятие: дети  по образцу надевают на пальцы  разноцветные  резинки.

5. Игры  с крупой

Оборудование: контейнер, крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа); бобовые (горох, фасоль); макароны; орехи; Ситечко для просеивания; мелкие игрушки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов; набор мерных ложечек.

«Ищем клад» В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.

Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его  в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!

Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.

Думаю, не стоит говорить о правилах безопасности: оставлять малыша наедине с мелкими предметами ни в коем случае нельзя!

Вывод. Таким  образом, использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации. При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: многофункциональность; экономическая выгода; общедоступность.

 Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам  помедитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Спасибо за внимание, желаю вам творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орган...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: знакомство с методами и приёмами работы по развитию мелкой моторики рук.Задачи: - Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орга...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

«Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей и детей

Мастер-класс для родителей и детей «Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» был разработан с целью ,познакомить родителей и детей с методикой работы с глиной в дома...

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...