Ручной труд – в развитии личности ребенка дошкольника в ДОУ.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Якупова Галина Николаевна

Своевременное обучение детей  трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дошкольники успешнее претворяют свои замыслы в жизнь.

      Таким образом,   ручной труд можно считать  одним из  важных элементов  содержательного воспитания детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ручной труд – в развитии личности  ребенка  дошкольника  в ДОУ.

В детском саду особый интерес представляет  творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.  

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Ручной труд в доу  решает следующие  задачи:

Развивающие :

  1. Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских у  старших дошкольников;
  2. Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;
  3. Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
  4. Развитие  мелкой моторики  рук;
  5. Развитие  воображения, зрительного восприятия;

.

            Образовательные задачи:

  1. Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению.
  2. Знакомить детей со свойствами различных материалов.
  3. Учить детей разбираться в  простейших чертежах и схемах.
  4. Обучать специальным трудовым умениям и способам, пользоваться простейшими инструментами.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность.
  2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.
  3. Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала для своего удовольствия или в подарок  друзьм и  родным.

В программе детского сада, ручной труд включает работу  с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников. .

        Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка развиваются оформительские  способности.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки, формирует интерес к работе, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности. Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики.

 Можно сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное  влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

На своих занятиях я стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки. Я  учу детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, развивая тем самым  у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога.

В процессе работы над изготовлением поделок большое внимание уделяю развитию устной речи ребенка. В процессе работы изучаем сказки, поем песни, играем, сочиняем истории, знакомимся с персонажами русского фольклора.

В работе с детьми  я предоставляю им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, развивающая игра.

Я считаю, что работа приведет к успеху, если в нее подключить родителей. В своем учреждении мы организуем выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в создании которых принимают участие родители со своими детьми. Наша задача заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и подготовке его к школе.

Своевременное обучение детей  трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дошкольники успешнее претворяют свои замыслы в жизнь.

      Таким образом,   ручной труд можно считать  одним из  важных элементов  содержательного воспитания детей.